- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»
Мастер – класс «Групповая работа на уроках ОРКСЭ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаченко Н.Б. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Курского муниципального района Ставропольского края
Мастер - класс
«Групповая работа на уроках ОРКСЭ»
Выступление учителя
Гаченко Надежды Борисовнаы
МОУ СОШ № 13 ,
(специальность) учитель начальных классов
учителя первой категории
на заседании районном семинаре учителей ОРКСЭ
(предмет)
5 ноября 2014 года
(дата)
ст. Курская
2014 год
Разминка « Улыбнитесь»
Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
Милые коллеги, представьте, что вы дети. Вы на шоколадной фабрике.
- Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая « на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что на ваш выбор ничего не влияет, но психологи
утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.
Квадрат
Люди - « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. « Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.
Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.
Треугольник
Люди - « Треугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения -неправильной и их собственной. Они - сильные личности и опасные конкуренты.
Круг
Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.
И так у нас получились три группы. Деление на группы должно быть разнообразным, интересным.
Правила работы в группе
-
Говори спокойно и ясно.
-
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
-
Говори только по одному.
-
Возражаешь, предлагай!
-
Делай то же самое, если согласен.
-
Проверь работу своего товарища
1 . «Видимо-невидимо»
(автор Шагина Лариса Адамовна)
2. Работа с притчами. (В группах)
Прочитайте притчу.
В чем заключается смысл притчи?
1 группа.
Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
2 группа
Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?
- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - подытожил учитель.
3 группа.
Притча о совести.
Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
- Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
- Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
- Почему невыполнимо?
- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
3.Работа в группах.
1. Подбери однокоренные слова:
ОТЕЧЕСТВО РОДИНА
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
2. Распредели понятия в две группы:
материальный мир духовный мир
любовь
море
песня
родина
дом
солнце
3. Что такое культурная традиция?
____________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие традиции есть в вашей семье?
4. Игра «Солнышко»
Другом может быть кто угодно, но друг, должен быть настоящий. А что значит настоящий друг?
Выберите и запишите на лепестках по одному самому важному на ваш взгляд качеству.
У нас с вами есть солнышко, но у него нет лучиков. Давайте на лучиках запишем то качество, которым бы вы хотели, чтобы обладал ваш настоящий друг.
На каждое достижение все хором говорим: «Это здорово!»
5.Собери пословицу
Друг за друга держаться- а старых не забывай. Недруг поддакивает, что дерево без корня. Друга ищи, а людскую дружбу - слова. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Не тот друг кто мёдом мажет, а люди дружбой. Новых друзей наживай, ничего не бояться. Птицы сильны крыльями, а тот, кто правду скажет. Человек без дружбы, а друг спорит. Какую дружбу заведёшь- а найдёшь - береги. Гору разрушает ветер, такую и жизнь проживёшь. Друг за друга держаться- а старых не забывай. Недруг поддакивает, что дерево без корня. Друга ищи, а людскую дружбу - слова. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Не тот друг кто мёдом мажет, а люди дружбой. Новых друзей наживай, ничего не бояться. Птицы сильны крыльями, а тот, кто правду скажет. Человек без дружбы, а друг спорит. Какую дружбу заведёшь- а найдёшь - береги. Гору разрушает ветер, такую и жизнь проживёшь.
Игра «Домино»
Этика
___________________________________
«мирская», «гражданская»
Этика
___________________________________
«мирская», «гражданская»
Светская
________________________________
Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
Светская
________________________________
Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
Мораль
________________________________
Все, что создано руками человека
Мораль
________________________________
Все, что создано руками человека
Культура
_______________________________
Нечто положительное, хорошее, полезное.
Культура
_______________________________
Нечто положительное, хорошее, полезное.
Добро
_______________________________
Нечто дурное, вредное
Добро
_______________________________
Нечто дурное, вредное
Зло
__________________________________
Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы
Зло
__________________________________
Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы
Материальный мир
_________________________________
Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми
Материальный мир
_________________________________
Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми
Духовный мир
_________________________________
Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится
Духовный мир
_________________________________
Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится
Внутренний мир
__________________________________
Стремление человека к доброму
Внутренний мир
__________________________________
Стремление человека к доброму
Добродетель
________________________________
Человек признает ценность других людей, т.е. уважает интересы и убеждения других людей
Добродетель
________________________________
Человек признает ценность других людей, т.е. уважает интересы и убеждения других людей
Добродетельный человек
______________________________
Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим
Добродетельный человек
________________________________
Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим
Порок
_____________________________
Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы, общества и морали
Порок
_____________________________
Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы, общества и морали
Свобода
_______________________________
Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным
Свобода
_______________________________
Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным
Моральный выбор
______________________________
Ситуация когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую
Моральный выбор
______________________________
Ситуация когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую
Моральный конфликт
_____________________________
Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки
Моральный конфликт
_____________________________
Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки
Ответственность
____________________________
Выполнений обязанностей в соответсвии с моральными нормами
Ответственность
____________________________
Выполнений обязанностей в соответсвии с моральными нормами
Моральный долг
____________________________
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний
Моральный долг
____________________________
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний
Справедливость
__________________________
Действия человека направленные на благо других людей
Справедливость
__________________________
Действия человека направленные на благо других людей
Альтруизм
___________________________
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим
Альтруизм
___________________________
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим
Эгоизм
___________________________
Способность человека, преследуя свои интересы содействовать общему благу
Эгоизм
___________________________
Способность человека, преследуя свои интересы содействовать общему благу
Разумный эгоизм
__________________________
Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах
Разумный эгоизм
__________________________
Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах
Дружба
_____________________________
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле
Дружба
_____________________________
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле
Словарный диктант по ОСЭ - урок 1-15
1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле
Этика
2) Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
Мораль
3) Все, что создано руками человека
Культура
4) Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы
Материальный мир
5) Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми
Духовный мир
6) Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится
Внутренний мир
7) Нечто положительное, хорошее, полезное.
Добро
8) нечто дурное, вредное
Зло
9) Стремление человека к доброму
Добродетель
10) Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим
Порок
11) Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным
Моральный выбор
12) Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки
Ответственность
13) Выполнений обязанностей в соответствии с моральными нормами
Моральный долг
14) Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний
Справедливость
15) Действия человека направленные на благо других людей
Альтруизм
16) Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим
Эгоизм
17) Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах
Дружба
6.Игра «Свеча любви»
Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры.
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся
7.Прощание
Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая на семинаре начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.