Конспект занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста.










Составили:

Учитель начальных классов Лысая Е.В.

Педагог- психолог Учеваткина Н. Ю.

МБОУ Комсомольская СОШ №1 Цель: развивать коммуникативные навыки у обучающихся младшего школьного возраста. Задачи:

  • способствовать усвоению участниками новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире,
  • содействовать накоплению эмоционально-положительного опыта общения со сверстниками, отработка коммуникативных навыков между участниками.
Оборудование: Шкатулка с зеркалом внутри, интерактивная доска, силуэты варежек, гуашь, кисти, стаканы с водой, цветные карандаши, клей-карандаш, журналы с картинками, ножницы, магнитофон, диск с музыкальными записями, доска, мел. Продолжительность занятия: 40 минут. Возраст участников: 9-10 лет.








1. Вводная часть.

Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.

Содержание: Участники (дети) садятся в круг на стулья и, передавая мяч с изображением солнышка, по кругу говорят несколько слов о своём настроении на данный момент.

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Содержание: Педагог «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.

У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты мне нравишься!» Далее педагог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?»Дети отвечают: «Себя!» Педагог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

2. Основная часть.

«Что такое сотрудничество?»

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество». Раскрыть правила сотрудничества.

Содержание:

Педагог « Ребята, что такое сотрудничество?» ( Сотрудничество - это умение делать дело вместе.)

Педагог « Сегодня в процессе игр и общения мы с вами откроем несколько правил, которые помогут сотрудничать, устанавливать взаимопонимание среди нас. Вы готовы? Тогда начнём. (Дети проходят и садятся за парты).

Упражнение «Улыбка».

Педагог: « Давайте улыбнёмся. Но искренне, по-настоящему. Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей.

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, голову держите прямо. Наполните лёгкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнёра из сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут.

Обсуждение: что вы почувствовали, когда улыбались вам?

Педагог :«Ребята, улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание».

Поэтому наше первое правило звучит так: «Поделись улыбкою своей и она к тебе вернётся!». ( Правило высвечивается на электронной доске. Дети его читают).

Упражнение «Путь доверия».

Педагог: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: вы разбиваетесь на пары. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести «слепого» ребёнка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Только вот говорить при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями».

(После упражнения проводится анализ:

- что ты чувствовал, когда был «слепым»?

- вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- как ощущал себя в роли поводыря?

- что ты делал для того, чтобы твой товарищ чувствовал себя уверенно и не боялся?

- когда тебе было лучше: когда ты вел сам, или когда тебя вели?)

Педагог: ( Итог) Не страшно, если ты доверяешь своему другу. Но надо быть достойным доверия, не подводить другого в трудной ситуации. А значит - каково следующее правило?

Правило: «Умей доверять и быть достойным доверия!». (Правило высвечивается на электронной доске. Дети его читают).

Упражнение «Комплимент».

Педагог: « Ребята, все вы знаете, что утки - перелётные птицы. Так вот - когда они летят большой стаей на юг, они постоянно крякают. То одна, то другая. Как вы думаете - зачем они это делают? Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости. Скажите, пожалуйста, а как люди, то есть мы с вами можем подбадривать друг друга? Верно, говорить друг другу хорошие слова, комплименты. Я предлагаю сыграть вам в игру, которая так и называется - «Комплименты».

Инструкция:«Встаньте, пожалуйста, в два круга - внешний и внутренний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах должно быть одинаковое. Участники, стоящие напротив друг друга говорят друг другу комплименты. Затем, по команде педагога, внутренний круг сдвигается по часовой стрелке и партнёры меняются. В итоге каждый из вас должен сказать каждому своему товарищу комплимент».

После упражнения проводится анализ:

- приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес?

- что было приятнее: говорить или принимать комплимент?

- как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правило четвертое: Находи и цени достоинства в другом!» ( Правило высвечивается на электронной доске. Дети его читают).

Следующее правило «Умей слушать и слышать другого. Умей договариваться»

Педагог « Ребята вспомним стихотворение Крылова. Почему у лебедя, рака и щуки не получилось общее дело?

(Действовали несогласованно, не договорились).

Следующее правило «Умей слушать и слышать другого. Умей договариваться» ( Правило высвечивается на электронной доске. Дети его читают).

Педагог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении общего задания».

Дети разделяются на пары (перекличка « ромашка, василёк, раза, тюльпан, гладиолус», каждый разбивается на пары Всего 5 пар. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе используются краски (гуашь), вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки.

3.Заключительная часть

Представление работ, обсуждение результатов.

Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы.

Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируя свой результат.

Мы открыли пока только 4 правила, которые помогают находить взаимопонимание между людьми, помогают сотрудничать. Давайте прочтём их ещё раз. Три полоски остались чистыми. Нам есть над чем подумать на следующем занятии. Но для этого каждый из вас должен, в свою очередь, поразмышлять, чего же здесь не хватает. На следующем занятии мы их обсудим и вместе выберем наиболее подходящие и значимые правила.

Рефлексия:

· Что нового узнали на занятии?

· Какие трудности возникали?

· Что понравилось?

· Что было самым трудным?

· Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Упражнение «Да».

Психолог:«Вытяните правую руку в перед ладонью вверх. Мысленно положите все знания, которые вы принесли на занятие. Вытяните левую руку вперед ладонью вверх. В левую все то, что узнали на занятии. Представьте, что у вас на ладошках два теплых солнечных зайчика. По моей команде «Готово, давай!» Соедините руки, для того, чтобы внутри ладошек сохранился огонек вашего опыта, сказав при этом «Да».

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Педагог: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».


© 2010-2022