Написание слов с жи-ши

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка

Тема: Упражнения в написании слов с жи-ши. Развитие орфографических умений.

Цели:

1 .Образовательные.

  • обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

  • формировать навыки правописания и самоконтроля

  • расширять словарный запас учащихся;

2. Воспитательные.

  • развитие умения обосновывать правильность написания;

  • прививать любовь к русскому языку;

  • воспитывать активную личность;

  • прививать любовь к родному краю.

3. Развития.

  • развивать речь, орфографическую зоркость;

  • развивать внимание, наблюдательность,

  • развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: презентация к уроку, паровозик, набор «звуки-человечки», магнитофонная запись запись «шум леса».

Ход урока.

I.Орг. момент.

1.Эпиграф к уроку.

У:И все, что в памяти у нас,- означено словами,
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык - и стар и нов!
И это так прекрасно -
В огромном мире - море слов,
Купайся ежечасно! (слайд №1)

- Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чём мы отправимся, посмотрите на доску. (На доске поезд с вагончиками)

Чтоб ход паровозу набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю, это не трудный вопрос
Слово, сложи из весёлых колёс. (Жи-ши но)

-Да, на весёлом поезде до станции Жишино.

-Отгадайте, какое время года сейчас?

Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки -
Над миром пушинки? (Зима)

-Закроем глаза и шепотом произнесём слово "зима".

-Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).

-Но вот мы открываем глаза и видим:

Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла -
И пропала. (Снежинка) (слайд №2)

-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку?

II. Чистописание.

ж ш жа жу жи ши (слайд №3)

Спешите делать добро. (слайд №4)

-Почему нужно спешить делать добро?

III.Словарная работа.

Отправляемся в путь. Первая станция «Словарная». Почему она так называется?

Игра «Молчанка».

Словарь:м.шина, к.р.нд.ши, х.р.ши.

(Уч-ся показывают карточками пропущенные буквы, учитель вставляет их.)

- Какая ещё орфограмма есть в этих словах? (жи-ши)

-Что вы знаете про звуки Ж-Ш?(всегда твёрдые)

-Почему не буква Ы, а И, хотите узнать?

Историческая справка: (слайд №5,6,7)

  • Пишем мы широко, а выговариваем шыроко?

  • Говорим жырный, а писать приходится жирный…

Почему??? Подумайте.

  • Мы говорим шыть, а пишем шить, говорим жыть, а пишем жить, потому что так - шить - и - жить - и говорили и писали в древности; вот откуда и наши ошибки!

  • Древние русичи как слышали, так и писали.

У нас произношение изменилось, а пишем мы по-прежнему,

по- старому.

  • Поэтому ученые-грамматисты еще в прошлом веке условились писать после Ш и Ж всегда И, независимо от того, какой звук на этом месте слышится, когда говорим.

  • Говорим шына, а пишем шина.

  • Говорим жыраф, а пишем жираф.

Подберите однокоренные слова к слову «машина».(машинка,машинист, машинный)

-Кто ведёт наш поезд? (машинист)

-Делает добро машинист?

IV.Работа по теме урока

1.Станция «Подземелье злых ошибок». (слайд №8)

-Найдите и исправьте ошибки. Эти ошибки забегают к некоторым детям в тетради и портят работы. Справимся с ними! Сделаем доброе дело! Не дадим им больше хулиганить.

Написание слов с жи-ши

Доброе дело мы сделали? Запишите те слова, которые относятся к изучаемым сегодня орфограммам.

2.Станция «Чистые пруды».

Скоро подъезжаем. Но прежде, давайте вспомним

Правила поведения в лесу. (слайд №9)

(Звучит запись «Шум леса»)

- Нельзя срывать цветы!

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

- Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

- Нельзя обижать лягушек и жаб!

- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой!

- Будь природе другом!

Составьте по опорным словам текст. (слайд №10)

Кувшинки, камыши, ужи

(Это пруд. На воде плавают жёлтые кувшинки. У берега качаются высокие камыши. В траве шуршат безобидные ужи.)

Найди лишнее слово, произнеси эти слова в единственном числе.

Мы никого не потревожили, только полюбовались красотой природы.

3.Станция «Звукино».

Звуко-буквенный разбор слова «ужи».

Ужи-2слога,2гл.,1согл.

у-(у)-глас.,безуд.

ж-(ж)- согл.,зв.,тв.,парн.

и-(и)-глас.,ударн.

3б.,3зв.

4. Станция. «Зарядкино»

Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ!

5.Станция «Сам себе голова» (слайд №11)

-Когда так говорят? (Когда человек сам может справиться с работой без посторонней помощи)

Задание на карточках по вариантам с последующей проверкой.

Ж И Л I вар.
Ж И __ __
Ж И __ __ __
Ж И __ __ __ __

(жила, жизнь, жирафы)

шил II вар.

ши_

ши_ _ _ _

ши _ _ _ _ _ _

(шип, ширина, шиповник) (слайд №12, 13)

IX. Станция «Пиши, да не спеши!»

Упр .166(1,2предлож.-I вар., 3,4 предлож. -II вар) Записать предл., подч гл. чл.пр.

7.Физминутка .

По дорожке. По дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим.

До лужайки добежим.

По лужайке. По лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

8. Станция «Загадкино»

Я буду читать вам загадки, а вы запишете слова-отгадки и подчеркнете в них изученную орфограмму:

Два берёзовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи) (слайд №14)

Куст дикой розы, в плодах которого содержится большое количество витамина «С». (шиповник) (слайд №15)

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается красавец, -
Листьями деревьев. (Жираф) (слайд №16)

Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них очень тихий…(Ёжик). (слайд №17)


Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы
Меняют на новые(шишки) (слайд №18)

Каб. загадка.

Стоит старик у пруда, борода по ветру колышется.(камыши)

У: кто справился без ошибок с этой работой?
-Молодцы, не лыком шиты. А что оно обозначает? (Предположения детей)
У: Выражение «не лыком шит» обозначает - не из простых, не глупый, умеет все делать. Лапти раньше плели из лыка, носили их самые бедные люди. Люди более высокого положения не носили «лыком шитого» - простого, в отличие от простых крестьян они еще и грамотой владели и хитростями и премудростями.

А овладеть правилами русского языка тоже не так-то просто.

V.Моделирование правила.

Вот и доехали мы до станции «Жишино». Кто понял, как пишутся слова с орфограммой ЖИ-ШИ? У кого есть затруднения в их правописании?
Написание слов с жи-ши

(слайд №19)

VI.Итог урока.

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вас заинтересовало?

VII. Выставление оценок.

VIII. Д/з- упр 167 по заданию.





© 2010-2022