Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Образовательная: анализ образа Мороза в произведении Н.А.Некрасова

Воспитательная - (формирование личностных УУД) : оценка жизненных ситуаций и поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;

формирование умения выражать своё отношение к герою;

Развивающая - развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД :

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

формулировать тему и цель урока, планировать свои действия

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

чтение вслух и про себя стихотворного текст, понимание прочитанного. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Оборудование: учебник, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, презентация, заготовки для картин, солнышки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок. В нашем классе сегодня много гостей поприветствуем их, и пусть улыбки взрослых помогут в нашей работе

- Ребята, а какое время года на улице? Назовите признаки зимы?

Солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе - вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2.Речевая разминка.

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... Слайд 1. (обратить внимание на слайд).

Слайд 2.

Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо.

(Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой - бела земля,

Махнёт другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Прочитать быстро, скороговоркой.

-Прочитать выразительно.


3. Подготовка к восприятию. - Отгадайте загадку: Он вошёл - никто не видел, Он сказал - никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес (мороз). Слайд 3.
- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный) - Вам нравится морозная погода? Почему? (бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).
Слайд 4.
- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. - Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И, конечно же, поэты этой теме уделяли внимание. 1. Работа с выставкой книг. - Обратимся к выставке. Книги, какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.) - Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта - Николая Алексеевича Некрасова (Слайд 5.), продолжим изучать и исследовать его произведения. 2. Разговор об авторе. Что вы знаете о жизни Некрасова? (Жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой).
Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

4. Работа с новым произведением. (Слайд 6.)

1) Введение в тему.

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.169.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Стихотворение о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз). -Как называется стихотворение? (Своего названия оно не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Слайд 7.


3.Чему мы будем учиться, работая над этим произведением? ( Слайд 8). Мы - определим тему, - исследуем содержание, - представим главных героев, - картины, нарисованные автором и, - будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.
5. Работа над содержанием.

  1. Первичное восприятие текста.

а) целевая установка - А теперь прослушайте отрывок из поэмы «Мороз - Красный нос». В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания. Приготовились к слушанию. б) чтение учителем в) проверка восприятия - Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное). - Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).
2). Определение темы и жанра произведения.
Определите жанр и тему данного произведения.
Давайте проверим, что у вас получилась.
(жанр произведения - стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме, произведение о зимней природе.)
3)Вторичное чтение. Мы продолжаем работу с текстом произведения стр. 169. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.
Работа с первым четверостишием а) целевая установка Прочитаем хором 1 четверостишие и узнаем, что нам сообщает автор? б) чтение в) проверка восприятия - О чём же говорит Некрасов в этом четверостишии? ( о морозе). Как он его называет? (Мороз-воевода).
- Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся). Слайд 9.
- Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении он используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения? А есть ли ещё непонятные слова? (над бором); бор - сосновый лес; (дозором) дозор - обход для осмотра; (владенья), владенья - своя собственность. Мороз-воевода, каким вы его себе представили Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым). Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает - с ветром, бушующим над бором, - с шумом горных ручьёв). Какое настроение вызывает это четверостишие? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное). Нам необходимо прочитать его выразительно. Для этого вспомним правила выразительного чтения. Слайд 10.
Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первое четверостишие прочитает тот, у кого на столе карточка красного цвета. Постарайся прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза. Ну что, представили появление мороза? (ответы).
Работа со вторым и третьим четверостишием - Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 четверостишие. 2 читают - девочки, 3 читают - мальчики (чтение) Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин? Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. (Слайд 11.) Найдите и зачитайте повторы. («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок. Каким настроением проникнуты эти строки? (возвышенным, бодрым). Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм (читают ребята, у кого на столах карточки синего цвета).
Работа с четвёртым и пятым четверостишием - Великолепен вид зимней природы. Ребята, а можно услышать мороз? (да) А как? Прочитайте про себя следующие 2 четверостишия и подчеркните слова карандашиком, еле заметно, которые это подтверждают. (чтение с пометами). Услышали мороз? Что он делает? Зачитайте слова, которые подчеркнули (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт). - О чём говорят эти слова? (Мороз показан как живой). Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется ….. (олицетворением). (олицетворение) Слайд 12. Ребята, а встретились ли вам непонятные слова? (палицей) Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают). А теперь найдите в 1 строчке синонимы (идёт - шагает). А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает). Какие слова говорят о его внешнем виде? (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная). Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами. Слайд 12.
Читая эти строки, какую картину представили? (шествие мороза). Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее). А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
Динамическая пауза:
Представьте, что в классе мороз. Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос). Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышим?
Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия. - Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом- Шаг на месте, не спеша, как погода хороша! Не боимся мы пороши, ловим снег - хлопки в ладоши. Присели.
- Читаем выразительно эти 2 четверостишия, показав голосом, как шагает мороз, (читают ребята, у кого на столах карточки желтого цвета). Не забываем о выразительном чтении (читают). Работа с 6 - 9 четверостишием
- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Ребята, у которых на столах карточки зеленого цвета, читают 6 и 7 четверостишие, а 8 и 9-ое читают ребята, у которых карточки розового цвета. Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством). Значение каких слов непонятно? Слайд 13. (гнёт) Как вы думаете? (ответы уч-ся) гнёт - тяжесть, груз; (обозы) - несколько повозок с грузом; (казна) - деньги, имущество; (не скудеет) - не беднеет. Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт», а как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки - это…(под лёд). Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. (Слайд 14). Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться). Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели. А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)
6. Работа в группах
Сейчас мы поработаем в группах. Получив карточку, определите: Мороз-воевода. Какой он? (нужное подчеркните) (Проверим выполнение работы, сравнив с ответом, который я вам предлагаю.) (Слайд 15). От 10 до 13 совпадений - смайлик желтого цвета; От 7 до 10 - зеленого цвета; От 4 до 7 - красного цвета.

7.Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (Слайд16).
- Какова основная мысль стихотворения? ( О зиме, о Морозе - воеводе)

- На каком рисунке Дед Мороз сказочный, а на каком Мороз - воевода?

8. Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Декабрь».

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди, какой профессии тоже могут передать красоту природы? (художники - красками, музыканты - нотами). (Слайд 17.) тема зимы объединяет произведения Н.А. Некрасова, музыку П.И. Чайковского и репродукции картин художников Р.Н. Благовещенского, К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря.

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н. А. Некрасов. Он любил и крестьянских детей, и природу родного края, и всё, что его окружало.) 9. Итог. (Слайд 18) Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили. - Тема произведения - … - Жанр произведения - … - Главный герой - …

10.Рефлексия

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.


Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы? На столах у вас разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите на память то, которое соответствует вашему настроению. Покажите своё настроение. Я очень рада, спасибо за работу. (Слайд 19)













Используемые источники.

  1. Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2013г., с.169-170, 220.
  2. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
  3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
  5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.


© 2010-2022