- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа надпредметного курса Мир деятельности во 2 классе
Рабочая программа надпредметного курса Мир деятельности во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прокудина С.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г.Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ими деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.Благодаря этом способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе приобретает целостность и завершенность.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Данная программа адресована учащимся 2 класса, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по надпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г.Петерсон с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-обособленная Фронтальная Коллективная Работа в парах Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения: Личностно ориентированного образования Игровые Информационные Деятельностного метода
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
-
тестирование учащихся;
-
выполнение учащимися практической работы;
-
наблюдение педагога
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир деятельности», авторЛ.Г.Петерсон.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
- Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
- Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция
- Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией
- Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения
В дидактической системе выделяется четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания. Организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия.
- Уроки рефлексии. Учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- Уроки построения системы знаний. Посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
- Уроки развивающего контроля. Осуществляется контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Организационно-рефлексивная линия
10
2
Коммуникативная линия
4
3
Познавательная линия
4
4
Ценностная линия
4
5
Обобщение и систематизация знаний
4
6
Диагностика
2
7
Резерв
6
Итого
34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ
- - 2.4
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
- - 3.2
- ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
- - 4.4
- ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- ДИАГНОСТИКА
- РЕЗЕРВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
УМЕТЬ:
- различать знания и умения;
- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;
- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
- формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
- определять средства для открытия нового знания;
- фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;
- выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;
- осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
ЗНАТЬ:
- 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;
- два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;
- алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;
- простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- алгоритм анализа, уметь его применять;
- и принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности
ПРИНИМАТЬ:
- каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательным является выполнение перечисленных следующих требований:
- оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет оценки не выставляются;
- основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копили достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендуется использовать не количественные, а качественные оценки.(«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!») Текущий контроль осуществляется в течение всего года. Результатом контроля должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными. Можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично».
Учебно -тематический план
№
Дата.
Тема учебного занятия.
Часы
Теоретическая часть занятия (форма) организации деятельности.
Практическая часть занятия (форма) организации деятельности.
Воспитательная работа.
1
«Ценности нашей жизни. Знание».
1ч.
Открыть ценность Знания как общемировой ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
Раскрыть значимость глубоких всесторонних знаний для человека и умения их применять с целью созидания (создавать, творить).
Упражнения в формировании умений быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Урок-путешествие
2
«Домашнее задание делаю сам».
1ч.
Раскрыть перед учащимися значимость самостоятельного выполнения домашнего задания.
Работа в парах: построение простейшего алгоритма выполнения домашнего задания.
Час общения
3
«Учимся дружно. Я - автор, я - понимающий».
1ч.
Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Наблюдение: как правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Нравственная беседа
4
«Учимся дружно. Я - автор, я - понимающий».
1ч.
Сформулировать простейшие правила высказывания «автором» своих суждений.
Работа в группах: построение простейших правил поведения «понимающего»,
формирование умения применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Тренинг общения
5
«Учимся дружно. Слушаю и слышу».
1ч.
Выявить основные отличия понятий «слушать» и «слышать», взаимосвязь между понятиями «слушаю» − «не перебиваю», «слышу» − «понимаю».
Практическое занятие:построение простейших правил постановки вопросов на уточнение и понимание,
формирование понятия «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Урок-игра
6
«Как самому построить новое знание?»
1ч.
Сформировать представление о структуре II шага учебной деятельности.
Фронтальная работа: умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Викторина, интеллекту- альный марафон
7
«Чувства - мои помощни-ки в учебе».
1ч.
Сформировать представление о чувствах ученика, помогающих ему в учебной деятельности.
Групповой практикум: построение простейших приемов управления своим эмоциональным состоянием,
формирование умения применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Тренинг "Учусь быть вниматель-ным"
8
«Ставлю цель!».
1ч.
Сформировать представление о цели учебной деятельности.
Упражнения в построении простейшего алгоритма постановки цели учебной деятельности, в
формировании умения правильно ставить цель учебной деятельности.
Аукцион знаний
9-10
«Ключи к новым знаниям».
2ч.
Сформировать представление о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания.
Поисковая деятельность: умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания (а позже − выбирать их).
Беседа о здоровье, малоподвиж- ные игры
11-12
«Эталон».
2ч.
Сформировать представление об эталоне как о знаковой фиксации нового знания, выявить его отличия от образца.
Зачётный урок: сформировать представление об использовании эталона как критерия доказательства правильности выполнения учебного задания, а так же умение отличать эталон от образца, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Дидактичес-кая игра "Соедини номер с правилом".
13-14
«Личност ные качества ученика: целеу- стремленность».
2ч.
Сформировать представление о целеустремленности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.
Упражнения, обучающие умению проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона.
Инсцениро-вание эпизодов из школьной жизни
15-16
«Учусь анализиро-вать».
2ч.
Сформировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Упражнения в построении простейшего алгоритма и опорного сигнала анализа объекта, в формировании положительного опыта их применения.
Кроссворд, смотр знаний
17-18
«Учусь сравни-вать».
2ч.
Сформировать умение применять алгоритм сравнения двух объектов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Практическая работа: построение простейшего алгоритма и опорного сигнала сравнения двух объектов, формирование положительного опыта их применения.
Час общения
19-20
«Как исправить свою ошибку».
2ч.
Сформировать представление об эталоне для самопроверки.
Фронтальная работа: построение алгоритма исправления ошибок.
Дидактичес-кая игра
21-22
«Я знаю. Я умею».
2ч.
Сформировать представление о двух шагах коррекционной деятельности.
Зачётный урок. Выявить основные отличия понятий «знание» и «умение».
Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Аукцион знаний
23-24
«Как выяснить, что я не умею».
2ч.
Сформировать представление о структуре первого шага коррекционной деятельности.
Фронтальная работа в построении алгоритма работы на первом шаге коррекционной деятельности.Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Викторина, интеллекту- альный марафон
25-26
«Подроб ный образец».
2ч.
Сформировать представление о подробном образце, выявить отличия подробного образца от образца и эталона.
Поисковая деятельность: определить цель использования образца, эталона и подробного образца на разных этапах урока.
Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Кроссворд, смотр знаний
27-28
«Самостоятельность в учебной деятельности».
2ч.
Сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.
Групповой практикум: формирование умения проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Дидактичес-кая игра
29-30
«Как превратить свое неумение в умение»
2ч.
Сформировать представление о структуре второго шага коррекционной деятельности.
Практическая работа: построение алгоритма работы на втором шаге коррекционной деятельности. Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге коррекционной деятельности, умение применять построенный алгоритм и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Урок-путешествие
31-32
«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов».
2ч.
Сформировать представление о необходимости понимать друг друга в процессе общения
Работа в парах: построение простейших приёмов понимания собеседника без слов, использование приемов понимания собеседника без слов.
Урок-игра
33-34
«Учимся друг у друга».
2ч.
Сформировать представление о каждом ученике класса как о личности, у которой можно научиться многим хорошим качествам.
Зачётный урок: формирование образа «МЫ» как особенности коллектива, способного решать учебные задачи. Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Интеллекту-альные игры
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- «Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.:Национальное образование,2013
Для учителя:
-
«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012
-
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
-
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
19