• Преподавателю
  • Начальные классы
  • "Проект урока русского языка по теме Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?» (3 класс)"

"Проект урока русского языка по теме Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?» (3 класс)"

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока русского языка 3 клас

Общие сведения о проекте:

Урок русского языка по теме Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

3 класс

УМК «Гармония»

М.С. Соловейчик ,Н.С. Кузьменко учебник Русский язык «К тайнам нашего языка» Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013, рабочая тетрадь

Календарно -тематическое планирование по русскому языку 3 класс


Темы курса,

тематика уроков

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)


Деятельность учащихся

предметные умения

универсальные

учебные действия1

III четверть (53 ч.: 41/12 р.)

Что мы знаем о частях речи? (16 ч.: 12/4 р.)

1. Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»

2. Закрепление изученного



3. Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»)



4. Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»)

5. Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

6-7. Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи.

Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов по смыслу и по форме.

Анализировать слова как части речи,

строение слов; понимать значения, передаваемые некоторыми суффиксами и окончаниями (простые случаи). Различать однокоренные слова и формы слов, находить их в текстах. Различать изменяемые и неизменяемые слова.

Различать в словах два значения: основы и окончания. Выявлять в текстах слова, формы слов, обеспечивающие точность и выразительность речи.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выполняя правила речевого поведения. Самостоятельно читать материалы учебника, извлекать информацию, следовать инструкциям.

Применять освоенные правила письма, выполнять предписываемые ими действия.









. - Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка. (Л.) - Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения. (Р.) - Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.) - Участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться. (К.)








































Выбирают предложения для оценки своего отношения к учению, к школе; достраивают предложения, формулируют мысль. Определяют принадлежность слов к частям речи, сравнивают слова. Устанавливают значения, переданные суффиксом -л, окончаниями глаголов; характеризуют грамматические признаки слов. Анализируют текст, с точки зрения использованных частей речи, изменяют слова по указанным параметрам; выполняют инструкции, уточняют общие способы действия при анализе и записи слов. Готовят сообщения о частях речи в русском языке.









Обдумывают проблему, сформулированную в теме урока, обсуждают ответ на заданный в учебнике вопрос. Анализируют и сравнивают слова, находят основания для их объединения; классифицируют слова по заданным признакам. Сравнивают слова по возможности изменения, выявляют связь между способностью слова к изменению и наличием окончания, делают умозаключение, вывод. Устанавливают связи слов по смыслу и по форме. Повторяют общие способы действия при решении различных орфографических задач, планируют операции и выполняют их. Готовят ответы на вопросы заголовка.







Сравнивают слова по значению и строению, выявляют части слов, делающие слова похожими и одновременно различными, классифицируют слова по частям речи, доказывают решение. Группируют слова по частям речи, преобразовывают и изменяют слова, выявляют различия по смыслу и по форме. Наблюдают за строением глаголов, делают умозаключения об особенностях глаголов и их форм. Решают различные орфографические задачи.



Обсуждают значение каждого времени, осмысливают особенности форм; тренируются в выполнении общего способа действия для определения времени глагола, анализируют и используют внешние приметы каждого из времён. Наблюдают за значениями, скрытыми в окончаниях разных времён, сравнивают их, делают умозаключение о различии значений, передаваемых глагольными окончаниями. Находят глаголы в текстах, характеризуют их признаки, выявляют и обсуждают выбор автором формы глагола; учатся употреблять в речи глаголы в разных формах.

Сравнивают назначение различных видов анализа (разбора) слов, дополняют систему новым видом разбора, включают его в ряд уже известных. Составляют план характеристики глагола, сравнивают его с планом в учебнике, осознают последовательность действий и выполняют их, пользуются образцом анализа глагола в устной и письменной форме. Систематизируют сведения о глаголе, анализируют, сравнивают, изменяют глагольные формы, осмысливают использование новых терминов, выявляют «прирост» своих знаний. Выполняют различные вида анализа слов, решают разнообразные орфографические задачи, ориентируются при этом на общий способ орфографического действия. Работают со словарями учебника.




Диагностический блок

Описание диагностики исходного уровня УУД Диагностика степени сформированности регулятивных УУД проводилась следующим образом: после урока школьники должны были ответить на три вопроса анонимной анкеты. Цель диагностики - отслеживание результатов реализации требований ФГОС НОО к метапредметным результатам освоения программы, сформированности регулятивных УУД. Диагностика позволяет определить, сформировано ли у учащихся умение удерживать цель, активно участвовать в целеполагании и планировании деятельности на уроке, соотносить учебные задачи с целью урока ,оценивать результаты деятельности. Диагностика проводилась в начале III четверти после урока русского языка. Вопросы анкеты.

1.Какая цель урока ставилась учителем на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений:

Научиться ___________________________________________________________________

Понять______________________________________________________________________

Тренироваться________________________________________________________________

Узнать_______________________________________________________________________

2.Какие задачи помогли достичь цели урока?

3. Продолжи одно из предложений:

Я научился сегодня на уроке____________________________________________________

Я могу объяснить другому______________________________________________________

Мне ещё надо поработать над____________________________________________________

Распределение учащихся по уровням развития умения удерживать цель урока.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в%)

25

63

22

Распределение учащихся по уровням развития умения ставить учебные задачи, различать цель и задачи урока.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в%)

43

48

9

Распределение учащихся по уровням развития умения определять результат урока.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в%)

44

51

4

Описание исходного уровня знаний , умений и навыков учащихся по изучаемой теме: « Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

К моменту проведения урока 92 % учащихся умеют отличать глагол от других частей речи, находить глагол в тексте по вопросам, 89% учащихся умеют определить время глагола по вопросам. Устанавливают значения, переданные суффиксом -л, окончаниями глаголов на уровне узнавания. Умение наблюдать за строением глаголов, делать умозаключения об особенностях глаголов и их форм усвоено на варьирующем уровне .

Тема урока.

Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

Оборудование урока.

Учебник, тетрадь, карточки с тестом, экран, проектор, компьютер, презентация «Красная точка»

Задачи урока

Учить определять время глагола по его окончанию, по вопросу.

Развитие регулятивного УУД целеполагания в процессе определения темы урока.

Развитие регулятивного УУД контроля в ходе выполнения упражнений учебника. Формировать логические УУД анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) в процессе тренировочных заданий учебника и рабочей тетради в выполнении общего способа действия для определения времени глагола. Воспитывать дисциплинированность.

План урока 1.Оргмомент с целью настраивания учащихся на работу

Прозвенел уже звонок,

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре,

Со звонком никто не спорит. 2 мин

2. Определение темы урока в процессе выполнения тестового задания. 5 минут

Тест

ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ,

ОБВЕДИ ТОЛЬКО БУКВУ, ПОД КОТОРОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1.В какой строке во всех словах пропущена буква и?

Б) р_шение, св_стит, цв_тёт, уч_ник;

В) с_рень, ул_ца, д_ревня, р_сунок;

Г) кр_чит, с_нева, л_ства, скр_пит.

2.В какой строке только родственные слова?

К) белка, бельчонок, побелка, бельчатник, беличья.

Л) зима, зимовка, зимний, зимовать, зимушка.
М) снег, снежный, снегопад, снесенный, подснежник.

3.В какой строке только глаголы?

О) радовался, веселиться, смеётся, ходьба;
А) увидел, беречь, нести, посмотри;

У) гремит, стучит, бегает, суета.

4.Глаголы обозначают …

Б) предмет

В) признак предмета

Г) действие предмета

5.В какой строке все глаголы в прошедшем времени?

А) учился, рисует, рассмеётся, будет петь;

О) ходил, волновался, гулял, смотрел;

У) причесался, умываться, верить, читал.

6. В какой строке все глаголы в будущем времени?

М) решит, пишет, мелькнёт, прилетел;
Л) убежит, будет смеяться, приготовит, запоёт;
К) написал, принесёт, расскажет, описывает



3. Обобщение знаний о способе действий по определению формы времени глагола в процессе работы над упражнением учебника с.10 у 363 10 мин

4. Систематизация изученного материала при выполнении упражнения по определению на слух и выписывании глаголов настоящего времени из сказки.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки непростые

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной-

И приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам весть. 10мин

5. Физкультминутка

Упражнение для глаз «Красная точка»(презентация) 1 мин

6. Закрепление способа определения времени глагола в процессе самостоятельной работы по учебнику с.11 упр. 367 10 мин

7. Подведение итога урока, рефлексия. 2 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1.Оргмомент

Предлагает послушать четверостишие

Прозвенел уже звонок,

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре,

Со звонком никто не спорит.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Формируется личностное УУД мотивация через содержание четверостишия.

2. Определение темы урока -Мы выполним тест, который поможет нам определить тему урока. Возьмите листочки с тестом и обведите только букву правильного ответа. Выпишите буквы ,которые вы обвели в тетрадь. Какое слово у вас получилось? - Какие знания о глаголе мы сегодня получим на уроке? -Прочитайте полную формулировку темы сегодняшнего урока в учебнике с.10. -Каких целей мы должны достичь при изучении темы?

Учащиеся читают задание к тесту, выполняют его, отвечают. Получилось слово «глагол»

-Мы узнаем об изменении глагола по временам.

Учащиеся формулируют тему.

-Мы должны учиться определять время глагола

-Повторить способ определения времени глагола;

Формируется регулятивное УУД целеполагания в процессе определения того, чему должны научиться на уроке на уроке

3. Обобщение знаний о способе действий по определению формы времени глагола

-Работаем над упражнением 363. Прочитайте задание к упражнению.

-Как определить время глагола?

-Запишите три формы глагола, вставьте недостающую, определите время.

Проверка выполнения задания.

-Один ученик читает задание. Учащиеся следят по учебнику.

-Нужно задать вопрос.

Два ученика работают самостоятельно у доски, остальные - в тетрадях. Формируются логические УУД анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) в процессе тренировочных заданий по определению времени глагола.

4. Систематизация изученного материала -Послушайте отрывок из сказки и запишите только глаголы настоящего времени. -На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Повторите эти вопросы в парах.

Учитель читает текст сказки. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки непростые Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд; Слуги белку стерегут, Служат ей прислугой разной- И приставлен дьяк приказный Строгий счёт орехам весть -Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Я читаю глаголы настоящего времени ,а вы проверяете. Растёт, живёт, поёт, грызёт, стерегут, служат. Поставьте плюс, если всё выполнено верно, минус - если есть ошибки.



-Повторяют в парах вопросы глаголов настоящего времени: что делает?, что делаю?, что делаем?, что делаешь?, что делаете?

-Учащиеся выписывают глаголы настоящего времени



Учащиеся оценивают работу соседа по парте.


Формируется логические УУД анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Формируется регулятивное УУД контроля

5. Физкультминутка

-Следите внимательно за передвижением красной точки.

Предлагается презентация физкультминутки «Красная точка»

Ученики выполняют упражнения для глаз.

Снять напряжение с глаз, снизить утомляемость, повысить эффективность дальнейшей работы.

6.Закрепление способа определения времени глагола

-Прочитайте задания к упражнению 367 и объясните, над чем вы сейчас будете работать.

Индивидуальная помощь слабым учащимся в определении времени глагола.

-Мы будем списывать отрывок из рассказа Аркадия Гайдара, вставлять пропущенные буквы, над глаголами будем указывать время.

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Формируется навык грамотного письма, вырабатывается орфографическая зоркость, отрабатывается способ определения времени глагола

7. Подведение итога урока, рефлексия

-Закончите фразы:

На уроке я научился….

У меня недостаточно хорошо получается….

Мы достигли (не достигли) цели сегодняшнего урока.(фразы записаны на доске)

Учащиеся заканчивают фразы.

Формируется регулятивное УУД оценки



1Формируемые личностные качества обозначены буквой Л., регулятивные УУД - Р., познавательные - П-1 и П-2, коммуникативные - К.

17


© 2010-2022