- Преподавателю
- Начальные классы
- Написание слов с жи-ши
Написание слов с жи-ши
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепракова Т.Э. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
Тема: Упражнения в написании слов с жи-ши. Развитие орфографических умений.
Цели:
1 .Образовательные.
-
обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
-
формировать навыки правописания и самоконтроля
-
расширять словарный запас учащихся;
2. Воспитательные.
-
развитие умения обосновывать правильность написания;
-
прививать любовь к русскому языку;
-
воспитывать активную личность;
-
прививать любовь к родному краю.
3. Развития.
-
развивать речь, орфографическую зоркость;
-
развивать внимание, наблюдательность,
-
развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, паровозик, набор «звуки-человечки», магнитофонная запись запись «шум леса».
Ход урока.
I.Орг. момент.
1.Эпиграф к уроку.
У:И все, что в памяти у нас,- означено словами,
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык - и стар и нов!
И это так прекрасно -
В огромном мире - море слов,
Купайся ежечасно! (слайд №1)
- Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чём мы отправимся, посмотрите на доску. (На доске поезд с вагончиками)
Чтоб ход паровозу набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю, это не трудный вопрос
Слово, сложи из весёлых колёс. (Жи-ши но)
-Да, на весёлом поезде до станции Жишино.
-Отгадайте, какое время года сейчас?
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки -
Над миром пушинки? (Зима)
-Закроем глаза и шепотом произнесём слово "зима".
-Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).
-Но вот мы открываем глаза и видим:
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла -
И пропала. (Снежинка) (слайд №2)
-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку?
II. Чистописание.
ж ш жа жу жи ши (слайд №3)
Спешите делать добро. (слайд №4)
-Почему нужно спешить делать добро?
III.Словарная работа.
Отправляемся в путь. Первая станция «Словарная». Почему она так называется?
Игра «Молчанка».
Словарь:м.шина, к.р.нд.ши, х.р.ши.
(Уч-ся показывают карточками пропущенные буквы, учитель вставляет их.)
- Какая ещё орфограмма есть в этих словах? (жи-ши)
-Что вы знаете про звуки Ж-Ш?(всегда твёрдые)
-Почему не буква Ы, а И, хотите узнать?
Историческая справка: (слайд №5,6,7)
-
Пишем мы широко, а выговариваем шыроко?
-
Говорим жырный, а писать приходится жирный…
Почему??? Подумайте.
-
Мы говорим шыть, а пишем шить, говорим жыть, а пишем жить, потому что так - шить - и - жить - и говорили и писали в древности; вот откуда и наши ошибки!
-
Древние русичи как слышали, так и писали.
У нас произношение изменилось, а пишем мы по-прежнему,
по- старому.
-
Поэтому ученые-грамматисты еще в прошлом веке условились писать после Ш и Ж всегда И, независимо от того, какой звук на этом месте слышится, когда говорим.
-
Говорим шына, а пишем шина.
-
Говорим жыраф, а пишем жираф.
Подберите однокоренные слова к слову «машина».(машинка,машинист, машинный)
-Кто ведёт наш поезд? (машинист)
-Делает добро машинист?
IV.Работа по теме урока
1.Станция «Подземелье злых ошибок». (слайд №8)
-Найдите и исправьте ошибки. Эти ошибки забегают к некоторым детям в тетради и портят работы. Справимся с ними! Сделаем доброе дело! Не дадим им больше хулиганить.
Доброе дело мы сделали? Запишите те слова, которые относятся к изучаемым сегодня орфограммам.
2.Станция «Чистые пруды».
Скоро подъезжаем. Но прежде, давайте вспомним
Правила поведения в лесу. (слайд №9)
(Звучит запись «Шум леса»)
- Нельзя срывать цветы!
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!
- Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
- Нельзя обижать лягушек и жаб!
- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой!
- Будь природе другом!
Составьте по опорным словам текст. (слайд №10)
Кувшинки, камыши, ужи
(Это пруд. На воде плавают жёлтые кувшинки. У берега качаются высокие камыши. В траве шуршат безобидные ужи.)
Найди лишнее слово, произнеси эти слова в единственном числе.
Мы никого не потревожили, только полюбовались красотой природы.
3.Станция «Звукино».
Звуко-буквенный разбор слова «ужи».
Ужи-2слога,2гл.,1согл.
у-(у)-глас.,безуд.
ж-(ж)- согл.,зв.,тв.,парн.
и-(и)-глас.,ударн.
3б.,3зв.
4. Станция. «Зарядкино»
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ!
5.Станция «Сам себе голова» (слайд №11)
-Когда так говорят? (Когда человек сам может справиться с работой без посторонней помощи)
Задание на карточках по вариантам с последующей проверкой.
Ж И Л I вар.
Ж И __ __
Ж И __ __ __
Ж И __ __ __ __
(жила, жизнь, жирафы)
шил II вар.
ши_
ши_ _ _ _
ши _ _ _ _ _ _
(шип, ширина, шиповник) (слайд №12, 13)
IX. Станция «Пиши, да не спеши!»
Упр .166(1,2предлож.-I вар., 3,4 предлож. -II вар) Записать предл., подч гл. чл.пр.
7.Физминутка .
По дорожке. По дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим.
До лужайки добежим.
По лужайке. По лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
8. Станция «Загадкино»
Я буду читать вам загадки, а вы запишете слова-отгадки и подчеркнете в них изученную орфограмму:
Два берёзовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи) (слайд №14)
Куст дикой розы, в плодах которого содержится большое количество витамина «С». (шиповник) (слайд №15)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается красавец, -
Листьями деревьев. (Жираф) (слайд №16)
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них очень тихий…(Ёжик). (слайд №17)
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые(шишки) (слайд №18)
Каб. загадка.
Стоит старик у пруда, борода по ветру колышется.(камыши)
У: кто справился без ошибок с этой работой?
-Молодцы, не лыком шиты. А что оно обозначает? (Предположения детей)
У: Выражение «не лыком шит» обозначает - не из простых, не глупый, умеет все делать. Лапти раньше плели из лыка, носили их самые бедные люди. Люди более высокого положения не носили «лыком шитого» - простого, в отличие от простых крестьян они еще и грамотой владели и хитростями и премудростями.
А овладеть правилами русского языка тоже не так-то просто.
V.Моделирование правила.
Вот и доехали мы до станции «Жишино». Кто понял, как пишутся слова с орфограммой ЖИ-ШИ? У кого есть затруднения в их правописании?
(слайд №19)
VI.Итог урока.
-Наш урок подошёл к концу.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вас заинтересовало?
VII. Выставление оценок.
VIII. Д/з- упр 167 по заданию.