Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Курского муниципального района Ставропольского края






Мастер - класс

«Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

Выступление учителя

Гаченко Надежды Борисовнаы

МОУ СОШ № 13 ,

(специальность) учитель начальных классов

учителя первой категории

на заседании районном семинаре учителей ОРКСЭ

(предмет)

5 ноября 2014 года

(дата)




ст. Курская

2014 год


Разминка « Улыбнитесь»

Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Милые коллеги, представьте, что вы дети. Вы на шоколадной фабрике.

- Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая « на вас смотрит», или это не так?

Кажется, что на ваш выбор ничего не влияет, но психологи

утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.

Квадрат

Люди - « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. « Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

Треугольник

Люди - « Треугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения -неправильной и их собственной. Они - сильные личности и опасные конкуренты.

Круг

Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.

И так у нас получились три группы. Деление на группы должно быть разнообразным, интересным.

Правила работы в группе

  • Говори спокойно и ясно.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

  • Говори только по одному.

  • Возражаешь, предлагай!

  • Делай то же самое, если согласен.

  • Проверь работу своего товарища

1 . «Видимо-невидимо»
(автор Шагина Лариса Адамовна)

Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

2. Работа с притчами. (В группах)

Прочитайте притчу.

В чем заключается смысл притчи?

1 группа.

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


2 группа

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.

3 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

- Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

- Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

- Почему невыполнимо?

- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

3.Работа в группах.

1. Подбери однокоренные слова:

ОТЕЧЕСТВО РОДИНА

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

2. Распредели понятия в две группы:

Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

материальный мир духовный мир

любовь

море

песня

родина

дом

солнце

3. Что такое культурная традиция?

____________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие традиции есть в вашей семье?

4. Игра «Солнышко»

Другом может быть кто угодно, но друг, должен быть настоящий. А что значит настоящий друг?

Выберите и запишите на лепестках по одному самому важному на ваш взгляд качеству.

У нас с вами есть солнышко, но у него нет лучиков. Давайте на лучиках запишем то качество, которым бы вы хотели, чтобы обладал ваш настоящий друг.

На каждое достижение все хором говорим: «Это здорово!»

5.Собери пословицу



Друг за друга держаться- а старых не забывай. Недруг поддакивает, что дерево без корня. Друга ищи, а людскую дружбу - слова. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Не тот друг кто мёдом мажет, а люди дружбой. Новых друзей наживай, ничего не бояться. Птицы сильны крыльями, а тот, кто правду скажет. Человек без дружбы, а друг спорит. Какую дружбу заведёшь- а найдёшь - береги. Гору разрушает ветер, такую и жизнь проживёшь. Друг за друга держаться- а старых не забывай. Недруг поддакивает, что дерево без корня. Друга ищи, а людскую дружбу - слова. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Не тот друг кто мёдом мажет, а люди дружбой. Новых друзей наживай, ничего не бояться. Птицы сильны крыльями, а тот, кто правду скажет. Человек без дружбы, а друг спорит. Какую дружбу заведёшь- а найдёшь - береги. Гору разрушает ветер, такую и жизнь проживёшь.

Игра «Домино»

Этика

___________________________________

«мирская», «гражданская»



Этика

___________________________________

«мирская», «гражданская»



Светская

________________________________

Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

Светская

________________________________

Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

Мораль

________________________________

Все, что создано руками человека


Мораль

________________________________

Все, что создано руками человека



Культура

_______________________________

Нечто положительное, хорошее, полезное.

Культура

_______________________________

Нечто положительное, хорошее, полезное.

Добро

_______________________________

Нечто дурное, вредное



Добро

_______________________________

Нечто дурное, вредное



Зло

__________________________________

Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы


Зло

__________________________________

Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы


Материальный мир

_________________________________

Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Материальный мир

_________________________________

Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Духовный мир

_________________________________

Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится


Духовный мир

_________________________________

Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится


Внутренний мир

__________________________________

Стремление человека к доброму



Внутренний мир

__________________________________

Стремление человека к доброму




Добродетель

________________________________

Человек признает ценность других людей, т.е. уважает интересы и убеждения других людей


Добродетель

________________________________

Человек признает ценность других людей, т.е. уважает интересы и убеждения других людей

Добродетельный человек

______________________________

Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим


Добродетельный человек

________________________________

Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим

Порок

_____________________________

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы, общества и морали

Порок

_____________________________

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы, общества и морали

Свобода

_______________________________

Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным

Свобода

_______________________________

Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным

Моральный выбор

______________________________

Ситуация когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую


Моральный выбор

______________________________

Ситуация когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую

Моральный конфликт

_____________________________

Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки


Моральный конфликт

_____________________________

Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки

Ответственность

____________________________

Выполнений обязанностей в соответсвии с моральными нормами


Ответственность

____________________________

Выполнений обязанностей в соответсвии с моральными нормами

Моральный долг

____________________________

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний

Моральный долг

____________________________

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний




Справедливость

__________________________

Действия человека направленные на благо других людей


Справедливость

__________________________

Действия человека направленные на благо других людей


Альтруизм

___________________________

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим

Альтруизм

___________________________

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим

Эгоизм

___________________________

Способность человека, преследуя свои интересы содействовать общему благу


Эгоизм

___________________________

Способность человека, преследуя свои интересы содействовать общему благу

Разумный эгоизм

__________________________

Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах


Разумный эгоизм

__________________________

Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах


Дружба

_____________________________

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле

Дружба

_____________________________

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле

Словарный диктант по ОСЭ - урок 1-15


1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле

Этика

2) Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

Мораль

3) Все, что создано руками человека

Культура

4) Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы

Материальный мир

5) Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Духовный мир

6) Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится

Внутренний мир

7) Нечто положительное, хорошее, полезное.

Добро

8) нечто дурное, вредное

Зло

9) Стремление человека к доброму

Добродетель

10) Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим

Порок

11) Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным

Моральный выбор

12) Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки

Ответственность

13) Выполнений обязанностей в соответствии с моральными нормами

Моральный долг

14) Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний

Справедливость

15) Действия человека направленные на благо других людей

Альтруизм

16) Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим

Эгоизм

17) Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах

Дружба



6.Игра «Свеча любви»
Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры.
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся

7.Прощание

Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая на семинаре начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.



© 2010-2022