• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему: «Игровые методики на развитие психических процессов в коррекционно – развивающей деятельности воспитателя»

Доклад на тему: «Игровые методики на развитие психических процессов в коррекционно – развивающей деятельности воспитателя»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБСКОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»



Доклад на тему:

«Игровые методики на развитие психических процессов в коррекционно - развивающей

деятельности воспитателя»









Воспитатель I

квалификационной категории

Елена Борисовна Шамонина.

Межрегиональный семинар Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида» на тему: «Современный урок в коррекционной школе как условие успешной социализации личности обучающихся»


г. Бугульма



Игра - это искра, зажигающая

огонек любознательности.

В.А.Сухомлинский. Игра относится к числу явлений, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни, она постоянно приковывает к себе внимание. Игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов, творческих способностей учеников, навыков самостоятельной работы, формируют взаимопомощь в коллективе и учитывают индивидуальные особенности детей с нарушением слуха. Я работаю в 4 «А» классе, в котором учатся пять человек, уже четвертый год. Все дети очень разные по интеллектуальному, физическому и психическому развитию. Камиль - самый лучший ученик в классе. Он внимательный, ответственный, сосредоточенный, уравновешенный. У него - II-III степень тугоухости, после перенесенного менингита. Самига - контактная, аккуратная, отзывчивая и старательная девочка. Со II-III степенью тугоухости. Катя- очень медлительная, аккуратная девочка, внимание у нее быстро - отвлекаемое, часто подвержена физической агрессии по отношению к мальчикам и слабым ученикам. Со II группой глухоты(под влиянием наследственного фактора). Дамир - гиперактивный ребенок, с синдромом дефицита внимания. Не может посидеть спокойно даже несколько секунд. Сначала сделает, а потом думает. От этого страдает он сам и окружающие его люди. У него II группа глухоты, наследственная. Денис - ребенок с ДЦП. Тугоухость III, IV степени, последствия родовой травмы. Он с трудом привыкал к школьной жизни, у него патологическая привязанность к матери. У Дениса наблюдаются серьёзные нарушения в эмоционально -волевой сфере и умственном развитии. Вот такие разные дети учатся в одном классе. В силу того, что все дети имеют нарушение слуха и побочные диагнозы, что сказывается на отставание в развитии психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, речи, восприятия. И чтобы заинтересовать и активизировать таких детей к учебно - воспитательному процессу, здесь на помощь приходит игра, которую систематически использую и во внеклассных занятиях, в бытовых ситуациях и режимных моментах. Проводя свои занятия, я использую игры, которые оказывают определенный положительный психотерапевтический эффект, что очень важно для детей с нарушением слуха. Остановлюсь на некоторых из них:

  1. Игра «Цвета» - детям задается вопрос: Что бывает красного цвета? они должны ответить на него. Здесь начинает работать мыслительный процесс, развитие речи и творческое воображение. Дети самостоятельно называют предмет, потом закрепляется зрительное восприятие.
  2. Игра «Опиши предмет» - детям дается определенный предмет, они делают его описание.
  3. Игра «Угадай предмет» - по признакам - дети догадываются, что это за предмет.
  4. Игра - упражнение «Бабочки» - она помогает обучать приемам ауторелаксации и развивать воображение и фантазию, снять эмоциональные и мышечные напряжения.
  5. При обучении глухих детей большая нагрузка ложится на зрительный анализатор, поэтому я использую игры на расслабление и концентрацию. Игра - упражнения для глаз: «Жмурки», «Ходики», «Часики», физминутки для глаз на интерактивной доске.
  6. Игра «Запомни и нарисуй» - детям предлагается рисунок с фигурами, они должны запомнить и нарисовать. Для этой игры дети должны выбрать любой карандаш по цвету. Это будет говорить о том, на сколько ребенок эмоционально настроен. Это игра тренируют зрительное восприятие и память, сосредотачивает внимание.
  7. Игра - этюд «Обнималки» - для снятия мышечных зажимов и установления эмоциональных контактов, где дети раскрепощаются и свободно контактируют между собой, стараясь использовать речевые средства общения. Здесь же используются элементы артпедагогики и пантомимы.
  8. Одной из главных задач обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей является работа над развитием слухового восприятия. Для реализации данной цели применяю игру «Слушай ритм», в процессе которой дети концентрируют слуховое внимание и стараются воспроизвести тот ритм, который задается ведущим.
  9. Игра «Запретный номер» - формирует жизненно - необходимый навык - чтение с губ.
Перед проведением каждой игры четко ставлю для себя цель: над развитием какого психического процесса буду работать, а детям даю целевую установку, например, будем играть, будем рисовать- всем по разному, исходя из состояния слуховой функции. Камилю всегда на слух, Самиге, Кате и Дамиру - слухозрительно, Денису всегда слухо - зрительно и плюс использую табличку. Т.к. все игры в основном предусмотрены для нормально - слышащих детей, мне приходится адаптировать их и подбирать весь речевой материал для наших детей, учитывая индивидуальные особенности. Если Камиль поступил с небогатым словарным запасом, то сейчас у него развита активная речевая деятельность. Он активный участник общешкольных мероприятий, на которых выступает с исполнением песен. Самига стала пластична, танцевальна, красиво выступает с жестовым пением. Речь ее обогатилась сложными фразами. Дамир стал более усидчивым, ему нравится когда доверяют какое-нибудь выступление или поручение. Не всегда получается, но очень заметна положительная динамика. Катя так же изменяется в положительную сторону: стала улыбчива, более уравновешенна, заметно огромное желание выступать на сцене в первых ролях. Денис если раньше совсем плохо стоял на ногах, то сейчас на равнее со всеми выступает на сцене. Итог:
  1. В процессе проведения игр, обращаю внимание не только на обогащение словарного запаса, но и уделяю серьезное внимание произносительной стороне речи, исправляя дефектное произношение.
  2. Совершенствую методические приемы работы, используя новые информационные технологии и для себя четко осознаю и понимаю, что именно в процессе игровой коррекционно - развивающей деятельности, создаются те ситуации, которые способствуют развитию основных психических процессов, речевой активности глухих и слабослышащих детей.
  3. Поэтому игра является одним из способов формирования устной речи и гармонично развитой личности у детей с нарушением слуха и недостатками в развитии.







© 2010-2022