Урок русского языка на тему: Слова, называющие предметы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка, 1 класс (блок «Как устроен наш язык»)

УМК «Начальная школа XXI века»

Клименко Жанна Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района

Белгородской области»


Тема: Слова, называющие предметы.
Педагогические задачи: содействовать формированию навыков различать слова, называющие предметы, обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческих способностей. Планируемые результаты: Предметные: умение различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы. Метапредметные: познавательные - умение осуществлять анализ звуковых моделей слов, формулировать правило на основе выделения существенных признаков. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать свою речь и речь собеседника. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, умение применять в общении диалогическую форму речи. Личностные: готовность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи, обнаруживать настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Оборудование: звуковые модели слов, карточки с буквами и словами.

Ход урока
1. Организационный момент. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Чтобы знанья получить, Внимательными надо быть.
- Для развития внимания я предлагаю вам поиграть в «Волшебные превращения».
2. Работа в парах. Введение в тему урока. - Из данных слогов и букв составьте слова и запишите их. за, ко, п, ля, со, м, ка, к, ма Проверка (на доске): коза капля сом мак - Подумайте, по какому признаку эти слова распределены в 2 группы? (живые - неживые предметы) - Какие из этих слов могут быть ответом на вопрос Кто спрятался в траве? - Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. Попробуйте задать вопросы к данным словам. Сделайте вывод. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
3. Работа с учебником. 1) Самостоятельно поработайте с рубрикой «Ключ к тайнам языка» на стр. 19. Попробуйте сформулировать это правило в более обобщённой форме. 2) Работа в группах. Упражнение 5 стр. 19. Группы составляют предложения с каждым из двух слов, включая в них имена существительные, отвечающие на другой вопрос. Например: Мальчик читает интересную книгу. Лошадь жадно жуёт сочную траву. Проверка.
4. Физминутка.
5. Работа в парах. - Вернёмся к словам. Замените в них 1 букву так, чтобы изменился вопрос, на который они отвечают. (коса - роза, цапля, рак, сон-сок) -Вот какие чудесные превращения произошли со словами, благодаря вашему старанию и вниманию.
6. Фонетическая разминка. - А у наших у ворот Чудо-дерево растёт, Чудо - расчудесное. Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чудесные подарки Славной матушки - зимы!
- Какие же подарки приготовила нам зимушка-зима?
- Весёлого снеговика. Выберите букву, которая в данном слове обозначает мягкий парный согласный звук. (На доске появляется картинка снеговика с изображением буквы в)
- Причудливые узоры на окнах. Какая буква обозначает согласный звук, который не является сонорным? (На доске появляется картинка с изображением морозных узоров и буквы З)
- Быстрые ледянки. Назовите букву, которая обозначает мягкий парный звонкий согласный звук. ( На доске появляется картинка с изображением ледянок и буквы д) - Забавы и веселье. Какая буква обозначает 2 звука? (На доске появляется картинка с изображением веселья и буквы е)
- Любимый праздник. Какая буква обозначает ударный гласный звук? (На доске появляется картинка с изображением Новогоднего праздника и буквы а)
- Выбранные буквы разделите на 2 группы: в З а д е (заглавная - строчные, печатные - прописные, гласные - согласные 1 звук - 2 звука)
Учитель помещает на доску снежинку с изображением буквы з.
- Решите анаграмму. Из данных букв составьте слово. (звезда) Запишите его в тетрадь.
7. Индивидуальная работа у доски. Составить звуковую модель слова «звезда», разделить его на слоги, поставить ударение.
8.Лексическая работа. - Какое значение имеет слово «звезда»? (Не названные значения выясняют по словарю: небесное тело, морская звезда, ёлочная игрушка, награда, популярный артист) Это слово многозначное. На какой вопрос оно отвечает? (Зависит от лексического значения)
9. Разгадывание загадки. - Ребята, а что за звёздочки посыпались с чудо-дерева? Эти звёздочки сквозные На пальто и на платке. Кружевные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)
- Удивительные чудеса происходят зимой! Вот так чудо! Снежинки упали в наши ладошки и ожили! Они принесли с собой интересные задания!
10. Дифференцированная работа. 1) Попробуйте дополнить четверостишие рифмующимися словами. Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром. И снежинки - балеринки Вьются весело кругом! 2) Из слов снеговик, узоры, праздник, ледянки, веселье выберите те, которые соответствуют данным схемам:

с з к с к з к с
з к з к з з к

Взаимопроверка. (Искомые слова снеговик, веселье)
- Давайте поиграем с этими словами. Они совсем не простые, а загадочные. В них спрятались другие слова. Попробуйте их найти. (снег, ель) Выпишите слова в тетрадь. Назовите в этих словах «опасные» места. - Какие ещё буквы и в каких случаях обозначают 2 звука?
11. Работа с мультимедийным приложением «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс» (урок 4, задание 6)
12. Проверка творческой работы. - Прочитайте получившееся четверостишие: Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром. И снежинки - балеринки Вьются весело кругом!
- Назовите имена существительные. На какие группы их можно разделить? (В ед. числе - во мн. числе, ж. рода - муж. рода, отвечают на вопросы кто? что?)
- Сколько здесь предложений? Найдите грамматическую основу в каждом предложении. (Учащиеся работают с интерактивной доской.) 13. Рефлексия. - Как красив и богат наш язык! Обычная снежинка может стать и сверкающей звёздочкой, и танцующей балеринкой! Как иногда хочется закружиться вместе с ними в воздушном танце и улететь далеко-далеко!
Вальс снежинок - Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Ребята, вы так замечательно сегодня работали! Снежинкам совсем не хочется таять. Они хотят остаться в ваших ладошках, чтобы подарить своё сияние и чистоту.
© 2010-2022