Урок чтения на тему Читаем о Киеве (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения на тему Читаем о Киеве (2 класс)

Тема урока. Читаем о Киеве

Цели:

Обучающие: расширить знания учеников о прошлом Киева; формировать представление о столице как главном городе страны; формировать навык осмысленного, правильного, быстрого, выразительного чтения.

Развивающие: развивать речь, фантазию, прогностическое мышление;

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, ответственности за ее будущее.
Оборудование: иллюстрации с изображением Кия, Щека, Хорива, иллюстрации с изображением достопримечательностей Киева, карточки с текстами для чтения, мультимедийная презентация к уроку, видеофильм «Киев мой».
Тип урока - урок-проект
Формы работы учащихся: групповая

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о Киеве как историческом, политическом и культурном центре Украины;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, молча, хором, выборочное, поисковое, «эстафетой»);

- участие в обсуждении текста

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты:

личностные:

- повышение мотивации учебной деятельности;

- развивать этические чувства;

познавательные:

а) общеучебные:

- распознавать звуки гласные и согласные буквы;

-различать согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные;

-определять количество звуков и их последовательность в словах;

- читать и правильно интонировать предложения;

- наблюдать за сильной и слабой позициями звука.

б) логические:

- анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов;

- восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами;

- составление речевых высказываний по теме.

регулятивные:

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

коммуникативные:

- уважительное отношение друг к другу;

- распределение ролей и очередность действий при работе в группе;

- участие в обсуждении.

Ход урока:

I. Организация класса к уроку

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи (слайд 1)

- Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им, а теперь улыбнитесь мне и друг другу. Присаживайтесь.

Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались хорошие, добрые и сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. А еще душу человека согревают любовь к маме, ко всем людям, к родному дому и, конечно же, к Родине.

II. Проверка д/з

- Как называется раздел, который мы с вами изучаем? («Лучше нет родного края»)

- Над каким стихотворением мы с вами работали на прошлом уроке? (стихотворение Владимира Сосюры «Люби Украину»).

- Почему стихотворение называется «Люби Украину»?

- Как вы понимаете выражение «минуты невзгоды»? «час славы»?

- Как автор призывает любить свою Родину?

- Это стихотворение вы учили дома наизусть. Сегодня мы расскажем его все вместе хором, а каждого из вас мы обязательно послушаем на следующих уроках. Встаньте, пожалуйста. Прислушивайтесь друг к другу, когда будете рассказывать. Рассказывайте выразительно, постарайтесь передать слушателям свои чувства к Родине.

Люби Украину




Люби Украину, как солнце, люби,

Как ветер, как воды и травы,

В минуты невзгоды ты с нею скорби

И радуйся в час ее славы.

Люби Украину трудом и мечтой

С вишневою будь Украиной

С красой ее новой и вечно живой,

Язык ее славь соловьиный…

Она, несравненная, в мире одна,

Нет ближе простора родного…

Она в этих звездах и вербах, она

В биении сердца живого…

- Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. - Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с нашей страной. О чем будет идти речь на уроке, вы узнаете, если разгадаете стихотворение - загадку (слайд 2)

Самый любимый, самый родной
Город, где Лавра стоит над водой.
Город, который Владимир крестил,
Город, который Булгаков любил.
Ты назови-ка, дружок, поскорей
Град над Днепром,
Что всего нам милей. (Киев)

- О каком городе идет речь?

- Ребята, Киев - это столица Украины, главный город нашего государства, это город, с которого все начинается! Начинается история земли русской, начинается история нашей страны.

- Сегодня на уроке мы перелистнем страницы истории образования Киева, расширим знания о знаменитом прошлом и современных днях этого города, узнаем и увидим достопримечательности Киева, разгадаем его тайну, а также прочитаем легенду об основании Киева, поучения Владимира Мономаха.

IV. Работа над темой урока

Учитель. Некоторое время назад вы, ребята, были объединены в группы: «Географы», «Историки», Экскурсоводы», «Исследователи», «Искусствоведы» (встают группы по очереди). Каждая группа получила задание собрать интересный познавательный материал о Киеве. Давайте послушаем ваши сообщения. Первой слово дадим группе «географы» (слайд 3)

«Географы» (слайды 4, 5, 6)

1. Киев - столица и главный исторический, политический, научный и культурный центр Украины. Исторический, так как сохранилось много памяток прошлого. Политический, так как в Киеве находится резиденция Президента, работает правительство, Кабинет Министров, проходят заседания Верховной рады.

2. В Киеве проживает около 4-х миллионов человек. Киевляне в общении используют русский язык. На украинском языке обычно составляются документы, подаются новости и информационные надписи на улицах города. В столице находится около 70 парков. Действует 40 театров, 50 музеев, 100 высших учебных заведений и более 100 представительств иностранных государств.

3. В Киеве действуют два аэропорта: «Киев (Жуляны)» и международный аэропорт «Борисполь». В самом центре Киева располагается железнодорожный вокзал, а также автовокзал. Действует трамвайное, троллейбусное, автобусное сообщение. Но самым оптимальным и быстрым транспортом является киевское метро.

Учитель. Город невероятно красив в любую пору года, но, лучше всего он выглядит весной. Именно в апреле - мае здесь расцветают каштаны (символ столицы Украины). Нам, жителям Украины, можно гордиться не только красотой города, но и ее богатой историей. Расскажут нам о ней «историки» и текст учебника на стр. 120 - 121

«Историки» (слайды 7, 8)

1.История Киева охватывает более 1500 лет. В давние времена его называли «Матерью городов Русских», а в 9 -12 веках он был столицей Киевской Руси. Его начали строить наши предки еще до того времени, как приняли христианскую веру. Крестил нашу землю князь Владимир Великий. А до крещения наши предки были язычниками, поклонялись многим богам.

2. Существует много легенд об учреждении Киева. По одной из легенд основателями города были храбрые рыцари Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь.

Чтение легенды (читают капитаны групп по абзацу «эстафетой»)

Легенда

Было это в давние-давние времена, когда на земле, что зовется сейчас Украиной, не было городов и сел, а люди, наши предки, жили племенами.
Широкой рекой в лодке плыли три брата и их сестра. Это были Кий, Щек, Хорив и Лыбедь. Они искали место для поселения. Очень понравился им живописный уголок земли с рекой, горами и плодородной почвой.
Вот здесь, на высокой круче над Днепром, три брата и построили город с глубоким рвом, высокими стенами и валами для обороны от врагов.
Старший брат Кий был мужественным и храбрым. Он долго княжил в своем роду. Поэтому его именем названа столица нашего государства Киев.

Учитель. Ребята, вы ознакомились с легендой о Киеве, а теперь давайте узнаем, выдумка это или реальные факты? Откройте учебники на стр. 120 - 121.

Работа с материалом учебника

Учитель. В тексте будет слово, пояснение которого мы найдем в сноске. Прочитайте его.

1. Словарная работа:

археологи - ученые, занимающиеся раскопками и изучением древностей.

2. Первичное чтение учителем текста (учебник стр. 120-121)

3. Беседа по содержанию:

- Какое подтверждение легенды обнаружили археологи? (На трех соседних горах было три самостоятельных поселения, которые позже слились в один город).

Учитель. Прочитайте статью молча и подготовьтесь к выборочному чтению.

4. Чтение текста молча.

5. Выборочное чтение:

- Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится об открытии ученых-археологов.

- Найдите и прочитайте строчки, в которых рассказывается о реке Лыбедь.

Учитель. Прочитаем текст «эстафетой» по группам. Каждая группа читает по 2 предложения. Будьте внимательны. Первой начнет читать группа «географы», затем капитан называет группу, которой передает эстафету чтения.

6. Чтение текста «эстафетой».

Дома, ребята, прочитайте эту статью еще несколько раз и составьте 2 вопроса к прочитанному тексту.

Учитель. Киев - самый старый и самый красивый украинский город, у которого есть ангел-хранитель и покровитель - это Архангел Михаил. Он символизирует светлые силы, готовые защищать Киев от бед и поэтому его образ изображен на гербе Киева.
В честь Архангела Михаила была построена первая Михайловская церковь в Киеве, основан Михайловский монастырь в центре Киева. (изображение на доске, слайд 9, 10)

В Киеве много и других памятников старины. Я предлагаю вам вместе с группой экскурсоводов отправиться на экскурсию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Встаньте, дети.

Все идите (ходьба на месте)

И направо и налево вместе дружно посмотрите.

Помашите облакам,

Улыбнулось солнце нам.

О том, какие достопримечательности мы увидели, нам расскажут «экскурсоводы».

«Экскурсоводы»

1. Визитная карточка столицы Украины - это памятник основателям Киева на Днепре. Открытие монумента было приурочено к 1500-летию со дня основания Киева (слайд 11)

2. В Киеве было очень много князей. Но наиболее могущественным был князь Владимир Мономах. Его «Поучение детям» является памятником литературного искусства. В основе поучений князя Мономаха лежат Божьи заповеди (слайд 12)

Учитель. Ребята, у вас на партах есть Поучения князя Мономаха.

Прочитаем их хором.

О дети мои!

- Хвалите Бога! Любите человечество. Спасут вас благодеяния.

- Не давайте сильным губить слабых: жизнь и душа священны.

- Не оставляйте больных.

- Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце.

- Бойтесь всякой лжи.

- Чтите старых людей.

- В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите.

- Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.

- Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь.

- Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей - читайте.

Учитель. Это не все поучения. Это лишь небольшой отрывок из великого наследия Владимира Мономаха. Давайте поработаем так: я начну читать, а вы найдите продолжение и закончите поучение.

  • Не давайте сильным…

  • Чтите...

  • Человек должен…

  • Спасут вас…

- Что такое благодеяния? Как вы понимаете это слово?

Учитель. Продолжим знакомство с достопримечательностями Киева (слайды 13, 14, 15)

3. Киево-Печерская лавра - самая большая святыня Украины, центр православия, занесена в Мировое наследство Юнеско, а также причисляется к 7 чудесам Украины.

4. Крещатик - главная улица Киева. Когда-то на этом месте был глубокий овраг, посреди которого протекал ручей, а вокруг шумел густой лес. Овраг этот назывался Крещатым. От него и пошло название центральной улицы Киева.

5. Монумент «Родина-Мать» построен в честь победы в Великой Отечественной войне. Монумент является символом силы духа украинского народа.

Учитель. Природа не устает подбрасывать нам загадки, а человечество - искать ответы на них. Теперь и у нас появилась своя тайна. И называется она «Лик Киева». То, что изображено на картинке, - не «штрихи к портрету» неизвестного художника. Так выглядит из космоса рельеф правобережной части Киева. Кто разглядел в Киеве человеческий лик нам расскажут «исследователи».

«Исследователи» (слайды 16, 17, 18)

1.Первым разглядел лик Киева архитектор Георгий Куровский. А подтвердили его догадку фотографии Киева, сделанные со спутника. Таким выглядит Киев из космоса. Смотрите! На линии лба - то есть того места, чем обычно человек думает, - расположен царский Мариинский дворец, здания парламента, правительства и аппарата президента. В этом районе традиционно заседала «думающая» верхушка города.

2. В центре «лба», там, где рисуют «третий глаз», - расположена Киево-Печерская Лавра. Еще две святыни Киева - Софийский и Михайловский Златоверхий соборы - находятся прямо в «глазнице». Если вглядеться в это «лицо», станет понятно, что это антропологически правильное лицо.

Учитель.

Думаю, не случайно древнейшие киевские святыни создают этот образ. Это знак свыше, который помогает и защищает нашу столицу и символизирует святость этого города. Киев - необыкновенный город. Это город с богатым прошлым и большим будущем. Люди искусства выражают свою любовь к Киеву в виде картин, фильмов, поэзии… (слайд 19)

- Группа «искусствоведов» подготовила рисунки с изображением Киева и выучила стихотворение. Послушаем их.

«Искусствоведы»

Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!

Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.

Как красив ты, город вечный,

Город древних куполов!

Будешь жить ты бесконечно

Я тебя любить готов.

Учитель. Каждый житель Украины любит город Киев. Но любовь должна быть действенной. Давайте и мы с вами подарим Киеву свои сердца.

Творческое задание в группах (слайд 20)

- Выразите свои чувства к Киеву в сердце, которое символизирует нашу любовь. Это могут быть ваши желания, ваши впечатления, признания…

По окончании работы дети прикрепляют сердечки к иллюстрации Киева на доске.

Видеопрезентация под песню «Києве мій»

IV. Итог урока

- Сегодня на уроке мы читали, смотрели, слушали, узнали много нового. Наши путешествия по славному городу Киеву будут продолжаться. О Киеве вы сможете прочитать еще много интересного. Но главное, любите, дорожите, гордитесь прекрасной столицей нашей Родины - городом Киевом.

9


© 2010-2022