РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чиркунова Т.И.

(г. Люберцы)

РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Преемственность между детским садом и начальной школой в формировании элементарных математических представлений является составной частью проблемы преемственности дошкольного и начального образования, которая, в свою очередь, является одной из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. Ее разрешением активно занимаются ученые, специалисты органов управления образования, педагоги, психологи, родители, но от этого она не становится менее актуальной. Важным средством умственного развития, развития познавательных способностей у дошкольника является формирование элементарных математических представлений. Необходимо, чтобы программы по математике, действующие в системе непрерывного образования «Детский сад - начальная школа», отражали преемственность в обучении. Перспективы дальнейшей работы над программой обучения в детском саду определил Л. С. Выготский: «Во-первых, она (программа) должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год, делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой последовательностью, которая отвечает интересам ребенка и особенностям его мышления». В качестве методико-математических основ курса математики для дошкольников и младших школьников Н.Б. Истомина предлагает использовать математическую теорию, которая в переработанном доступном виде отражается в содержании соответствующего курса математики и может быть использована для обоснования тех или иных методических подходов. При этом необходимо различать два уровня методико-математических основ: для преподавателя и для ребенка. Основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах. Методико-процессуальные основы являются обоснованием действий преподавателя и направлены на организацию деятельности учащихся по овладению этим содержанием. Методико-процессуальные основы зависят от: а) процесса усвоения знаний; б) его особенностей на каждом этапе обучения; в) уровня развития мышления и других познавательных процессов. Например, при изучении геометрии в дошкольном и начальном образовании нужно учитывать уровни геометрического развития (выделенные А.М. Пышкало) для определения возможных путей содержания и методики изучения геометрического материала. Каждому уровню соответствует свой язык, содержащий определенную геометрическую и логическую терминологию, своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого материала. Первый уровень характеризуется тем, что геометрическая фигура рассматривается как целое. Ребенок изучает и различает фигуры по их внешнему виду, но не видит в них общих признаков. Например, не видит в квадрате прямоугольника. На втором уровне дети анализируют воспринимаемые фигуры, выделяя их свойства экспериментальным путем в процессе наблюдений, измерений, вычерчивания или моделирования из бумаги. Эти свойства используются для распознавания фигур, однако они не выводятся детьми и логически не упорядочиваются. Описанные уровни вполне доступны детям 4-7 лет. Учащиеся, достигшие третьего уровня геометрического развития, уже умеют устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами, могут понять возможность следования одного свойства из другого. На данном уровне развития геометрического мышления должны находиться все учащиеся, оканчивающие начальную школу. Четвертый уровень геометрического развития характеризуется тем, что учащиеся осознают значение дедукции как способа построения геометрической теории. Переходу на этот уровень способствует усвоение аксиом, определений, теорем, анализа логических связей понятий и предложений. На пятом уровне мышления в области геометрии происходит отвлечение от конкретной природы объектов и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты. Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения, а потому зависит от содержания и методов обучения. Анализ вариативных программ по математике для дошкольников и младших школьников показал, что большинство авторов при отборе содержания и составления методических рекомендаций учитывали не только уровни развития геометрического мышления, но и непрерывность и преемственность в обучении.

Библиографический список 1. Конобеева Е.А. Преемственность между детским садом и начальной школой в формиривании элементарных математических представлений // Начальная школа. 2005. №2 2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Дошкольное образование. 2005. №31. 3. Николау Л.Л. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным образованием при обучении математике // Начальная школа. 2009. №2 4. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пос. для учителей. М., 1973.

© 2010-2022