Консультация для родителей и воспитателей «Немного о сказкотерапии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей и воспитателей «Немного о сказкотерапии»

Подготовила психолог Баранова О.А Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному. В задачи сказкотерапии входят: - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; - развитие умения преодолевать трудности и страхи; - выявление и поддержка творческих способностей; - формирование навыков конструктивного выражения эмоций; развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем: бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела. ребенок воспринимает и усваивает причинно - следственные связи, существующие в этом мире. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. на примере судеб главных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Часто дети просят свои родителей и воспитателей читать одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять ему важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Сказка представляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Исследовать других людей и их реакции. по отношению к нему, к ребенку, постигать смысл происходящих вокруг него явлений. наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. В сказке, все испытания, которые выпали на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, а персонажи, совершившие плохие поступки, обязательно получат по заслугам. Тот же, кто проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Ребенок может сделать вывод: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Читая или слушая сказку, ребенок "вживается" в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, способность вставать на место другого. Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. (Страх смерти и неизвестного, страх необратимости поступка, страх оказаться "не таким", не принятым, страх оказаться в одиночестве, страх боли и другие.) Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Сказкотерапия обеспечивает: - развитие творческого (креативного) мышления ребенка; - совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли; - развитие фантазии, воображения; - развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно- следственных связей; -развитие эмпатии и умения слушать. Взрослому важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсуждении, не навязывая свою точку зрения. Вот примерные вопросы, которые помогут начать вам беседу: - как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? что в ней самое главное? - кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? почему? - как вы думаете, почему тот или иной герой совершает те или иные поступки? - как вы думаете, что было бы, если бы герой не сделал такого поступка? Сказка позволяет ребенку познакомиться ребенку с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому - обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком. "Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение. Сказка также способствует развитию творческого начала в человеке. "Творчество, - как говорил Э. Фромм, - это способность человека удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта". Что, в свою очередь, обеспечивает способность принимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Реализация творческого начала дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение собственной уникальности, затребованности, позволяет чувствовать себя уважаемым членом общества и просто счастливым человеком.



© 2010-2022