Урок «С. В. Михалков В снегу стояла ёлочка» 2 класс литературное чтение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

по теме:

Урок «С.В. Михалков В снегу стояла ёлочка» 2 класс литературное чтение

С.В.Михалков «В снегу стояла ёлочка»

2 класс программа «Школа 21 века»

Учитель нач. классов Абрамян И.Н.


Урок «С.В. Михалков В снегу стояла ёлочка» 2 класс литературное чтение






Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ.

Название УМК: «Школа 21 века» Предмет: Литературное чтение Класс: 2

Тема урока: Стихи современных поэтов. С. Михалков « В снегу стояла ёлочка».

Цель урока: учить школьника читать стихотворный текст, создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся..

Задачи урока:

Образовательно-развивающие:

- через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному чтению;

-развивать интерес к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами современных поэтов;

-формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в малых группах;

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;

-воспитывать бережное отношение к природе, чувства сострадания и сопереживания.

Личностные результаты

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

- Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте,

иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование: для учителя: компьютер, экран, проектор, портрет С.В.Михалкова

для учащихся:

  • Учебник Л.А.Ефросинина. -Литературное чтение: 2 класс,

  • Л.А.Ефросинина. -Литературное чтение:2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2010.- ( «Начальная школа XXI века»)

  • Лист для моделирования обложки;

  • Лист для литературного диктанта;

  • Цветные карандаши.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение. Мне будет очень приятно услышать ваши правильные, грамотные ответы.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

-Мы закончили изучение одного из разделов учебника. Вспомните его название.

/ «Снежок порхает, кружится»…/

Сейчас повторим, произведения каких авторов вы изучили. Для этого напишем литературный диктант. Я зачитаю отрывки из произведений, а вы запишите фамилию автора.

Положите перед собой лист. А с обратной стороны доски будут работать 2 человека

( Дифференцированная работа: один ученик запишет фамилии - высокий уровень, другой расположит карточки с фамилиями авторов в порядке зачитывания отрывков - низкий уровень)

Приготовились, слушайте внимательно.

  • «Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой, извините!»

  • «Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли»

  • «Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой»

  • «Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили»

  • «В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.»1 слайд

Взаимопроверка, самооценка и оценка работающих детей у доски с помощью сигнальных карточек.

  • Подчеркните фамилии поэтов / Суриков, Некрасов/

  • Какие стихотворения они написали? / «Детство», «Саша»/

  • Чем эти стихотворения похожи?/ темой - о детях, о зиме/

  • Каких поэтов вы ещё знаете?

III. Мотивация к деятельности(самоопределение),Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, план, средство).

- Молодцы, а для чего нам важно знать авторов, названия их произведений?

/чтобы быть грамотным, а значит культурным человеком,

чтобы приятно и интересно было общаться с другими людьми,

не стыдно было в библиотеке, книжном магазине,

чтобы участвовать и побеждать в конкурсах /

-Из какого раздела произведения, о которых мы с вами говорили? 2 слайд

( «Снежок порхает, кружится»)

-Ребята, а какой большой праздник мы ждём зимой?

( Новый год)

-Вы любите Новый год? За что?

Любовь Александровн Ефросинина, автор нашего учебника «Литературное чтение», знала об этом и поместила для нас замечательные и интересные произведения об этом празднике.

- Как узнать, в какой раздел она их поместила? / воспользоваться содержанием/

-Откройте и прочитайте его название / «Здравствуй, праздник новогодний»/ 3 слайд

-Перечислите произведения, которые мы будем читать в этом разделе.

-Как вы думаете, с какого произведения мы начнём свою работу?

- Значит какая тема нашего урока? /С.Михайлов «В снегу стояла ёлочка»/ 4 слайд

-Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему? /стихотворение, так как С.Михалков пишет стихи о детях

-Учитывая, что это стихотворение, какие учебные задачи мы поставим перед собой? 5 слайд

  • Познакомиться с содержанием стихотворения С.В.Михалкова.

  • Научиться читать его выразительно или наизусть

  • Выполнить модель обложки

IV. Работа над новым материалом.

1.Первичное восприятие.

-Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением. Как вы думаете, о чём оно?

-Как мы можем узнать? / по заголовку - о природе/

-А как ещё? / по иллюстрации, прочитать/

-Как найти это произведение?

- Рассмотрим иллюстрацию. Кто идёт? Что ещё видим? Предположите, о чём будем читать?

- Прежде чем предугадать, о чём произведение, прочитаем слова, которые тоже помогут догадаться, о чём в нём пойдёт речь . 6 слайд

/чтение хором, индивидуально со слабочитающими /

- Ваши предположения не изменились?

-А теперь прочитаем стихотворение и проверим все наши догадки.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми (учитель работает индивидуально со слабочитающими)

2. Беседа после первичного чтения.

-Итак, о чём читали? Оправдались ли наши предположения?

-Докажите, что это стихотворение.

-Назовите рифмующиеся слова.

3. Анализ произведения при повторном чтении.

А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.

1 строфа.

-Перечитайте, как автор описывает елочку.

-Какие слова он использует, чтобы её изобразить?

-Почему Сергей Владимирович говорит именно «зелёненькая чёлочка»?

/называет ласково, она ему нравится/

-Какое ещё чувство он испытывает?

/удивление, так как на здоровая, полутораметровая/

-Полутораметровая, что это значит? /большая, высокая/

-Как нужно читать эти строки? Поможет словарь настроений

/весело, радостно, удивлённо/

-Какую силу голоса выберем?

/будем читать громко/

2 и 3 строфа.

-Прочитайте 2 и 3 строфы.

-О чём прочитали? Какое событие произошло в жизни ёлочки?

-Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? Что подсказывает рисунок?

/Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором /

-Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?

/ испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность/

-Докажите.

/на рисунке у ёлочки испуганное лицо/

- «Она была замечена,

Была окружена…»

-Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам рассказать? Что не договорил?

/её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили вокруг/

-А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие?

/она потеряла сознание, ничего не помнит от страха/

-Какие слова нам это подсказали?

/пришла в себя она/

-Как вы это понимаете?

-А как это объясняется в словаре?

-Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович?

-Поэтому как их нужно читать?

/испуганно, тревожно, таинственно, тихо/

-А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания?

/…./

-Дочитаем стихотворение до конца, что рассказывает автор?

-Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх?

/она поняла, что её не срубили/

-Какие чувства появились вместо страха?

/удивление, недоумение/

-Что её удивило? Прочитайте. / «фонарики стеклянные…/

Что ещё? / «стоит в лесу она…»/

-Что значит «без сомнения»?

/точно уверена/

-Кто же был спасителем «лесной красавицы»?

-Почему он это сделал?

-Что можете о нём сказать? Какой он?

-О чём самом главном хотел сказать автор?

/нужно беречь природу/

-Какие слова, и они самые главные, говорят об отношении автора к ёлочке?

-Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего?

/чтобы показать радость, удивление-?! /

-Как нужно читать эти строки?

-Какие выделить слова?

/несрубленная, целая, красива, крепка/

-Значит, как мы будем читать эту часть?

/удивлённо, радостно, громко/

Обобщение.

-О чём же это стихотворение?

Какова его тема? Расскажите, с каким произведением мы познакомились?

План рассказа о произведении 7 слайд

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-А что чувствовал автор?

-Выполним модель обложки этого произведения. Придвиньте листочки.

(выполняют модель обложки самостоятельно, при этом некоторые дети получают лист для моделирования с подсказками):

автор

название

- Вы выполнили модели. К доске прикреплено несколько моделей, сделанных вашими товарищами.

-Какие из них выполнены правильно, докажите.

-Поставьте +, если вы верно написали фамилию автора, жанр, тему, название. 7 слайд

-У кого четыре плюса?

-Итак, мы проанализировали стихотворение, выявили чувства ёлочки. Обратимся к задачам урока: для чего выполнили эту работу?

/чтобы суметь прочитать выразительно, передать правильную интонацию, суметь показать характер ёлочки, её настроение/

  1. Физминутка 8 слайд

4. Выразительное чтение

-А что значит читать выразительно 9 слайд

-Мы только начинаем учиться читать выразительно, сегодня с помощью интонации постараемся передать чувства и настроение

мы знаем, что нужно соблюдать паузы, где? /на знаках препинания/, логическое ударение, то есть выделять самые главные слова.

5.Работа в парах.

Работать будете в парах. Вспомните правила совместной работы.

1 ряд подготовит выразительное чтение 1 строфы.

-О чём будете читать? Как? 10 слайд

2 ряд- 2 и 3 строфу.

-О чём эти строчки? Как их нужно читать? 11 слайд

3 ряд- 4, 5 и 6 строфу. 12 слайд

-О чём будете читать? Как

Оцените работу своего товарища.

-Послушаем выразительное чтение ребят 1 ряда (двоих). Кому лучше удалось передать настроение?

-Слушаем ребят 2 ряда. Оценим.

-Чем история закончилась, прочитают ребята 3 ряда. Кто смог лучше передать настроение

-Какие строчки самые главные? Прочитаем их (последние)

-Для чего мы читали выразительно? Что с помощью интонации пытались передать?

Вы так старались читать, что мне тоже захотелось это сделать.

/читает наизусть учитель/

-Оцените мое чтение. Спасибо.

-Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой? Всё ли у вас получилось?

А вот мы сейчас и проверим.

- Откройте тетради по литературному чтению, проверим, чему научились.

6. Самостоятельная дифференцированная работа

-Откройте тетради на с.73 и прочитайте задания №1,2,3

-Выберите задание по силам и выполните его.

Проверка.

1. Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта. Проверьте правильность по записи на доске

2. Что значит «разоделась, пришла в себя»?

3. какие знаки препинания поставили? Почему?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)

  • С каким произведением познакомились?

  • Как автор относится к ёлочке?

  • Рассмотрите портрет С.В.Михалкова. Что вы можете сказать об этом человеке?

С.В.Михалков-красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, он написал о нём прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Стихи. Басни. Сказки. Песни. Пьесы для театра.

Как получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает жизнь современных ребят. Но самое главное-это талант-особая, редкая способность чувствовать, находить самые точные нужные слова. Стихотворения Михалкова любят миллионы детей и взрослых.

  • На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?

  • А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли?

Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду.

И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши фишки.

Красная фишка - я справился отлично

Синяя фишка - затруднялся

Жёлтая фишка - мне было трудно 13 слайд

VII. Информация о домашнем задании.

1.Читать стихотворение выразительно (всем)

2.Нарисовать ёлочку (задание с.73 №4)

3.Можно выучить стихотворение наизусть


© 2010-2022