Культурная жизнь г. Кемерово. Рабочая программа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование



внеучебной (внеурочной) деятельности

для учащихся начальной школы (1-4 классов)

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КЕМЕРОВА»






Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………

3

Учебно - тематический план ……………………………………………………

10

Содержание программы …………………………………………………………

15

Материально - техническое обеспечение ………………………………………

19

Перечень ключевых слов …………………………………………………………

22







Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Культурная жизнь города Кемерово», реализуемая по духовно - нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Данная программа поможет учителю в реализации городской воспитательной программы «С любовью к городу».

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Задачи:

В области образования:

-содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;

-расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

-привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;

-научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

-содействовать гармоничному развитию личности школьника;

-сформировать самостоятельность и деловые качества;

-развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

-воспитать гуманное отношение к культуре Кемерово.

-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;

-приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Культурная жизнь города Кемерово» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «Культурная жизнь города Кемерово» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Культурная жизнь города Кемерово» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Место внеурочной деятельности в базисном учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение внеурочной деятельности «Культурная жизнь города Кемерово» в 3 классах начальной школы выделяется 34 ч.

Ценностные ориентиры внеурочного предмета

-Культурная жизнь Кемерово знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

-формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках внеурочной деятельности формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

-Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

-Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

-Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений.

-Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурной жизни Кемерово. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

-Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования.

-Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание культурной жизни Кемерово способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

-Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами внеурочного занятия ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к труду в частности.

-Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.







Планируемые результаты.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.

Учащиеся должны знать/понимать:

-появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника;

-истории названий улиц и площадей города;

-храмы и церкви нашего города;

-палеонтологические находки на территории Кемеровской области;

-жилища народов, проживающих на территории края;

-обрядовые праздники, национальную одежду, предметы быта коренных жителей Кузбасса;

-первых исследователей земли Кузнецкой;

-кузбассовцев в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу);

-почетных граждан нашего края.

- прошлое, настоящее и будущее Кемеровской области, города Кемерово;

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться и принимать участие в важных для города и личности событий;

- находить на карте и глобусе географические объекты России и Кемеровской области;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсий;

- соблюдать правила безопасности при проведении уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников о достопримечательностях Кемерово, Кемеровской области, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- находить дополнительные источники информации (словари).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса.

Учащиеся должны знать/понимать:

-районы города, социальный паспорт районов, индивидуальность каждого района города;

-основные производственные предприятия города, заводы и фабрики города;

-фонтаны нашего города;

-улицы, названные в честь великих людей и великих событий;

-памятные места нашего города;

- государственную символику России; Кузбасса, города Кемерово;

- определять место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом;

- даты важнейших событий в истории Кемеровской области, города Кемерово в соответствии с программой;

- достопримечательности Кемеровской области и города Кемерово;

- национальный состав области, коренных жителей края, особенностях их быта;

-трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др;

- профессии и предприятия, на которых работают наши родители ;

Учащиеся должны уметь:

- описывать отдельные (изученные) события из истории Кемеровской области, города Кемерово.

- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках, Интернете;

- работать с атласом и контурной картой;

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков - экскурсий, предусмотренных программой;

- анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;





Место внеурочной деятельности в учебном плане

№ п.п.

Разделы

3 класс

всего

теория

практика

1.

Наш город

4

6

10

2.

Путешествие в глубь веков.

6

5

11

4.

Люди нашего края

6

6

12

6.

Итоговые занятия

1

1

Итого

17

17

34



ормы учета знаний, умен.











Учебно-тематический план

Тематическое планирование для 3-го класса

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Часы

теория

практика

Наш город (10ч)

1

Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника

1

2-3

Истории названий улиц и площадей города

1

1

4

Храмы и церкви нашего города

1

5-6

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

1

1

7

Город будущего

1

8

Брейн - ринг «Мой город»

1

9-10

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

1

1

Путешествие в глубь веков (11ч)

11-12

Палеонтологические находки на территории Кемеровской области

1

1

13-14

Рисунки в пещерах, на скалах

1

1

15-16

Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница»

1

1

17-18

Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово

1

1

19-20

Жилища народов, проживающих на территории края

1

1

21

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса

1

Люди нашего края (12 ч)

22-23

Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

1

1

24-25

Кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

1

1

26-27

Экскурсия в музей Боевой славы

1

1

28-29

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)

1

1

30-31

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

1

1

32-33

Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…)

1

1

Резервное занятие (1ч)

34

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "Культурная жизнь земли Кузнецкой"

1



Содержание программы.

3 класс (34часа)

Программа третьего класса содержит три раздела: «Наш город», «Путешествие в глубь веков», «Люди нашего края».

Основное направление внеурочных занятий по культурной жизни Кемерово в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях.

Наш город (10 ч)

1. Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Кемерово и Кемеровского рудника.

2. Истории названий улиц и площадей города: создать иллюстративный текст об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)

3.Храмы и церкви нашего города:

4.Экскурсия. Храмы и церкви нашего города: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.

5.Город будущего. Беседа по содержанию. Практическая работа. Защита собственных исследовательских проектов.

6.Брейн - ринг «Мой город»: Практическая работа.

7.Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»: Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции).

Путешествие в глубь веков (11 ч)

1.Палеонтологические находки на территории Кемеровской области: Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Кемеровской области»

2.Рисунки в пещерах, на скалах: Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.

3.Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница»: Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее -заповеднике «Томская писаница»

4.Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово: Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.

5.Жилища народов, проживающих на территории края: Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

6.Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса: Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Люди нашего края (12 ч)

1.Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие: Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Кузнецкой.

2.Кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу): Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

3.Экскурсия в музей Боевой славы: Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия.

4.Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции): Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции).

5.Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции): Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение).

6.Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…): Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» .

Резервное занятие (1ч)

1.Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "Люди земли Кузнецкой": Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» . Игра "Культурная жизнь земли Кузнецкой".





















Материально-техническое обеспечение

Материально - техническое обеспечение включает минимально - допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно - лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра);

К - полный комплект (на каждого ученика);

Ф- комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально - технического оснащения.

Количество

Примечания

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Примерные программы

Д

Дидактические карточки

К

Учебно - методические пособия и рекомендации

Д

Журналы

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Мегафон

Д

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи

Д



Список литературы для учителя

  1. Кукченко. Т.М. Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1. 1 - 4 класс [Текст]./под общей редакциейТ.М. Кукченко.- Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический цнтр», 2008. - 204 с.

  2. Кукченко,Т.М. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук - Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. - 42 с.

  3. Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании[Текст]/ И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.

  4. Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете».-2003.№7.

  5. Шемшурина, А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2

  6. Шемшурина ,А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1

  7. Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.





Список литературы для обучающихся

1.Горбунов, В.С. Поклон учителю [Текст] / В.С. Горбунов. - Кемерово,2007. - 403 с.

2. Кировский район: страницы истории [Текст] / Кемерово, 2002.

3. Рыжков, М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. - Кемеровское книжное издательство,1978. - 286 с.

4. Рехлов, В.С. Повесть о Михайле Волкове [Текст] / В.С. Рехлов. - Кемеровское книжное издательство,1960. - 177 с.

5. Ткаченко, В.К. Кемеровчане в годы войны 1941-1945 гг. [Текст] / В.К. Ткаченко. - Кемерово,1996. - 278 с.

6. Федорова, И.Ф. Воспитание на региональном материале (материалы к урокам города) [Текст] / И.Ф. Федорова. - Кемерово,2002. - 54 с.

7. Буклет «Кемеровчане. 65-летию Кемеровской области» [Текст] / Кемерово,2008.

8. Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее) [Текст] / Кемерово-Томск, 2008. - 256 с.

10. Корницкий, Г.В. Это нашей истории строки. Кемерово 60-80-х годов: воспоминания, интервью, летопись [Текст] / Г.В. Корницкий, В.М. Чурпита. - Кемерово,2003. - 664 с.

11. Красная горка. Юбилей города [Текст] / Кемерово,2008.



Перечень ключевых слов:

1.Аналитическое описание.

2.Архитектура .

3.Город .

4.Деревня Заимка.

5.Кемерово .

6.Краеведение.

7.Микрорайон.

8.Музей .

9.Новокузнецк .

10.Область.

11.Областной центр .

12.Переселенцы .

13.Площадь.

14.Почетный гражданин города.

15.Процесс.

16.Разрез.

17.Район.

18.Рельеф.

19.Улус.

20.Факт.

21.Шахта.

22.Юрта.

23.Явления.



© 2010-2022