Урок внеклассного чтения. Жанры текстов для чтения. Загадка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок внеклассного чтения, 3 класс Тема урока. Жанры текстов для чтения. Загадка. Тип урока: урок-проект Тип проекта: по деятельности учащихся - творческий проект; по характеру контактов - внутриклассный; по дидактической характеристике - групповая деятельность учащихся; по продолжительности - краткосрочный. Цели урока-проекта: помочь учащимся в определении понятия «загадка», закрепить умение выделять у объекта состав и признаки, первоначальные сведения о том, как составляются загадки; формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности; развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции. Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь. Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; проведено анкетирование по проектам. Оборудование. Проектор, экран, компьютер, (столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 3 человека, дети рассаживаются по желанию).

ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания. Учитель предлагает вспомнить, что такое загадка с точки зрения урока чтения, с точки зрения литературы. Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности. На прошлом уроке вы учились представлять народные и литературные загадки. Давайте напомним себе, что надо знать, чтобы сочинить загадку? (на слайде) Как составить загадку? Выбери предмет или существо. Состав - на что похоже. Действия - кто делает такие же действия. Признаки предметов. III. Мотивация учебной деятельности. Кто из вас любит сочинять? Кто из вас умеет сочинять загадки? IV. Сообщение темы и задач урока. Жанры текстов для чтения. Загадка. Сегодня на уроке мы с вами будем сочинять загадки. У нас будет необычный урок - урок проект. V. Восприятие и осознание нового материала. Рассказ учителя. Загадки возникли ещё в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали воином только тогда, когда он разгадывал несколько загадок. В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы спасти жизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки! У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность - быть мудрецами. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу. Физминутка Игра «Аплодисменты». Упражнение «Передай эмоцию» VI. Осознание и закрепление нового материала. Создание проекта. Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам? Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы (совместно составляется и нумеруется). Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 3 человек. Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей). Схема ролей в группе (на слайде). Художник. Защитник проекта. Редактор. Какие роли непонятны? Редактор - это человек, который ищет ошибки в разных статьях и книгах. Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор - человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики. То есть это должен быть грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их. Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта) Защитник проекта - помогает художнику и редактору, готовит текст защиты загадки. Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел) Проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка. Что станет продуктом вашего проекта? (загадки) (учащиеся по жребию распределяют роли в группе, можно по желанию) Следующие этапы работы у нас записаны в таблице. Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа (на слайде) 1. Сбор информации Вся группа. 2. Разработка и составление загадки Вся группа составляет, записывает и проверяет редактор. 3. Оформление загадки Вся группа составляет эскиз, затем художник оформляет загадку. 4. Защита загадки Вся группа готовит текст защиты загадки по плану, защитник защищает загадку. Эскиз - быстро выполненный предварительный набросок, свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа (на слайде). Теперь давайте распределим темы загадок. - Школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.) - Одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка, шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.). - Объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.). - Спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба). - Части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.). - Растения (фрукты, овощи, цветы, деревья). - Домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай). - Мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло). - Бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник). Повторение алгоритма работы (на слайде). VII. Самостоятельная работа учащихся по созданию проекта. Поиск информации (найти образец загадки в книге) Продукт (составленная и записанная загадка + рисунок). VIII. Подведение итогов. Защита проекта. План защиты проекта (дается в каждую группу) Расскажите, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы. Прочитайте загадку. Вам понравилось работать? Что было трудным? Кто был самым активным? Справилась ли ваша группа с задачей проекта? IX. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту). Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то, что считают нужным): Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы: Достигли цели? Что нового узнали? Чему мы научились? Понравился проект? Что получилось лучше всего? Что бы сделали по - другому? Хотели бы участвовать ещё в проектах? Ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов! X. Домашнее задание. I вариант - составить 2-3 загадки о временах года. II вариант - записать загадку, составленную на уроке в тетрадь, нарисовать иллюстрацию к загадке.



© 2010-2022