Конспект интегрированного урока по чтению и географии по теме Путешествие по родным местам комнатных растений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ГЕОГРАФИИ И ЧТЕНИЯ В 5-7 КЛАССЕ-КОМПЛЕКТЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Предмет: Чтение и развитие речи

Тема урока: путешествие по родным местам комнатных растений

Тип урока: урок изучения новых знаний Форма урока: урок - путешествие Продолжительность - 1 урок (40 минут) Класс: 5 -7 класс-комплект Технологии:

  1. Образовательные:
  • Технология коллективной мыслительной деятельности в системе малых групп (с элементами проектной технологии).

  • Здоровьесберегающие технологии: арт-терапия, песочная, изотерапия.

  • Игровая технология.


  1. Педагогические:
    • технология личностно-ориентированного обучения.
    • технология коллективной творческой деятельности.

  1. Информационные технологии:
  • Мастер электронных презентаций MS Power Point.

Произведен оптимальный отбор здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель урока:
  • Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения

  • Ознакомление обучающихся с комнатными растениями класса, их ролью в жизни человека;
  • Формирование первоначальных знаний и представлений обучающихся об особенностях жизни и размещении, отличительных признаках некоторых комнатных растений;

Коррекционная цель: коррекция модально- специфических видов памяти
Задачи: Образовательные:
  • формировать общеучебные умения и навыки;
  • формировать представление обучающихся об особенностях жизни комнатных растений;
  • упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Развивающая:
  • развивать навык осознанного выразительного чтения;
  • способствовать овладению обучающимися новыми знаниями, продолжить работу над развитием творческих способностей;
Воспитывающая:
  • прививать любовь к чтению художественной литературы;
  • создавать мотивационную среду для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы;
  • воспитание мотивации к учению (урок интересен обучающимся, найдены правильные варианты поощрения, материал урока связан с сегодняшней жизнью ученика)

Оборудование:

рабочего места учителя:

карта мира; флажки для укрепления на карте названия растения; таблички с названиями цветов; живые комнатные растения: алоэ, бегония, хлорофитум, монстера, финиковая пальма, кактус; одежда для инсценирования сказки: рабочего места обучающихся: тексты для чтения; таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания.
ИКТ - оборудование:

  • проектор;
  • компьютеры;
  • звуковые колонки;
  • компьютерная презентация по теме урока;
  • программное обеспечение: Windows XP, Office 2003, Microsoft Office Power Point 2003;

Методы обучения:
  • словесные (психологический настрой, рассказ, ответы на вопросы викторины, объяснительная и обобщающая беседа);
  • наглядные (самостоятельные наблюдения обучающихся, использование фотографий);
  • практические (демонстрация презентации, заполнение схемы, работа с пословицами, составление паспорта растений, элементы драматизации)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • работа с презентацией,

  • практическая работа.


Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят обучающиеся в ходе урока: Знать названия комнатных растений, различия по внешним данным, правила цветочного этикета, Уметь: составлять паспорт растения, ориентироваться по географической карте, находить необходимую информацию в сети Интернет


Х О Д У Р О К А

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Наглядность

  1. Организа-

ционный момент.

Психологический настрой.

- Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

-к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Я рада встрече с вами, нам предстоит окунуться в мир красоты и чуда. А с собой мы возьмем:

О -осанку, У -улыбку, Н-настроение, В-веру в свои силы, а результат = ЗДОРОВЬЕ

Обучающиеся встают в кружок, держась за руки; произношу слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух, затем рассаживаются по местам.

СЛАЙД №1



СЛАЙД№2

2. Введение в тему


Сообщение темы и цели урока

2 МИН.

Рассказ учителя


Постановка проблемы

Прочитайте стихотворение. Оля и Лиля

Стоят на подоконнике,
Домашние цветы.
Они зимы поклонники,
И слуги красоты.

Вбирают энергетику,
У солнечных лучей.
И дарят нам эстетику,
Среди домашних дней.
Дождимир Ливнев

- Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы - комнатным растениям. На уроке будем отрабатывать правильное, выразительное и осознанное чтение, а также познакомимся с комнатными растениями, их отличительными признаками.

Зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зеленым великолепием. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? ЗАЧЕМ МЫ ДЕРЖИМ ИХ У СЕБЯ ДОМА, УХАЖИВАЕМ ЗА ЭТИМИ РАСТЕНИЯМИ

Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далеких стран!
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где невзрачные, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы попадем в сумрачные дебри влажных лесов, где среди огромного числа гигантских растений с трудом найдем наших знакомых.

Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время реальным (которое происходит сейчас), потому что растения, с которыми мы познакомимся во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашем классе или дома.

Стихотворение читают обучающиеся

СЛАЙД №3




3. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся

2-3 мин

МАГНИТЫ

На мольберте


- Но прежде чем оправиться в дальние страны, мы должны как настоящие путешественники, заполнить «въездную визу», для получения которой нужно будет выполнить задание: Мы с вами знакомились с растениями, когда проводили экскурсию по школе, на пришкольном участке, на природе. Давайте вспомним названия растений и разделим их на 2 группы: прикрепляю названия Комнатные растения ====== декоративные растения (львиный зев, лилии, фикус, герань, астра, папоротник, анютины глазки, фиалка).

НА СЛАЙДАХ ФОТО С ЦВЕТАМИ, КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ВСПОМНИТЬ НАЗВАНИЕ


По очереди узнают растение, берут карточку и прикрепляют на стенд

СЛАЙД №4

- Итак, «въездную визу» мы оформили, можно отправляться в путешествие по родным местам наших домашних растений!

Фонограмма взлетающего самолета.

Закройте глаза и представьте, что перед нами огромное море песка, яркое и жаркое солнце, жара + 50. откройте глаза.


СЛАЙД №5

СЛАЙД №6

4. Изучение нового материала

Финиковая пальма. Аудиозапись




Прочитайте, где мы с вами приземлились.

Идет караван верблюдов, любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зеленая точка - оазис! Прочитайте, что такое оазис?

- Чудесное растение в пустыне! Прочитайте его название.

- Финиковая пальма хочет рассказать о себе. Давайте послушаем её внимательно.

- Я - финиковая пальма. Мое название значит как "несущая пальцы". С пальцами сравнивают мои плоды финики. Арабы говорят обо мне: "Пальма - царица пустыни, купает ноги свои в воде, а прекрасную голову - в огне солнечных лучей". Я расту в пустыне только там, где вода выходит на поверхность. Финиковые пальмы для жителей пустыни много веков были и их жизнью, и радостью. Тень от финиковых пальм спасает от солнца. Из стволов пальмы делали столбы и двери для домов, а листьями покрывали крышу. Из высушенных листьев делали циновки, мешки, корзины. А из плодов - фиников готовили еду: сок, сахар, даже пекли хлеб. Эти плоды сушили, жарили, кормили ими верблюдов. Несомненно, жители пустыни без финиковой пальмы не смогли бы жить!

Выполним задание: Саша и Дима создают на песке картину окружающей природы Африки

Лиля и Настя прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной финиковой пальмы.

ОЛЯ и Илья попробуют отличить финик от других сухофруктов. Названия сухофруктов на крышках. Нужно поменять их местами.

А мы в это время с ребятами 7 класса проверим, знают ли они пословицы о цветах? Каждый зачитывает по 1 пословице, находит окончание.

Цветы, что дети, уход любят.
Где цветок, там и медок.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
На цвет и пчелки летят.
И красивые цветики ядовитыми бывают.

Давайте проверим индивидуальную работу ребят:

- назовите родину финиковой пальмы

- правильно девочки выполнили задание?

- вижу, что Оля с Ильей правильно справились с заданием

Саше и Диме дадим еще немного времени, а затем проверим их творчество

Песочная терапия -индивидуальное задание Беляеву А. и Сорониной А. -создать на песке картину окружающей природы Африки



Ребята выполняют задания молча

Составление пословиц


Проверка выполнения задания Лили и Настии, Оли и Ильи

СЛАЙД №7





СЛАЙД №10

Ребята 7 класса вспоминают пословицы о цветах

1 мин

Проверка

3 мин

Индивидуальное задание

2 мин

Текст №1

на карточке


Проверка индивидуальной работы

А мы с вами продолжим путешествие по Южной Африке

- Вы помните сказку «Доктор Айболит»?

-кто её автор? (появляется на слайде)

Давайте вспомним содержание сказки

Инсценирование

Оле задание найти информацию в интернете про следующее растение - хлорофитум (чтобы не зачитывать задание дам его на карточке)

- А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо)

- Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки растет ещё одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных.

Это растение называется … (на слайде появляется название)

Давайте узнаем больше про это растение. Читать будем текст №1 по очереди.

- алоэ иногда называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходится долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Сок в листьях горький, но очень полезный. Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.

Вот видите, ребята, какое это ценное растение.

Эдик и Влада прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной алоэ

Давайте проверим индивидуальную работу ребят:

Подойдите и посмотрите, удалось ли ребятам создать на песке картину окружающей природы Африки?

- что вы видите?



Инсценирование отрывка сказки


Чтение текста

СЛАЙД №9

Физминутка.ИГРА «деревья, комнатные и декоративные растения»


2 мин

Игра «деревья, комнатные и декоративные растения» При назывании дерева вы вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, цветы - руки разводятся в стороны, комнатного растения - присаживаются на корточки.

Бархатцы, фикус, осина, мак, тополь, папоротник, кедр, астра, герань, липа, дуб, лилия, хризантема, каланхое, гвоздика, берёза, нарцисс, георгин, фиалка.

улучшение переключаемости и концентрации внимания школьников

2 мин

Хлорофитум -родина Южная Африка - мыс Доброй Надежды.

Оля зачитывает текст

- продолжим наше путешествие по Южной Африке.

-прочитайте, где мы с вами находимся…(мыс Доброй Надежды)

посмотрите какое чудесное растение со свешивающимися веточками

знаете название этого растения?

-прочитайте (появляется название)

Давайте послушаем Олю, какую важную и интересную информацию она нашла в интернете про хлорофитум

Хлорофитум растет на берегу Южной Африки - мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводится как "зеленое растение с пучками". На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.

Спасибо, Оля.

Аня и Лиля прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной хлорофитума

Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Сейчас узнаем, знаете ли вы правила цветочного этикета (на 1 парту ставлю вазы). Работать будем командами.

Чтобы получить цветок, вы должны правильно ответить на вопрос. В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднимет руку.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают)
2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)
3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)
4. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)
5. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)
6. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)
7. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)
8. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

- ребята, а кому бы вы подарили эти красивые цветы?

- предлагаю вам подарить эти цветы гостям на память о нашем уроке. Эти цветы ребята изготовили сами.

Отправляемся дальше в путешествие





Школьники читают и отвечают на вопросы, за правильные ответы получают цветы.

Маме, Л.В., Л.Н, ГОСТЯМ.

Дети дарят цветы гостям.


СЛАЙД №10





Слайд №11

Слайд №12

Рассказ учителя

Кактус-

Родина -Мексика


Индивидуальное задание

2 мин



Гимнастика для глаз.


- Наша следующая остановка. Но чтобы, понять, где мы приземлились, давайте прочитаем название страны.

Мы с вами в стране кактусов - Мексике.

Посмотрите на странные растения, которые похожи на зеленые палки и шары, покрытые острыми колючками. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм. Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного?

Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно прочитать текст №2. Приготовьте его.

Максимов Д.и Беляев С.- Нарисуют кактус необычной формы - Кактусы имеют фантастический вид. У них большой и толстый стебель, а на нем вместо листьев колючки. Кактусы похожи на огромных ежей. Они растут в пустыне, где почти не бывает дождей. Все их строение приспособлено к накоплению и сохранению влаги. Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождей их корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи их мелкие корни высыхают, а более толстые остаются живыми. Кактус очень выносливое растение и может долго быть без воды. Кактусы вполне съедобны. У себя на родине кактусы без колючек (есть и такие!) используют как корм скоту. Едят их и люди. Они кактусы жарят, варят, делают сок и варенье, вкус у которого очень похож на вкус апельсина. А один вид кактусов с длинными колючками индейцы раньше использовали как расческу. Так что зеленые колючие шарики имеют полное право стоять и красоваться на ваших окнах.

Оля и Эдик прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной кактусов

Итак, скажите, что же интересного вы запомнили про кактусы?

Закройте глаза и представьте, что вы увидели кактус с меня ростом. Вы удивлены? Откройте глаза и покажите ваше удивление. От страха вам стало казаться, что кактус движется: влево-вправо, влево-вправо, вверх, вних, влево-вправо. Голова у вас закружилась. Зажмурьте глаза, откройте, голова все еще кружится, ещё раз зажмурьте глаза. Открывайте. Это был всего лишь сон.



ИЗОТЕРАПИЯ

Чтение текста


СЛАЙД №13




2 мин

Монстера

-родина Бразилия

Южная Америка

Аудиозапись


2 мин.30 сек.

- Из жарких и сухих пустынь перенесемся во влажные тропические леса. Где мы с вами оказались?

Посмотрите на карту. Зеленым цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес на лодке, проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель - наш проводник, послушаем его внимательно

- Боэнос диас! Добро пожаловать! Я бразилец - житель страны Бразилии! В тишине тропического леса вы не услышите пения птиц, а чаще всего рев обезьян или крик попугаев. Всюду непроходимые заросли растений. А если поднять голову, то можно увидеть, как с деревьев свисают коричневые "веревки", а еще выше - огромные метровые резные листья. Это - монстера. Она обвивает своими ветками соседние деревья, а корнями укрепляется в земле. У растений тропических лесов нет одновременного листопада, и листья у них не желтеют. Один лист отвалится, вырастают другие. Это происходит потому, что температура воздуха не поднимется выше +30 градусов и не опускается ниже +26 градусов. Здесь ни жарко и на холодно. Поэтому тропические леса круглый год стоят зеленые.

- назовите растение, которое мы встретили в Бразилии?

Влада и Настя прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной монстеры

- вы знаете ребята, что о цветах написано много песен. Давайте послушаем их и попробуем вспомнить их на­звание.
Итак, начинаем!

мелодии: «Ромашки спрятались», «Лаванда», «Белые ро­зы», «Миллион алых роз», «Желтые тюльпаны»

.



Играет музыка, обучающиеся угадывают песню

СЛАЙД №14


СЛАЙД №15


2 мин

Бегония Родина - остров Ява.

- Посмотрите теперь вот на это причудливое растение. Не правда ли, его листья очень смахивают на ушки у Хрюши.

Прочитайте название этого растения - бегония.

Родина этого растения - прочитаем на слайде- тропические леса острова Ява.

Давайте прочитаем текст №3 и узнаем больше об этом растении

- Это - бегония. Название этого растения происходит от фамилии Бегон, человека - большого любителя цветов. Листья у нее бывают большие и разного цвета: темно-красного, зеленого и даже металлически-серого. Цветет бегония белыми и розовыми цветами. Все растение не больше метра высотой. Оно такое же, как у нас на столе.

Лиля и Аня прикрепят звездочку и название растения в ту точку на карте мира, что является Родиной бегонии

Мы в это время проверим работу мальчиков и посмотрим, какой формы кактусы у них получились?

Чтение текста о данном растении

Проверка индивидуальной работы

СЛАЙД №16

5. закрепление изученного материала

2 мин

- Чтобы мы могли перевезти понравившиеся растения к нам в страну, необходимо оформить "паспорт" для растений.

Оля, Эдик, Влада, Лиля - ваша задача соединить карточки название растения- и место их произрастания - т.е. Родину.

  1. Финиковая пальма - родина пустыня Сахара, Африка.

  2. Кактус - родина Мексика.

  3. Алоэ - родина Южная Африка.

  4. Хлорофитум - родина мыс Доброй Надежды.

  5. Монстера - родина Южная Америка.

  6. Бегония - из тропических лесов острова Явы.

Остальные ребята (Саша, Дима, Настя, Аня, Илья) находят это растение на столе и прикрепляют карточки с названием растения к горшку. Проверка

На мольберте

Паспорт растений

6. Обобщение материала. Разгадывание кроссворда.

3 мин

Звучит фонограмма звука летящего самолета.

Путешествие вокруг света вместе с нашими друзьями, комнатными растениями, подошло к концу. Мы побывали в пустынях Африки, в тропических лесах Явы и Бразилии.
Теперь мы сбегаем по трапу самолета и вот мы дома, в классе. И спутники нашего путешествия тут, с нами, стоят на нашем столе.
Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте попробуем и мы с вами вспомнить самое интересное о наших растениях

  1. Название этого растения переводится как "зеленое растение с пучками". (Хлорофитум)

  2. У какого растения листья похожи на ушки у Хрюшки? (Бегония)

  3. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (Алоэ)

  4. У него вместо листьев колючки. (Кактус)

  5. Ее плоды сравнивают с пальцами. (Пальма)

устные ответы

Разгадывание кроссворда

СЛАЙД №17

СЛАЙД №18

7. Итог урока:

3 мин


2 мин

Цветок настроения.

Вот и кончился урок, подведем его итог.

- мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы:

- Подумайте и скажите, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом? - Родина этих растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе?

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Прочитаем вместе стихотворение

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Ребята, подберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению (ученик срывает лепесток и читает слова на оборотной стороне лепестка). Сегодня за урок все получают оценку «пять»


Чтение стихотворения

Выбор лепестка настроения.




СЛАЙД №19


8. Домашнее задание

Узнать названия растений, которые стоят у вас дома. Нарисовать понравившееся растение в тетради и подписать его название. На предыдущих уроках мы с вами изготовили буклеты «Цветочная астрология», который я хочу вам сегодня подарить.

11

© 2010-2022