Формирование графических навыков письма. Часть 2

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В данном сборнике представлены особенности методической системы обучения графическим навыкам письма. Он содержит рекомендации по использованию образцов каллиграфического написания букв русского алфавита, упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе, которые могут быть использованы учителем для совершенствования навыков каллиграфического письма. Сборник предназначен для учителей начальных классов.












Контактная информация:


  • Костанайская область, город Лисаковск

  • 1 микрорайон, дом 27

  • Телефон - 714-33-2-13-20

  • Составитель: Панасюк Е.В.

  • Учитель начальных классов КГУ «СШ №1»





Содержание:


  1. Пояснительная записка………………………………………………. 3

  2. Особенности методической системы обучения графическим

навыкам письма. ………………………………………………………. 4



  1. Рекомендации по использованию образцов каллиграфического

написания букв русского алфавита………………………………….. 7


  1. Упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе….. 26

  2. Литература…………………………………………………………....... 46






























Упражнения и приёмы

на минутках чистописания в 1 классе.

Цель: конструировать и переконструировать письменные буквы.

Учитель предлагает детям рассмотреть элементы отдельных букв, найти их графическое сходство и различие.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Элементы, каких букв мы повторили?

- Обратите внимание на сочетания букв на второй строке. Что вы заметили? (Закодировано слово.)

- Для чего нужны слова?

Заслушиваются ответы детей.

***


Цель: учить соблюдать письмо букв в связке, писать безотрывно две - три буквы.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Найдите общую часть слов, выделите её. Детям предлагается выделить с помощью дуги общую часть слова. Далее следует сравнение значений слов кот и котик. Можно предложить детям рассмотреть гнездо слов: кот, котик, коток, котище, котёнок.

***
Цель: учить чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы; развивать умение разгадывать «зашифрованные» слова.


Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Какое слово зашифровано в первой строке? (Это слово снег.)

Учитель читает стихотворение.

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он - не из ваты,

Он - ноздреватый.

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый... - Подберите «снежные» слова, у которых есть общая часть. Выделите её.

***

Цель: закрепить написание гласных первого ряда; обобщить знания о гласных и их значении.

На доске запись:


Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Что это за буквы? (Это буквы, обозначающие звонкие согласные, записанные по алфавиту.) - Заметил ли кто-нибудь из вас особенность этого ряда? (Да, пропущена буква г.)

- Назовите парный согласный звук [г]. (Это - [к]).

- Составим цепочку слогов буквы г с гласными буквами, чтобы буква всегда обозначала твердый звук [г]. Дети записывают.


Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Сочетание гр будет являться слогом? (Нет.)

- Почему? (В слоге всегда должен присутствовать гласный звук.) - Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

- Устно подберите однокоренные слова. (Грибник, грибок, грибной, грибница.)

- Какая общая часть у этих слов? (Это часть - гриб -)

***


Цель: учить соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы).

- Какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?

Про пестрых птиц поёт петух,

Про перья пёстрые, про пух.

Алгоритм разучивания скороговорки.

  1. Прочитай скороговорку медленно.

  2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

  3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук или сочетание звуков много раз повторяются.

  4. Проговори скороговорку медленно наизусть.

  5. Проговори несколько раз шепотом, увеличивая темп.

  6. Произнеси вслух в быстром темпе.

  7. Посоревнуйся с товарищами, кто быстрее произнесёт скороговорку.


На доске запись. Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Какое слово зашифровано? (Слово петух.)

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Безударная гласная е.)

- Какая буква пропущена в словах .етух, .авлин, .о.угай, .ере.ел? - Прочитай эти слова. (Пропущена буква п. Это слова петух, павлин, попугай, перепел.)

- Что они обозначают? (Названия птиц.)

- На какие группы их можно разделить?

Дети могут выделить несколько признаков для классификации.

- Попугай относится к обеим группам (домашние и дикие). После записи этих слов предложить обозначить мягкие и твёрдые согласные на месте букв, разделить слова на слоги.


***
Цель: повторить написания заглавной и строчной букв Тт.
На доске запись.

Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Вы узнаете, какое слово зашифровано, если будете читать через букву. Какое слово получилось? (Текст.) Запишите его. - Что такое текст? (Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

- Составьте транскрипцию слова текст.

Дети записывают [т' э к с т].

***
Цель: развивать умение определять закономерность и продолжить ряд букв. - Определите порядок написания букв в данном ряду:

Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Слушаю ваш ответ. Заглавная Ф, строчная м, строчная ф. (Количество строчных ф в каждом звене данного ряда увеличивается на одну букву.) - Напишите этот ряд букв, соблюдая указанную последовательность.

Дети выполняют задание.

***
Цель: развивать умение подбирать предлоги в предложении, определять их значение; при записи соблюдать пробел между отдельными словами (предлогами). - Прочитайте четверостишие. Определите, чего не хватает. (Не хватает слов: в, на, по.)

Рыхлый снег темнеет ... марте,

Тают льдинки ... окне

Зайчик бегает ... парте

И ... карте ... стене.

(С. Маршак)

- Как называются эти слова? (Предлоги.)

- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении.)

- На первой строчке запишем, чередуя, найденные предлоги. Подумайте, как мы напишем предлоги со словами? (Предлоги со словами будем писать отдельно, так как это самостоятельное слово.) На минутке чистописания отрабатываются следующие элементы: овал, наклонная линия, наклонная с закруглением вправо и с закруглением вверху и внизу.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Какой элемент общий в написании этих слов? (Овал.)

- На какие группы можно разделить написанные предлоги? (Состоящие из одной буквы и двух.) На второй строке учитель предлагает выписать предлоги вместе с теми словами, перед которыми они стоят. Обращается внимание на отдельное написание предлогов.


Формирование графических навыков письма. Часть 2


***


Цель: закрепить написание гласных первого и второго ряда; обобщить знания о гласных и их значении.

- Назовите буквы, записанные на доске.

На доске.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- На какие две группы их можно разделить?

- Назовите гласные первого ряда. Для чего они служат?

- Назовите гласные второго ряда. Для чего они служат?


Вариант 1 записывает гласные первого ряда (а, у, о, ы, э). Вариант 2 записывает гласные второго ряда (е, ё, и, ю, я).


***
Цель: учить конструировать буквы, включающие общий элемент - наклонную линию с закруглением вверху и внизу.

Детям предлагается элемент буквы г.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква г.

- Вспомните все буквы, которые включают в себя элемент г. Запишите

буквы на первой строке.


Дети записывают.

Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Какие звуки обозначают эти буквы. Как они произносятся? ([г] - [г'], [п] - [п'], [т]- [т'], [р] - [р']).

- Используя гласные буквы, составьте и запишите слова. Разделите на слоги, определите ударный слог. (То-пор, рот, ро-та, та-ра, па-ра, порт, торт, пя-та_, тро-па). - Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)


***

Цель: отработать наклон в записи букв и слов, начинающихся на заданные буквы.

На доске запись.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Обозначьте данные звуки одной буквой. (Это буквы е, ё, ю, я.)

- В каком случае йотированные гласные обозначают два звука?

(В начале слова, после гласной, после разделительного твёрдого и мягкого знаков).

Запись букв е, ё, ю, я в тетради.

Учитель читает стихотворение.

Эй, крючочки и точки,

Чёрточки, кружочки!

Собирайтесь вместе

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному.



- Подберите и запишите слова с гласными (е, ё, ю, я) в начале слова. (Ель, елка, юла, яхта.) - Подчеркните в словах гласные, которые обозначают два звука.
На доске запись.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

***

Цель: учить соблюдать высоту и пропорции строчных букв. - О чём мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение А. Шибаева:

Сказочный, волшебный дом,

Азбука - хозяйка в нём.

Дружно в доме том живёт

Славный буквенный народ.

- Как по-другому можно назвать азбуку? (Алфавит.)

Буквенным войском своим знаменит,

Он в букваре, его звать...

(Алфавит)

Учитель предлагает детям прочитать название букв алфавита.

- Определите и запишите, ориентируясь на алфавит, какая буква находится

между буквами а и в; после т; перед л; назвать третью от начала алфавита;

пятую - с конца.

- Что за слово у вас получилось? (Буквы.)

Запишите слова:

а) первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой о, вторая - за
буквой д, третья - перед буквой у, четвёртая - после т, пятая - перед
буквой ц. (Петух);

б) первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой б, вторая - за
буквой н, третья - перед буквой е, четвертая - перед буквой б. (Вода).

- Слова разделите на слоги, определите ударный слог;

в) какое из записанных слов словарное? Составьте словосочетание устно. (Петух - словарное слово, голосистый петух, петушиный бой, петух на заборе);

г) измените слово вода так, чтобы безударная гласная стала ударной.
(Вода - воды, вода - водный.);

д) подберите однокоренные слова к слову вода. (Водичка, водолаз, водопад.)


***



Цель: написать заглавную и строчную букву Рр, составить по первым слогам словарное слово работа. - Выделите один звук из произносимых слов и скажите, какую букву мы будем писать: встреча, ракета, среда, родина, сыр. Дети выделяют твёрдый и мягкий звук [р] - [р']. На первой строчке пишут Рр.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Выделите первые слоги в словах: pa-кета, бо-тинок, та-буретка

- Какое слово получилось? (Слово работа.)

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в первом слоге.


***


Цель: сравнить написания букв Ёё и Ее; выделить первые буквы из слов -отгадок. Детям предлагается игра «Доскажи словечко». Учащиеся отгадывают и называют слово, а в тетрадь записывают первую букву слова отгадки.


Колюч, да не ёж. Кто же это?..

(Ёрш) этоэто?...(Ёрш)


(Ёрш)


Шубка - иголки,

Свернётся он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?...

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них - Очень тихий ... (Ёжик)

(Ёж)

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно...

(Ёлки)
В тетради появляется запись:

Формирование графических навыков письма. Часть 2
- Какая буква по написанию похожа на букву ё? (Буква е.) - На второй половине строки запишите буквы е и ё.
В тетради появляется запись:

Формирование графических навыков письма. Часть 2

***


Цель: написать заглавную и строчную букву Юю с соблюдением каллиграфических норм; соотнести данные слова со звуковыми моделями. На доске запись.

Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Что вы можете сказать про слово Юля? (Имя девочки, имена пишутся с большой буквы.) - Определите количество звуков и букв в каждом слове. Что вы можете сказать о букве ю? В каких ещё случаях буква ю может обозначать два звука? (Буква ю может обозначать два звука в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и твердого знаков.)

- Соотнесите слова юла, Юля с данными схемами:

\ \ Формирование графических навыков письма. Часть 2Формирование графических навыков письма. Часть 2 - На какой вопрос отвечают эти слова? Что они обозначают? (Слова отвечают на вопросы что? кто? обозначают игрушку, имя девочки.)


***


Цель: обозначить звуки соответствующей буквой, каллиграфически правильно написать заглавную и строчную буквы Нн; повторить правописания кличек животных. - Прослушайте четверостишие, определите, какие звуки повторяются чаще всего.

Няня на ночь Нину мыла

Нина мыла не любила,

Но не ныла Нина,

Нина - молодчина! (Е. Благинина) Чаще всего повторяются звуки [н] и [н'], которые на письме обозначаются буквой Нн.

Дети прописывают строчку букв. - Отгадайте загадку и вы узнаете, какое слово мы будем записывать на второй строке:

Кто один имеет рог?

Отгадайте! ... (Носорог)

- Придумайте носорогу кличку. (Няма.)

- С какой буквы запишем слово Няма? Почему?

Клички животных пишутся с большой буквы.
В тетрадях запись:

Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Обратите внимание на слово носорог. Оно состоит из двух частей - нос и рог. Разделите слово по слогам, поставьте ударение. (Но-со-рог.)


***

Цель: повторить написание заглавной и строчной буквы Пп.

- О какой букве ведётся речь в стихотворении А. Шибаева? (О букве п.)


Букву ту в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись!

Дети записывают букву.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Прочитайте скороговорку, подготовьтесь писать её по памяти.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Какой звук чаще всего повторяется? (Звук [п'].)

- Прочитайте скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп.

- Запишите скороговорку по памяти.


***



Цель: написать буквы мягкий знак через одинаковые интервалы; определить роли мягкого знака в слове. - Сегодня мы будем писать интересную букву. Попробуйте отгадать, что это за буква. Эта буква не может стоять в начале слова, между согласной буквой и буквой а, между согласными ч-н, ч-к, щ-н.

Это буква - помощница, вместе с ней предыдущий согласный всегда произносится мягко.

- Догадались, что это за буква? (Мягкий знак.)

Запись на доске и в тетрадях.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- На второй строчке запишем названия цифр от 0 до 9, в записи которых есть мягкий знак ь: пять, шесть, семь, восемь, девять.

- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. Итак, сделаем вывод: мягкость согласного звука могут обозначать гласные второго ряда и мягкий знак ь.


***


Цель: найти буквы в данном прямоугольнике; выделить из них шипящие, обозначающие всегда твердые звуки; повторить правописания гласных в сочетаниях жи, ши.
На доске нарисована фигура.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Какие буквы вы заметили? (Буквы п, т, к, х, ж, ш, м.)

- Назовите шипящие буквы. (Это буквы ж, ш.) - Какие звуки они обозначают? (Всегда твёрдые.) - Какое правило вы помните о сочетаниях жи, ши? (Слова с сочетанием жи, ши пиши с буквой и.)

На первой строке записываем слоги:

Формирование графических навыков письма. Часть 2


***


Цель: чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения с ними, сочетания ча, ща; чу, щу и слова с этими сочетаниями. 1. Работа со скороговоркой.

Запись на доске.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

- Какие звуки часто повторяются? (Звуки [ч'], [щ'].)

- Дайте характеристику этим звукам. (Звуки [ч'], [щ'] - согласные, шипящие, непарные, глухие, всегда мягкие).

- Вспомните алгоритм работы со скороговоркой.

2. Повторение.

Повторить написание букв: Чч, чч, Щщ, щщ, ча, ща, чу, щу.

- Ученик первого класса написал диктант. Какие ошибки он допустил?

Запись на доске.

Формирование графических навыков письма. Часть 2

Ежы - Ершы

Щюки - Чяйки

Волчята.

Догадайтесь - ка, ребята,

Отчего ежи, ерши, щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души.

(По А. Шибаеву)

- Запишите слова правильно.

- Какое правило вы будите применять при написании этих слов? (Правописание гласных после шипящих.)

***


Цель: развивать умение писать росчерки, сохраняя высоту, расстояние между элементами.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


***


Цель: дифференцировать парные согласные по звонкости, глухости и обозначать их каллиграфически правильными буквами на письме.

Учитель читает стихотворение.

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И, чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих...

- Запишите под диктовку слоги - слияния: ба-па, де-те, жу-шу, зо-со.

- Придумайте слова, начинающиеся на данный слог. (Бабочка, папочка, дeтu, тети, жук, шут, зонт, сок.)

- Запишите со словом бабочка словосочетание. (Необычная бабочка, разноцветная бабочка, бабочка-капустница, в небе бабочка...)


***


Цель: повторение написания букв Жж и Шш.

Формирование графических навыков письма. Часть 2 (Ерши, чижи, уши - ужи, ковши.)

Учитель читает стихотворение.

На десятом этаже

Жили буквы ш и ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час,

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

- На первой строке запишите буквы ж, ш, сочетания с буквами.

- Подумайте, какие буквы пропущены в словах. Докажите выбор буквы.


***

Цель: работать над верхним и средним соединением букв.


Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Запишите слова - отгадки ребусов. (Трава, дрова, сорока, стол.)

- Назовите «лишнее» слово. (Это слово стол, так как оно состоит из одного слога, и в нём нет безударной гласной.)

- Разделите слова на слоги, определите ударный слог, подчеркните безударные гласные.

- Как проверить написание безударных гласных в слове?

- Подберите проверочные слова так, чтобы безударные гласные стояли под ударением.


***


Цель: повторить написание букв Мм, способы соединения буквы М с другими буквами.


Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Отгадайте загадку, дайте характеристику каждому звуку в слове отгадке. (Звук [м'] - согласный, непарный, звонкий, мягкий; [а] - гласный, ударный; звук [ч'] - согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.)

Дети отгадывают загадку.

Стукнешь о стенку -

А я отскочу.

Бросишь на землю -

А я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу.

(Мяч)


***

Цель: чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы Чч.


Формирование графических навыков письма. Часть 2


Дети вспоминают правописание сочетаний чу, ча. - О чем эти стихи:

Говорят: они стоят,

Говорят: они спешат,

Говорят: они идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А они висят на месте. (Часы)

- Запишите слово - отгадку, подберите ряд однокоренных слов. (Часы - час -часики - часовщик - часовня.)

- Найдите и выделите общую часть записанных на доске слов. Какие это

слова? (Однокоренные, родственные.)

- Со словом часовщик можно провести игру «Наборщик»: из букв данного слова составьте как можно больше слов. (Час, чек, сова, воск, часок, сачок, щи…)


***

Цель: отработать верхнее соединение букв; ввести в новую тему.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Л __са, с__бака, ё_.

- Напишите слова лиса, собака, ёж. Объясните пропущенные орфограммы, разделите слова на слоги, поставьте ударение. Задайте вопрос к этим словам.

На доске написан текст.

Котёнок маленький, пушистый.

Ручей - прохладный, серебристый.

Трава - зелёная и нежная.

Зима - холодная и снежная.

- Подумай, что ты подберешь к словам: лиса, собака, ёж. Охарактеризуйте данных животных, называя слова признаки:

Лиса (к а к а я?) , ,…….(Хитрая, ловкая, рыжая, хищная.)

Собака (к а к а я?) , ,……(Верная, умная, кудлатая.)

Ёж (к а к о й?) , ,…..(Колючий, запасливый, безобидный.)

- Что мы подбирали к каждому слову, обозначающему предмет? (Его признак).

- Составьте предложение с одним из словосочетаний, подчеркните главные члены. (Громко лает кудлатая собака.)

- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают признак предмета.


***

Цель: повторить написания заглавной и строчной букв Щщ, соблюдая каллиграфический и орфографический режим (ща, щу).

Запись на доске.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Какое правило мы знаем о правописании сочетаний ча, ща; чу, щу? (Сочетания ча, ща пиши с буквой а, сочетания чу, щу - с буквой у).


***

Цель: повторение написание овала и орфографических сочетаний -оло- и -оро-

Запись на доске. Формирование графических навыков письма. Часть 2 - Вспомните и назовите слова с сочетаниями -оло- и -оро-. (Ворона, соловей, сорока, хорошо, молодец.)

***

Цель: повторить способы соединения букв Вв с другими буквами.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


***


Цель: повторить способы соединения букв Уу с другими буквами; соблюдать расстояния и наклон.

Формирование графических навыков письма. Часть 2


- Определите по действиям, о ком идёт речь:

Он учиться, считает, пишет, читает. Кто это? (Ученик)

- Подберите близкие по значению слова к слову ученик. (Школьник, первоклассник, учащийся.)

- Выделите общую часть в словах: ученик, учащийся.






































Литература.


1. Учебная программа «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы - Астана, 2010.

2. Учебная программа «Русский язык» для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2010.

3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1997.

4. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. - М., 1993.

5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. - М.: Просвещение, 1988.

6. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987.

7. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб.: Лань, 1998.

8. Илюхина В.А. Письмо с секретом. - М., 1994.

9. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. - М.: Книга, 1990.

10. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., Воронеж, 1996.

11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка в начальных классах. - М., 2000.

12. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. - М., 1993.

13. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1993.

14. Меудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная пед. академия, 1994.


© 2010-2022