- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа пришкольного лагеря
Программа пришкольного лагеря
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Т.В. |
Дата | 03.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Созвездие»
-
Паспорт программы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Созвездие»
Название лагеря: «Созвездие»
Тип лагеря: пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
Профиль лагеря: творчество, спорт, развитие личности
Модель лагеря: Каждый отряд представляет собой звезду со своим названием.
Система самоуправления лагеря
Звездный форум - орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня - стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинг - результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря - это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря ( мультимедийные презентации ; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций.
Элементы системы самоуправления лагеря
Функции
Звездный форум
Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря
Час отряда
Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)
Форум лагеря
Общее собрание лагеря, утренняя линейка ( поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период, освещение деятельности в СМИ лагеря)
Дела лагеря
Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа
Диск
Информационный центр лагеря
Кадровое обеспечение В реализации программы участвуют опытные педагоги МСОШ № 34:
- начальник лагеря - 1
- заместитель начальника лагеря по воспитательной работе - 1
- организатор спортивно-оздоровительной работы- 1
- музыкальный работник - 1
- воспитателей - 20
- фельдшер - 1
Продолжительность смены: 18 дней
Возраст участников: с 6 лет 6мес до 16лет
Срок проведения смены:03.06.2014 - 28.06.2014
Количество детей: 200 человек, 10 отрядов
-
Введение
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с учетом Рекомендаций, утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 N АВ-П17-531, и Информационного сообщения Роскомнадзора)
- Закон Кемеровской области от 28.12.2000 N 110-ОЗ (ред. от 26.06.2012) "Об образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29. И.2000)
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
-
Устав МБОУ «СОШ №1»
-
Положение о лагере дневного пребывания .
-
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Заявления от родителей.
-
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
-
Акт приемки лагеря.
-
Планы работы.
-
Пояснительная записка
Социально-педагогическое обоснование программы Основным составом лагеря являются учащиеся МБОУ «СОШ № 1». На основании заявления родителей или их законных представителей принимаются все желающие в возрасте от 6 лет и 6 мес до 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, опекаемых и неблагополучных семей, так как они не имеют возможности получить полноценный здоровый отдых во время летних каникул, выехать за пределы города. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены - 18 дней.
Цель программы - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. Задачи программы:
-
Проводить работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
-
Развивать творческие способности обучающихся.
-
Воспитывать культуру поведения обучающихся.
-
Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей.
-
Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
-
Расширять экологический кругозор. Проводить профилактику детской безнадзорности в каникулярное время.
-
Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Созвездие» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Созвездие» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей. 4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного дня; - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности. 5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
-
Содержание программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают звездочки. Те, кто наберет большее количество звездочек, будут отмечены грамотами. Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Символ дня
1 Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.
2 Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
3 Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
4 Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия
5 Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6 Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
7 Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение.
Красный цвет - классный день!
Оранжевый - очень хороший день!
Зеленый - день как день.
Синий - скучный день.
Организационно-педагогическая деятельность:
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн ;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк - 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Диагностика
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Народный форум (фабрика достижений лагеря)
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-
Начальник лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по спортивно-оздоровительной работе несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
-
Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности.
-
Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а воспитатели - для детей под личную подпись инструктируемых.
-
В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.
-
Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций директора образовательного учреждения.
Инструктажи
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Художественно - творческая деятельность Творческая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
- Конкурсные программы «Алло, мы ищем таланты»
- Творческие конкурсы («Знакомьтесь - это мы!»)
- Игровые творческие программы
- Творческие игры («День рекордов»)
- Выставки, ярмарки
Мероприятия на развитие творческого мышления:
-
Загадки, кроссворды, ребусы,
-
викторина «Смекалка, эрудиция и смех - неотъемлемый успех!»,
-
конкурсная программа «Эрудит - шоу»,
-
конкурс - игра КВН,
-
конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
-
Итоговая выставка поделок, рисунков .
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
-
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
-
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
-
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
-
Утренняя гимнастика (зарядка)
-
Спортивная игры на спортивной площадке.
-
Подвижные игры на свежем воздухе
-
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
-
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
-
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
-
воспитать бережное отношение к природе
-
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
-
уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
-
Экологический десант
-
Операция « Турпоход»
-
Кругосветка «Знатоки лесной аптеки»
-
Участие в экологических акциях
Художественно - эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их - значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
-
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
-
Формировать навыки культурного поведения и общения;
-
Прививать детям эстетический вкус.
-
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
-
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»,
-
Конкурсные программы Творческие конкурсы («Знакомьтесь - это мы!»)
-
Творческие игры («День рекордов»)
-
Праздники
-
Выставки, ярмарки Посещение кинотеатра, музеев, библиотек.
-
Конкурсы: «Самый, самый», «Один в один», «Конкурс чтецов», КВН
-
Конкурс оформления отрядных уголков,
-
Парад Кутюрье.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
-
Бытовой самообслуживающий труд;
-
Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)
-
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, клубах, в которых они занимаются.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
-
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
-
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
-
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
-
возрождение нравственных , духовных ценностей семьи и поиск эффективных
путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
-
Марафон сказок..
-
День России. Конкурс рисунков на асфальте « Это ты, моя Россия!»
-
Конкурс чтецов«Я люблю тебя, Россия»
-
Спортивные соревнования «Снайпер», «Молодецкие забавы», «Троица»
-
Беседа «Символика Российской Федерации»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный - апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Созвездие»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный - июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический - июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
-
реализация основной идеи смены;
-
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
-
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический - июль
Основной идеей этого этапа является:
-
подведение итогов смены;
-
выработка перспектив деятельности организации;
-
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
-
организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Созвездие» с социумом.
-
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
- Личностный рост участников смены
-
Литература.
- Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) - Ростов н/Д:Феникс, 2002
- Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
- Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2007
- Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. - М.: Новая школа, 2001
- Загородный летний лагерь. 1 - 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. - М.: ВАКО, 2006
- Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. - Липецк, 1995
- Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. - М.: НИИ семья, 1998
- О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. - М.: НИИ семья, 1997
- Журнал «Классный руководитель»
8.30- 8.45- Встреча детей
8.45-9.00 - Зарядка
9.00-9.15 - Линейка (Построение)
9.15-9.45 - Завтрак
9.45-10.15 - Минутка безопасности
10.15- 10.45 - Мастер-класс
10.45 - 11.15 - Отрядный час (оформление уголка, разучивание песен, речевок)
11.15 - 11.45 - Работа кружков
11.45 - 12.30 - КТД
12.30 - 13.00 - Спотритные состязания.
13.00-13.30 - Обед
13.30-14.00 - Занятия по интересам
14.00-14.20 - Полдник
14.30 - Операция «Нас здесь не было» (уход детей домой)