Урок русского языка на тему: Правописание -тся-и -ться-в глаголах

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кумская Е.П

Учитель нач. классов

ГКУ С/Ш №11 с. Жетыген

Илийский район, Алматинская область


Тема: «Правописание -ться-, - тся- в глаголах » 4 кл

Цель: Наблюдать за способом обозначения звуков(ца) на конце существительных и глаголов. Составить алгоритм правописания ться и тся , учить безошибочно, писать эти сочетания, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола.

Развивать наблюдательность, мышление.

Воспитывать чувство доброты, коллективизма, бережного отношения к природе, прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока - групповая.

Метод ведения: словесный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, правила работы в группах, конструктор «Алгоритм правописания тся и ться в глаголах», учебник, карточки, «тестовички»

Зона актуального развития учащихся:

Знания:

*Что такое глагол.

*Что такое неопределенная форма глагола.

*Что такое форма 3-го лица ед. и мн. числа.

Умения:

*Различать глагол и имя существительное.

*Уметь ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и форме 3-го лица ед. и мн.числа.

Зона ближайшего развития:

*Знать правило правописания ться и тся.

*Уметь пользоваться алгоритмом правописания тся и ться у глаголов.

ХОД УРОКА.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1) Психологический настрой на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Ровненько садитесь!

И с усердием трудитесь!

-Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа стала продуктивной, вспомним правила работы в группах. (Плакат на экране. Дети по цепочке читают правила.)

СЛАЙД 4 2) Правила общего обсуждения:

*Не говорить всем сразу.

*Всегда смотреть на говорящего, выслушивать его до конца, вникать, пробовать понять.

*Возражая или соглашаясь с другим, общаться к говорящему лично.

*Не принимать решения, выслушав только одну сторону.

*Если что-то не ясно, не спеши с выводами.

НЕ ЛОВИ ВОРОН! ( Как понимаете последнее выражение? Что это?) Подберите похожее выражение.( Не лови мух. Не считай мух)

Наш урок пройдет под девизом: « Грамоте учиться - всегда пригодится» (Объясните пословицу) Слайд 5

II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

3) МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ. Слайды 6-10

Разгадайте ребус (ПОМИДОР)

На какой звук начинается слово? Охарактеризуйте его? Какой буквой обозначен на письме? Назовите все согласные из этого слова? Какие? (П,М,Р) А писать мы будем букву Пп

4) СЛОВАРНАЯ РАБОТА.ИГРА «Разгадай ребусы и запиши словарные слова»

(пятница, ракета, истина, работа, овёс, деревня, автобус ) слайды 11-18

Расшифруйте слово по первым буквам этих слов. Что получилось? (ПРИРОДА)

Слайд 19-20

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна

По имени ПРИРОДА!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты -

Поля, луга, моря и реки.

Сегодня урок у нас необычный. Он пройдёт в виде соревнования команд любителей природы. За правильные ответы вы будете получать жетончики. Расшифруйте названия своих команд.

5) НАТЮН - ЮННАТ; РИСТТУ - ТУРИСТ; ЛОГГЕО - ГЕОЛОГ (слайд 21)

Что они означают?

Команды есть, правила работы знаем. И так, мы начинаем.

6) РАЗМИНКА. Игра «ДА - НЕТ» (работа с тестовичками)

- Глагол - служебная часть речи?-

- На конце глаголов 2 лица ед. ч. пишется -Ь-? +

- Глагол обозначает предмет?-

- Глагол изменяется по временам? +

- Глагол в прошедшем времени спрягаются?-

- Глагол в предложении является подлежащим?-

- Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются? +

- Глаголы в Н.Ф отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? +

- Глаголы, отвечающие на вопросы: Что делал? Что делали? - настоящего времени?-

- Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам? +

(Взаимопроверка, жетончики командам) Слайд 22

7) УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Что такое спряжение? В каком времени спрягаются глаголы? Как можем определить спряжение глаголов?

Выборочный диктант.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ (читаю текст, дети находят глаголы) слайд 23

Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Идёшь ранней весной в ближайшую рощу и удивляешься большим переменам. Появляются первые весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Необходимо сохранить и сберечь первые цветы.

Дети называют глаголы) слайд24

( наступила - п.в, льет-1спр, идёшь-1спр, появляются-1 спр, удивляешься 1-спр, собирать-1 спр, распускает- 1-спр, сохранить - 2 спр, сберечь- 1спр)

Чему учит рассказ? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Я поняла, что вы много знаете о поведении в природе, о глаголах. А сейчас вы узнаете ещё что-то новое о глаголах.

IV. РАБОТА С ТЕМОЙ УРОКА.

8) Работа над четверостишьем.

Прослушайте четверостишье, если услышите одинаковые произношения в словах, хлопайте в ладошки и запомните эти слова.

Учитель читают текст:

Солнце садится, струится водица

Птица синица в воду глядится.

Чистой водицы решила напиться

Птица синица в воду глядится

Назовите эти слова. На доске слайд 26 Так эти слова слышатся.

Пти(ца) напи(ца) струи(ца)

Сини(ца) искупа(ца) гляди(ца)

А, как же они пишутся? (слайд 27)

Птица напиться струится

Синица искупаться глядится

Слайд 28 Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца].

[ца]-может обозначаться сочетанием ца

[ца]-может обозначаться ться

[ца]-может обозначаться тся)

Как, вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

9) ВЫДВЕЖЕНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ.

Поиск решения проблемы.

Сначала определим, в каких словах пишется (ЦА). Сравним 1 и 2 столбики, чем похожи? Чем отличаются? Что слышится и что пишется в 1 столбике?

ВЫВОД: в конце существительных на конце слышится и пишется - ЦА-

(вывешивается плакат) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слышится (ЦА)

Пишется ЦА

10) РАБОТА В ГРУППАХ (Группа получает карточку. Записать слова, в которых пишется и слышится на конце - ЦА -) слайд 31

1 группа 2 группа 3 группа

Кури(ЦА) ули(ЦА) умни(ЦА)

спи(ЦА) весели(ЦА) мельни(ЦА)

пугови(ЦА) гусени(ЦА) кусае(ЦА)

пасё(ЦА) труди(ЦА) волчи(ЦА)

несё(ЦА) учени(ЦА) дуе(ЦА)

(С каждой группы отвечает ученик, получают жетончики) Поверим слайд 32 11) ФИЗМИНУТКА (Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза)слайд 33 Учитель медленно: закройте глаза. Перед вами красивый цветок. Вы чувствуете его аромат, его доброту. Мысленно пошлите это добро друг другу, всем кто рядом. Почувствуйте, как добро входит, доставляя радость. У вас появляются новые силы, здоровье, радость, счастье. Вас обвевает ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам, улыбнитесь. Пошлите окружающим хорошие, добрые мысли. (Смотрите, сколько хорошего, может сделать один красивый цветок)
Продолжим работу. Сравните 2 и 3 столбики. Как считаете, почему в одних словах пишется - Ь- в других нет? Что бы понять определите в какой форме стоят слова - глаголы? ВЫВОД: если глаголы стоят в Н.Ф , отвечают на вопрос Что делать? Что сделать?,то - Ь - ПИШЕТСЯ.

Слайд 34: ГЛАГОЛ

Слышится (ЦА) Пишется -ТЬСЯ-

Н.Ф. Что сделать? Что делать?

В какой форме 1 столбик?

ВЫВОД: Если глагол стоит в форме 3 ЛИЦА ЕД.ЧИСЛА, отвечает на вопросы:

Что делает? Что сделает? то - Ь- НЕ ПИШЕТСЯ

Слайд 35: ГЛАГОЛ

слышится (ЦА) пишется -ТСЯ-

3 Л. ЕД.Ч , Что делает? Что сделает?

Мы можем проверить писать ться или тся поставив вопрос к глаголу.

Слайд 36:

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

12) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. слайд 38

Сравним с учебником. ЧТЕНИЕ правила про себя и хором. ( с.165)

13) Составление алгоритма. Работа в группах. слайд 39

-Сегодня на уроке мы познакомились с новым правилом правописания глаголов.

-Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило.

Попробуйте составит из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на ться, тся. (конверт у каждой группы. Дети работают в группах)

-Какое действие вы поставили на первое место? (Я выставляю на слайде)

(Задайте к глаголу вопрос)

-Какой второй шаг?

(если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши ться

(если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши тся.)

Алгоритм правописания ться, тся слайд 40

1шаг Задай к глаголу вопрос

Что делать? Что делает?

Что сделать? Что сделают?

Что делают?

Что сделают?

2 шаг пиши пиши

ться тся

-Для чего нам необходим данный алгоритм? (чтобы правильно применять правило на письме)

- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу. слайд 41

V.Применение новых знаний. Слайд 42

14) РАБОТА У ДОСКИ. Выборочное списывание. (1 ученик у доски, дети пишут в тетради)

Запишите в 2 столбика. Если это глаголы на -ться- и -тся- Если существительное

удивляет?ся, улыбается, может случи?ься, случает?ся, купат?ся, ложит?ся спать.

15)Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. Слайд 43

Друзья познают?ся в беде.

Трус своей тени боит?ся.

У него дело из рук валит?ся.

Несчастья боят?ся, так и счастья не видать.

За всё брат?ся -ничего не сделать.

Всякий человек в деле познаёт?ся

16) НАШЛИ КЛАД (ПОМНИТЕ) СЛАЙДЫ 44-45

Дети читают пословицы:

Смелей нужно к знаниям стреми...ТЬСЯ

Мир знанием освещаеЕТСЯ

Кто любит учи…ТЬСЯ,

Тому дома не сиди…ТСЯ

МИР ДА ЛАД - БОЛЬШОЙ КЛАД.

ЗНАНИЕ - ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО. Как понимаете значение пословиц?

VI. ИТОГ УРОКА. Подсчитываются жетоны.

Наше соревнование завершилось. Вы показали свои знания в области русского языка и защитников природы. Учитесь понимать всё, что происходит в природе, на уроках. Ведь : «Грамоте учиться - всегда пригодится»

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней, мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем, же люди, все вместе

Мы к неё относиться добрей. Слайд46

17) Рефлексия. Слайд 47 С какой орфограммой познакомились? Что узнали?

- Ребята! А теперь давайте сядем и подведем итоги, начиная свой ответ словами:

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…-

Сегодня мы говорили, слушали, читали, писали. А это значит, что каждый из вас хоть чуточку стал лучше знать русский язык. А еще, вы сегодня доказали, что совместный труд, стремление узнать что-то новое привело вас к победе.

VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. с.167 № 568

Урок русского языка на тему: Правописание -тся- и -ться- в глаголах

Урок русского языка на тему: Правописание -тся- и -ться- в глаголах

4 класс

Подготовила и провела:

учитель ГКУ с/ш №11 с. Жетыген

КУМСКАЯ Е.П.


С. Жетыген 2014


© 2010-2022