Интегрированный урок русского языка и музыки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка, окружающего мира и музыки в 4 классе по теме

«Правописание падежных окончаний имен существительных. Зима в природе и музыке» Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных . Цель: закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа. Задачи: 1)закрепить в памяти учащихся окончания существительных в разных падежах 2)развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; расширять словарный запас; Оборудование: репродукции по теме «Зима», фрагмент из музыкального произведения П.Чайковского «Времена года. Декабрь», Антонио Вивальди «Времена года. Зима», карточки для работы в парах, большая снежинка с текстом, листочки для творческой работы, снежный комочек.

Ход урока Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте сядем ровненько, выпрямим спины. Я сегодня молодец. На уроке удалец. Спинку ровненько держу. Все я знаю, все скажу. Все красиво напишу. II Проверка домашнего задания. -Сегодня у нас будет интересный творческий урок. Но начнём мы его, как обычно, с проверки домашнего задания. -Что нужно было сделать при выполнении домашнего задания? III Чистописание -А теперь скажите мне, какое время года наступило? (зима) -Многие поэты посвящали свои произведения зиме. Давайте послушаем Алину, она нам расскажет одно из стихотворений о зиме. -Кто автор этих строк? (Александр Сергеевич Пушкин). -Назовите первый месяц зимы. (Декабрь) С ЛИСТОЧКА ЧИТАЮ ПРО декабрь. -Назовите первый звук в слове «декабрь». Дайте ему характеристику. -[д1] - согласный, звонкий, парный, мягкий, парный. -Назовите последний звук в слове «декабрь». Дайте характеристику. -[р1] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный -Какими буквами на письме обозначены эти звуки? (Д, Р)

Сегодня мы с вами правильно напишем это слово. Многие из вас делают ошибки при написании названия этого месяца. Ребята, А писать мы их будем под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского, "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".Всего 12 пьес.,но мы познакомимся только с одним из этих произведений, которое посвящено декабрю. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.", Итак, слушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь» и красиво пишем это слово 2 строчки. IV Словарно-орфографическая работа.

-Услышав прекрасные звуки музыки, к нам на урок заглянули весёлые птички.СЛ,№1 -Посмотрите скорее что это? -Правильно, кроссворд, в котором зашифрованы названия вот этих птиц. Если правильно разгадаете кроссворд, то узнаете , о чем будем говорить на уроке. Я буду читать загадки, а вы вписываете отгадки , кричать не нужно, каждый думает сам. Что вы о них можете сказать? Какие это птицы? (Зимующие) СЛАЙД №2 -Совершенно верно, это зимующие птицы. Как мы зимой можем помочь зимующим птицам? (ДЕТИ ГОВОРЯТ) Запишите названия этих птичек в тетради, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. (Один ученик у доски) СЛАЙД №3 ИТАК, о чем будем говорить на уроке? (о падежах)СЛАЙД №4. Беседа по вопросам. - Вспомните, что такое предлоги.? Как они пишутся ? Как различить при письме от приставки? Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. - Какие предлоги употребляются с каждым из падежей? (Опора на таблицы в учебнике, записи в тетрадях.) - Какие предлоги употребляются только с родительным падежом? (От, для, около, у, без, из, до.) Только с дательным? (К) Только с винительным? (Через.) Только с предложным? (О, об.) - Какие предлоги могут употребляться с несколькими падежами? (на, в - с В.п. и П.п., за, под - с В.п. и Т.п. и др.) - Как можно отличить существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? Назовите все известные вам признаки. (По вопросам, по предлогам, по роли в предложении, по вспомогательному слову, по окончанию.) V Работа с предложением. -Запишем в тетради предложение. ОДИН У ДОСКИ. Снег лежал на дороге, на крыше дома, на каждой ступеньке крыльца. -Подчеркните главные члены предложения. Найдите имена существительные, определите падеж, выделите окончание. VI Работа по теме урока. -Так как наш урок сегодня тесно связан с темой зимы в природе, я предлагаю вам немного поиграть в снежки и, заодно, вспомнить, какие падежи существуют в русском языке. Я бросаю вам снежок и называю падеж, а вы говорите, на какие вопросы отвечает этот падеж. (Проводится игра). Теперь открываем учебники УПР 155 (самостоятельно в учебнике) 2.-Давайте ещё раз вспомним, какой сейчас месяц идёт? (Декабрь) -Что интересного происходит в этом месяце с природой? (ответы детей) -Посмотрите за окно. Как красиво кружат в воздухе снежинки! Посмотрите на доску. Наши буквы- окончания слов тоже разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. Ну, определить падеж. На доске написаны словосочетания. Играть на площадк… П.п. морозная зим…И.п. Увлекательной игр… Т.п. около опушк…Р.п. На краю деревн…Р.п. любимой мам…Д.п. О родном город…п.п. пишу записк…В.п. Запасной ручк… Р.п. жил в город…П.П. (учащиеся самостоятельно работают в тетради. 2 ряда соревнуются кто вперед у доски в 2 столбика. Проверка по слайду№5 УПР 156 : прочитать историю русских падежей.

  1. 3.-Посмотрите на слайд.№6. Вам нужно в группах в правильном порядке расположить предложения, определить падеж существительных, вставить пропущенные буквы и записать эти предложения. Жалко мне птичек, и я стал сыпать им хлебные (крошка).
  2. На них часто садятся воробьи, синицы, снегири и даже дятел.

Пришла з..ма и прин..сла х..л..да. Около моего (дом) много (д..ревья). ПОТОМ ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДАМ. VII Физкультминутка -А сейчас немного отдохнем. Произносим строчки стихотворения и имитируем движения. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю мягко Падает, ложится. VIII Закрепление. если ( есть время Немного отдохнули и теперь можем продолжить работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Сейчас вы выполните с работу в парах. Вам нужно написать окончания имен существительных в нужных падежах. (родительном, дательном и предложных падежах.) У рек_ , к сестр_, в поезд_, о книг_, (обрадовался) солнц_, нет брат_. А теперь проверим, как вы справились с заданием. Одна пара учеников объясняет, какие окончания написали, остальные проверяют. IX Творческая работа. Я знаю, что вы любите фантазировать, поэтому сейчас мы с вами немного пофантазируем , ЕСЛИ УСПЕЮ ВИДЕО а сначала посмотрим небольшие зарисовки- картины зимней природы (ВИДЕО), прекрасные картины зимней природы. -Какой день стоит? -Как выглядят деревья? -Обратите внимание на небо. Какое оно? Чем покрыта земля? -Какое настроение передали вам иллюстрации? .Давайте станем на некоторое время писателями и напишем мини-сочинение на тему «Зимний день» Давайте , вспомним зиму, с ее холодными ветрами, морозными ясными днями, пушистым снегом. Вспомните, какой самый замечательный праздник дарит нам первый зимний месяц. А вспомните начало января и ваши зимние каникулы. Чем вы любите заниматься на каникулах….

Сейчас вы будете писать свое небольшое сочинение под прекрасную музыку. В начале урока мы работали под музыку замечательного композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Теперь я предлагаю поработать под произведение не менее замечательного композитора Антонио Вивальди. У него тоже есть цикл произведений под названием «Времена года», аписанный цикл из 4-х концертов "Четыре сезона " стал самым известным сочинением Антонио Вивальди. В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки. мы послушаем музыку по теме «Зима». (выполняют).

-Свои работы вы закончите дома. Это и есть ваше домашнее задание X Подведение итогов. -Что мы повторяли на уроке? (Написание падежных окончаний существительных). -Что необходимо знать для правильного написания безударных окончаний имен существительных?(Падеж, окончания в данном падеже) XI Рефлексия. На доске два снеговика - с веселым и грустным выражением лица. А у вас на столах снежинки. Подойдите к доске и приклейте свои снежинки к веселому снеговику, если урок понравился и все получилось. Или к грустному, если урок не понравился и что то не получилось.

Спасибо за урок!



© 2010-2022