- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению (Богатырская сказка Про Илью Муромца (2 класс)
Урок по литературному чтению (Богатырская сказка Про Илью Муромца (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серова О.Н. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Телекоммуникационный практико-ориентированный проект для педагогов
«Реализация междисциплинарной программы
«Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»
в условиях введения ФГОС»
ФИО, предмет: Серова Оксана Николаевна, литературное чтение
Тема урока: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Текст: «Сказка про Илью Муромца»
Тип текста
Повествование
Стиль текста
Художественный
Уровень сложности
Сложный
Учебная задача
Формирование ценностного отношения к героям, событиям и языку произведения через умения отвечать на поставленные вопросы к тексту, аргументировать свою точку зрения и самостоятельно формулировать вопросы по содержанию произведения в процессе совместной деятельности под руководством учителя.
Стратегия смыслового чтения.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Пошаговое описание действий ученик-учитель при выполнении учебной задачи.
Действия учителя
Действия учеников
Методы, приёмы
Формы работы
Организует ситуацию поиска и прочтения необходимой информации.
- Ребята, прочитайте в оглавлении название раздела.
-О ком пойдет речь? Кого из богатыре вы знаете?
- Что мы будем читать сегодня?
- Назовите отличительные черты сказки как жанра.
-Оком пойдет речь в произведении?
-Рассмотрите иллюстрацию и определите время событий в сказке.
-Где Илья?
-Можно предположить, о чем пойдет речь?
- Что нужно сделать нам, чтобы подтвердить свои предположения?
Читают
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.
О становлении богатыря
Составляют план:
-чтение текста
- разбор непонятных слов
- обсуждение по содержанию
- составление вопросов к сказке
Чтение с остановками
1 стадия вызова
Постановка проблемного вопроса, требующего осмысления информации.
Коллективная работа.
Организует чтение текста
-Прослушайте 1 главу сказки (учитель читает сам).
- Как звали родителей Ильи?
- Почему не было фамилии?
-Что их огорчило?
Организует чтение 2 части сильными учащимися
(по ходу чтения 2 части учитель ставит уточняющие вопросы)
Организует самостоятельное чтение 3 части
Организует обсуждение 3 части
Отвечают на вопросы и приводят аргументы.
Читают 2 часть по цепочке.
По ходу чтения идет работа со словарными словами: не прикословил, тын, странник.
Отвечают на уточняющие вопросы по ходу чтения.
Чтение 3 части с пометками:
V знал
+ новое
- думал иначе
? не понял
Обсуждают известные факты, рассуждают о новых знаниях, выясняют непонятное и новое
Чтение с остановками
2 стадия осмысления
Инсерт
Коллективная работа
Самостоятельная работа
Коллективная работа
Организует работу с текстом после чтения
- Вы могли предположить такое окончание текста?
- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О ком сказка?».
- Высказывают свое мнение и доказывают свою точку зрения
Чтение с остановками
3 стадия размышления
Коллективная работа
Организует ситуацию осмысления информации.
- Придумайте вопросы по сказке
- Составляют вопросы:
2 вопроса «тонких»
2 вопроса «толстых»
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Работа в группах
Организует работу по вопросам
Задают вопросы и отвечают на вопросы других групп
Обсуждение
Коллективная работа
Организует деление 3 главы на части
Делят 3 главу на части и озаглавливают
Анализ текста
Работа в парах
Организует ситуацию самооценки эмоционального состояния.
- Что значит в вашем понимании «богатырь»?
- Могут ли сейчас существовать богатыри?
- За какие поступки и качества человека можно назвать «богатырем»?
- Нарисуйте дома «богатыря» по материалам сегодняшнего урока.
- Оцените свою работу на уроке и свой вклад в раскрытие сегодняшней темы урока.
Пробуют объяснять своё мнение и аргументировать
Оценивают себя и товарищей по критериям
.Рефлексия
Самооценка и взаимооценка
Коллективная работа
"Ученик научится"
"Ученик получит
возможность научиться"
Осознанно воспринимать содержание текста, выявлять его специфику, определять его главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, задавать вопросы.
Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.
Вести диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Читать вслух и про себя.
Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.
Понимать текст, опираясь не только на содержание, но и на жанр, структуру и язык.
Воспринимать художественную литературу как вид искусства.
Выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Высказывать свое отношение к герою и его поступкам.
Подтверждать фактами собственное суждение.
Давать характеристику героя.
Создавать иллюстрации по содержанию произведения.
Распознавать особенности построения сказки.
Определять позицию героя.
Универсальные методы и приёмы смыслового чтения.
Приемы, использованные на уроке, могут быть полезны на различных предметах и для разного возраста.
Чтение с остановками
Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Инсерт
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое; « - » - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «-», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем - они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».
Рефлексия.
Самооценка.
Позволяет учителю понять степень усвоения и осмысления информации, ориентироваться на личностные особенности каждого ученика.