- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование графических навыков письма. Часть 2
Формирование графических навыков письма. Часть 2
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панасюк Е.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Контактная информация:
-
Костанайская область, город Лисаковск
-
1 микрорайон, дом 27
-
Телефон - 714-33-2-13-20
-
Составитель: Панасюк Е.В.
-
Учитель начальных классов КГУ «СШ №1»
Содержание:
-
Пояснительная записка………………………………………………. 3
-
Особенности методической системы обучения графическим
навыкам письма. ………………………………………………………. 4
-
Рекомендации по использованию образцов каллиграфического
написания букв русского алфавита………………………………….. 7
-
Упражнения и приёмы на минутках чистописания в 1 классе….. 26
-
Литература…………………………………………………………....... 46
Упражнения и приёмы
на минутках чистописания в 1 классе.
Цель: конструировать и переконструировать письменные буквы.Учитель предлагает детям рассмотреть элементы отдельных букв, найти их графическое сходство и различие.
- Элементы, каких букв мы повторили?
- Обратите внимание на сочетания букв на второй строке. Что вы заметили? (Закодировано слово.)
- Для чего нужны слова?
Заслушиваются ответы детей.
***
Цель: учить соблюдать письмо букв в связке, писать безотрывно две - три буквы.
- Найдите общую часть слов, выделите её. Детям предлагается выделить с помощью дуги общую часть слова. Далее следует сравнение значений слов кот и котик. Можно предложить детям рассмотреть гнездо слов: кот, котик, коток, котище, котёнок.
***
Цель: учить чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы; развивать умение разгадывать «зашифрованные» слова.
- Какое слово зашифровано в первой строке? (Это слово снег.)
Учитель читает стихотворение.
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он - не из ваты,
Он - ноздреватый.
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый... - Подберите «снежные» слова, у которых есть общая часть. Выделите её.
***
Цель: закрепить написание гласных первого ряда; обобщить знания о гласных и их значении.
На доске запись:
- Что это за буквы? (Это буквы, обозначающие звонкие согласные, записанные по алфавиту.) - Заметил ли кто-нибудь из вас особенность этого ряда? (Да, пропущена буква г.)
- Назовите парный согласный звук [г]. (Это - [к]).
- Составим цепочку слогов буквы г с гласными буквами, чтобы буква всегда обозначала твердый звук [г]. Дети записывают.
- Сочетание гр будет являться слогом? (Нет.)
- Почему? (В слоге всегда должен присутствовать гласный звук.) - Отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
- Устно подберите однокоренные слова. (Грибник, грибок, грибной, грибница.)
- Какая общая часть у этих слов? (Это часть - гриб -)
***
Цель: учить соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы).
- Какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
Про пестрых птиц поёт петух,
Про перья пёстрые, про пух.
Алгоритм разучивания скороговорки.
-
Прочитай скороговорку медленно.
-
Подумай, о чём говорится в скороговорке.
-
Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук или сочетание звуков много раз повторяются.
-
Проговори скороговорку медленно наизусть.
-
Проговори несколько раз шепотом, увеличивая темп.
-
Произнеси вслух в быстром темпе.
-
Посоревнуйся с товарищами, кто быстрее произнесёт скороговорку.
На доске запись.
- Какое слово зашифровано? (Слово петух.)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Безударная гласная е.)
- Какая буква пропущена в словах .етух, .авлин, .о.угай, .ере.ел? - Прочитай эти слова. (Пропущена буква п. Это слова петух, павлин, попугай, перепел.)
- Что они обозначают? (Названия птиц.)
- На какие группы их можно разделить?
Дети могут выделить несколько признаков для классификации.
- Попугай относится к обеим группам (домашние и дикие). После записи этих слов предложить обозначить мягкие и твёрдые согласные на месте букв, разделить слова на слоги.
***
Цель: повторить написания заглавной и строчной букв Тт.
На доске запись.
- Вы узнаете, какое слово зашифровано, если будете читать через букву. Какое слово получилось? (Текст.) Запишите его. - Что такое текст? (Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
- Составьте транскрипцию слова текст.
Дети записывают [т' э к с т].
***
Цель: развивать умение определять закономерность и продолжить ряд букв. - Определите порядок написания букв в данном ряду:
- Слушаю ваш ответ. Заглавная Ф, строчная м, строчная ф. (Количество строчных ф в каждом звене данного ряда увеличивается на одну букву.) - Напишите этот ряд букв, соблюдая указанную последовательность.
Дети выполняют задание.
***
Цель: развивать умение подбирать предлоги в предложении, определять их значение; при записи соблюдать пробел между отдельными словами (предлогами). - Прочитайте четверостишие. Определите, чего не хватает. (Не хватает слов: в, на, по.)
Рыхлый снег темнеет ... марте,
Тают льдинки ... окне
Зайчик бегает ... парте
И ... карте ... стене.
(С. Маршак)
- Как называются эти слова? (Предлоги.)
- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении.)
- На первой строчке запишем, чередуя, найденные предлоги. Подумайте, как мы напишем предлоги со словами? (Предлоги со словами будем писать отдельно, так как это самостоятельное слово.) На минутке чистописания отрабатываются следующие элементы: овал, наклонная линия, наклонная с закруглением вправо и с закруглением вверху и внизу.
- Какой элемент общий в написании этих слов? (Овал.)
- На какие группы можно разделить написанные предлоги? (Состоящие из одной буквы и двух.) На второй строке учитель предлагает выписать предлоги вместе с теми словами, перед которыми они стоят. Обращается внимание на отдельное написание предлогов.
***
Цель: закрепить написание гласных первого и второго ряда; обобщить знания о гласных и их значении.
- Назовите буквы, записанные на доске.
На доске.
- На какие две группы их можно разделить?
- Назовите гласные первого ряда. Для чего они служат?
- Назовите гласные второго ряда. Для чего они служат?
Вариант 1 записывает гласные первого ряда (а, у, о, ы, э). Вариант 2 записывает гласные второго ряда (е, ё, и, ю, я).
***
Цель: учить конструировать буквы, включающие общий элемент - наклонную линию с закруглением вверху и внизу.
Детям предлагается элемент буквы г.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква г.
- Вспомните все буквы, которые включают в себя элемент г. Запишите
буквы на первой строке.
Дети записывают.
- Какие звуки обозначают эти буквы. Как они произносятся? ([г] - [г'], [п] - [п'], [т]- [т'], [р] - [р']).
- Используя гласные буквы, составьте и запишите слова. Разделите на слоги, определите ударный слог. (То-пор, рот, ро-та, та-ра, па-ра, порт, торт, пя-та_, тро-па). - Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
***
Цель: отработать наклон в записи букв и слов, начинающихся на заданные буквы.
На доске запись.
- Обозначьте данные звуки одной буквой. (Это буквы е, ё, ю, я.)
- В каком случае йотированные гласные обозначают два звука?
(В начале слова, после гласной, после разделительного твёрдого и мягкого знаков).
Запись букв е, ё, ю, я в тетради.
Учитель читает стихотворение.
Эй, крючочки и точки,
Чёрточки, кружочки!
Собирайтесь вместе
Становитесь в строчки.
И шагайте слаженно
По листу бумажному.
- Подберите и запишите слова с гласными (е, ё, ю, я) в начале слова. (Ель, елка, юла, яхта.) - Подчеркните в словах гласные, которые обозначают два звука.
На доске запись.
***
Цель: учить соблюдать высоту и пропорции строчных букв. - О чём мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение А. Шибаева:
Сказочный, волшебный дом,
Азбука - хозяйка в нём.
Дружно в доме том живёт
Славный буквенный народ.
- Как по-другому можно назвать азбуку? (Алфавит.)
Буквенным войском своим знаменит,
Он в букваре, его звать...
(Алфавит)
Учитель предлагает детям прочитать название букв алфавита.
- Определите и запишите, ориентируясь на алфавит, какая буква находится
между буквами а и в; после т; перед л; назвать третью от начала алфавита;
пятую - с конца.
- Что за слово у вас получилось? (Буквы.)
Запишите слова:
а) первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой о, вторая - за
буквой д, третья - перед буквой у, четвёртая - после т, пятая - перед
буквой ц. (Петух);
б) первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой б, вторая - за
буквой н, третья - перед буквой е, четвертая - перед буквой б. (Вода).
- Слова разделите на слоги, определите ударный слог;
в) какое из записанных слов словарное? Составьте словосочетание устно. (Петух - словарное слово, голосистый петух, петушиный бой, петух на заборе);
г) измените слово вода так, чтобы безударная гласная стала ударной.
(Вода - воды, вода - водный.);
д) подберите однокоренные слова к слову вода. (Водичка, водолаз, водопад.)
***
Цель: написать заглавную и строчную букву Рр, составить по первым слогам словарное слово работа. - Выделите один звук из произносимых слов и скажите, какую букву мы будем писать: встреча, ракета, среда, родина, сыр. Дети выделяют твёрдый и мягкий звук [р] - [р']. На первой строчке пишут Рр.
- Выделите первые слоги в словах: pa-кета, бо-тинок, та-буретка
- Какое слово получилось? (Слово работа.)
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в первом слоге.
***
Цель: сравнить написания букв Ёё и Ее; выделить первые буквы из слов -отгадок. Детям предлагается игра «Доскажи словечко». Учащиеся отгадывают и называют слово, а в тетрадь записывают первую букву слова отгадки.
Колюч, да не ёж. Кто же это?..
(Ёрш) этоэто?...(Ёрш)
(Ёрш)
Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?...
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них - Очень тихий ... (Ёжик)
(Ёж)
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно...
(Ёлки)
В тетради появляется запись:
- Какая буква по написанию похожа на букву ё? (Буква е.) - На второй половине строки запишите буквы е и ё.
В тетради появляется запись:
***
Цель: написать заглавную и строчную букву Юю с соблюдением каллиграфических норм; соотнести данные слова со звуковыми моделями. На доске запись.
- Что вы можете сказать про слово Юля? (Имя девочки, имена пишутся с большой буквы.) - Определите количество звуков и букв в каждом слове. Что вы можете сказать о букве ю? В каких ещё случаях буква ю может обозначать два звука? (Буква ю может обозначать два звука в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и твердого знаков.)
- Соотнесите слова юла, Юля с данными схемами:
\ \ - На какой вопрос отвечают эти слова? Что они обозначают? (Слова отвечают на вопросы что? кто? обозначают игрушку, имя девочки.)
***
Цель: обозначить звуки соответствующей буквой, каллиграфически правильно написать заглавную и строчную буквы Нн; повторить правописания кличек животных. - Прослушайте четверостишие, определите, какие звуки повторяются чаще всего.
Няня на ночь Нину мыла
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина - молодчина! (Е. Благинина) Чаще всего повторяются звуки [н] и [н'], которые на письме обозначаются буквой Нн.
Дети прописывают строчку букв. - Отгадайте загадку и вы узнаете, какое слово мы будем записывать на второй строке:
Кто один имеет рог?
Отгадайте! ... (Носорог)
- Придумайте носорогу кличку. (Няма.)
- С какой буквы запишем слово Няма? Почему?
Клички животных пишутся с большой буквы.
В тетрадях запись:
- Обратите внимание на слово носорог. Оно состоит из двух частей - нос и рог. Разделите слово по слогам, поставьте ударение. (Но-со-рог.)
***
Цель: повторить написание заглавной и строчной буквы Пп.
- О какой букве ведётся речь в стихотворении А. Шибаева? (О букве п.)
Букву ту в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись!
Дети записывают букву.
- Прочитайте скороговорку, подготовьтесь писать её по памяти.
- Какой звук чаще всего повторяется? (Звук [п'].)
- Прочитайте скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп.
- Запишите скороговорку по памяти.
***
Цель: написать буквы мягкий знак через одинаковые интервалы; определить роли мягкого знака в слове. - Сегодня мы будем писать интересную букву. Попробуйте отгадать, что это за буква. Эта буква не может стоять в начале слова, между согласной буквой и буквой а, между согласными ч-н, ч-к, щ-н.
Это буква - помощница, вместе с ней предыдущий согласный всегда произносится мягко.
- Догадались, что это за буква? (Мягкий знак.)
Запись на доске и в тетрадях.
- На второй строчке запишем названия цифр от 0 до 9, в записи которых есть мягкий знак ь: пять, шесть, семь, восемь, девять.
- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. Итак, сделаем вывод: мягкость согласного звука могут обозначать гласные второго ряда и мягкий знак ь.
***
Цель: найти буквы в данном прямоугольнике; выделить из них шипящие, обозначающие всегда твердые звуки; повторить правописания гласных в сочетаниях жи, ши.
На доске нарисована фигура.
- Какие буквы вы заметили? (Буквы п, т, к, х, ж, ш, м.)
- Назовите шипящие буквы. (Это буквы ж, ш.) - Какие звуки они обозначают? (Всегда твёрдые.) - Какое правило вы помните о сочетаниях жи, ши? (Слова с сочетанием жи, ши пиши с буквой и.)
На первой строке записываем слоги:
***
Цель: чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения с ними, сочетания ча, ща; чу, щу и слова с этими сочетаниями. 1. Работа со скороговоркой.
Запись на доске.
- Какие звуки часто повторяются? (Звуки [ч'], [щ'].)
- Дайте характеристику этим звукам. (Звуки [ч'], [щ'] - согласные, шипящие, непарные, глухие, всегда мягкие).
- Вспомните алгоритм работы со скороговоркой.
2. Повторение.
Повторить написание букв: Чч, чч, Щщ, щщ, ча, ща, чу, щу.
- Ученик первого класса написал диктант. Какие ошибки он допустил?
Запись на доске.
Ежы - Ершы
Щюки - Чяйки
Волчята.
Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ерши, щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души.
(По А. Шибаеву)
- Запишите слова правильно.
- Какое правило вы будите применять при написании этих слов? (Правописание гласных после шипящих.)
***
Цель: развивать умение писать росчерки, сохраняя высоту, расстояние между элементами.
***
Цель: дифференцировать парные согласные по звонкости, глухости и обозначать их каллиграфически правильными буквами на письме.
Учитель читает стихотворение.
Чтоб поменьше было случаев неясных,
И, чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих...
- Запишите под диктовку слоги - слияния: ба-па, де-те, жу-шу, зо-со.
- Придумайте слова, начинающиеся на данный слог. (Бабочка, папочка, дeтu, тети, жук, шут, зонт, сок.)
- Запишите со словом бабочка словосочетание. (Необычная бабочка, разноцветная бабочка, бабочка-капустница, в небе бабочка...)
***
Цель: повторение написания букв Жж и Шш.
(Ерши, чижи, уши - ужи, ковши.)
Учитель читает стихотворение.
На десятом этаже
Жили буквы ш и ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час,
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
- На первой строке запишите буквы ж, ш, сочетания с буквами.
- Подумайте, какие буквы пропущены в словах. Докажите выбор буквы.
***
Цель: работать над верхним и средним соединением букв.
- Запишите слова - отгадки ребусов. (Трава, дрова, сорока, стол.)
- Назовите «лишнее» слово. (Это слово стол, так как оно состоит из одного слога, и в нём нет безударной гласной.)
- Разделите слова на слоги, определите ударный слог, подчеркните безударные гласные.
- Как проверить написание безударных гласных в слове?
- Подберите проверочные слова так, чтобы безударные гласные стояли под ударением.
***
Цель: повторить написание букв Мм, способы соединения буквы М с другими буквами.
- Отгадайте загадку, дайте характеристику каждому звуку в слове отгадке. (Звук [м'] - согласный, непарный, звонкий, мягкий; [а] - гласный, ударный; звук [ч'] - согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.)
Дети отгадывают загадку.
Стукнешь о стенку -
А я отскочу.
Бросишь на землю -
А я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(Мяч)
***
Цель: чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы Чч.
Дети вспоминают правописание сочетаний чу, ча. - О чем эти стихи:
Говорят: они стоят,
Говорят: они спешат,
Говорят: они идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А они висят на месте. (Часы)
- Запишите слово - отгадку, подберите ряд однокоренных слов. (Часы - час -часики - часовщик - часовня.)
- Найдите и выделите общую часть записанных на доске слов. Какие это
слова? (Однокоренные, родственные.)
- Со словом часовщик можно провести игру «Наборщик»: из букв данного слова составьте как можно больше слов. (Час, чек, сова, воск, часок, сачок, щи…)
***
Цель: отработать верхнее соединение букв; ввести в новую тему.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Л __са, с__бака, ё_.
- Напишите слова лиса, собака, ёж. Объясните пропущенные орфограммы, разделите слова на слоги, поставьте ударение. Задайте вопрос к этим словам.
На доске написан текст.
Котёнок маленький, пушистый.
Ручей - прохладный, серебристый.
Трава - зелёная и нежная.
Зима - холодная и снежная.
- Подумай, что ты подберешь к словам: лиса, собака, ёж. Охарактеризуйте данных животных, называя слова признаки:
Лиса (к а к а я?) , ,…….(Хитрая, ловкая, рыжая, хищная.)
Собака (к а к а я?) , ,……(Верная, умная, кудлатая.)
Ёж (к а к о й?) , ,…..(Колючий, запасливый, безобидный.)
- Что мы подбирали к каждому слову, обозначающему предмет? (Его признак).
- Составьте предложение с одним из словосочетаний, подчеркните главные члены. (Громко лает кудлатая собака.)
- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают признак предмета.
***
Цель: повторить написания заглавной и строчной букв Щщ, соблюдая каллиграфический и орфографический режим (ща, щу).
Запись на доске.
- Какое правило мы знаем о правописании сочетаний ча, ща; чу, щу? (Сочетания ча, ща пиши с буквой а, сочетания чу, щу - с буквой у).
***
Цель: повторение написание овала и орфографических сочетаний -оло- и -оро-
Запись на доске. - Вспомните и назовите слова с сочетаниями -оло- и -оро-. (Ворона, соловей, сорока, хорошо, молодец.)
***
Цель: повторить способы соединения букв Вв с другими буквами.
***
Цель: повторить способы соединения букв Уу с другими буквами; соблюдать расстояния и наклон.
- Определите по действиям, о ком идёт речь:
Он учиться, считает, пишет, читает. Кто это? (Ученик)
- Подберите близкие по значению слова к слову ученик. (Школьник, первоклассник, учащийся.)
- Выделите общую часть в словах: ученик, учащийся.
Литература.
1. Учебная программа «Русская грамота» для учащихся 1 классов общеобразовательной школы - Астана, 2010.
2. Учебная программа «Русский язык» для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. - Астана, 2010.
3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1997.
4. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. - М., 1993.
5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. - М.: Просвещение, 1988.
6. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987.
7. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. - СПб.: Лань, 1998.
8. Илюхина В.А. Письмо с секретом. - М., 1994.
9. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. - М.: Книга, 1990.
10. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., Воронеж, 1996.
11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. - М., 2000.
12. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. - М., 1993.
13. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. - М.: Просвещение, 1993.
14. Меудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная пед. академия, 1994.