• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Социальный проект «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». »

Социальный проект «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».


Столярова В.В.,

Учитель начальных классов

МБОУ НШДС №14 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Статистика показывает: ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом автомобильного парка и рядом других причин. По данным статистики, в 2010 г. в Российской Федерации произошли 20 262 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых 898 детей погибли, 21 149 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2009 г. количество ДТП увеличилось на 1,5 %. Дети младшего школьного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от учащихся абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Соответственно необходимо искать новые формы к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. В рамках реализации работы в этом направлении мною разработан проект (он может быть долгосрочным) по теме: «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».









Социальный проект «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».»



Модель проекта

«Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».


Цель проекта: Формировать у учащихся устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи проекта: 1. Обучать учащихся безопасному поведению в дорожной среде. 2. Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. 3. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды. 4. Формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. 5. Расширять словарный запас по дорожной лексике. 6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. 7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Этапы реализации проекта:

4 года (обучение в начальной школе).

Участники проекта:


- учащиеся 1-4 классов; - педагог; - учитель музыки; - инспектор ГИБДД; - родители.
Основные направления работы с учащимися: - диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице) (приложение №1); - организованные формы обучения; - совместная деятельность учителя и учащихся; - самостоятельная деятельность учащихся; - экскурсии и наблюдения (приложение №2); - ознакомление с окружающим; - развитие речи (приложение №3); - художественная литература; - викторина, КВН по ПДД (приложение №4); - конструирование; - изобразительная деятельность - игра; - встречи с инспектором ГИБДД; - музыкальные праздники. Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского): 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия "дети - дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Младшие школьники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной). 4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации. 5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта: (представляется некая система, в рамках которой учитель пополняет материал в зависимости от возраста учащихся) 1. Необходима подборка методического инструментария: - картотека подвижных игр по ПДД (приложение №5); - картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека» (приложение №6); - подборка художественной литературы по ознакомлению учащихся с ПДД; - конспекты мероприятий, бесед (приложение №7); - цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку; - памятки и листовки-обращения к учащимся (приложение №8). Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями учащихся. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, можно использовать разнообразные формы: - анкетирование (приложение №9); - памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; - консультационный материал «Ребёнок и дорога» (приложение №10); - папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; - родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов») (приложение №11); - встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»); - конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
2. Ресурсное обеспечение проекта: - Уголок "Дорожного движения" в классе (приложение ..). - Центр "Светофорик" на территории школы. 2.1 Наглядный материал: - транспорт различного функционального назначения; - настольно-печатные игры; - дидактические, развивающие, мультимедийные игры по ПДД; - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; - видеоматериал по ПДД; - дорожные знаки. 2.2. Методический инструментарий. 2.3.Библиотечка «Школы светофорных наук». Все это позволит педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Ожидаемые результаты: 1. Расширение представлений учащихся об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. 2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. 3. Умения учащихся предвидеть опасные ситуации и обходить их. 4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. 5. Разработка общих рекомендаций по обучению младших школьников правилам поведения на улице.
Диагностический инструментарий:

  1. Система диагностических знаний по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения.
  2. Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге».

Литература: 1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. 2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Социальный проект «Формирование у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».»

5

© 2010-2022