- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру по теме Насекомые 1класс по УМК Школа России
Урок по окружающему миру по теме Насекомые 1класс по УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бороздина Т.Б. |
Дата | 18.09.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
- Учащиеся научатся называть основной признак насекомых.
- Учащиеся научатся узнавать насекомых с помощью атласа-определителя.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием. Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3) опорные сигналы по понятиям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5) опорный сигнал по понятию «насекомые».
Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию «насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии.
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придет на урок. − Кто пришел к вам на урок? (Мыслик.) − Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных.) − Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом? Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции. − Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.) − Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель. − Назовите шаги. Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны. − Пожелайте друг другу удачи! В путь! 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. − С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.) − Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.) Слайды 2-7 Без презентации. Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:
У зверя уши слишком отросли,
А хвост, как шарик, не мешает бегу.
Бывает летом он под цвет земли,
Ну а зимой подобен снегу.
(Заяц.) Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит! (Дятел.) Клохчет, квохчет, Детей созывает, Под крыло собирает! (Курица.) Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает. (Бабочка.)
К своим ласкается, На чужих ругается. У своего теремочка Сидит на цепочке. (Собака.) Птичка - невеличка, Воробью сестричка: Сама мелковата, Животиком желтовата. (Синица.)
− Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.) − Что вы уже знаете о животных? (Животные - это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.) − Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.) − Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.) − Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.) Учитель открывает на доске эталон: Слайд 8 Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных. − Разбейте этих животных на группы. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. − Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу зверей, птиц.) Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней. − Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.) Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу. − У кого из вас по-другому? (…) − Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.) Учитель вывешивает на доску эталон «Звери»: Слайд 9 Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа. − Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.) Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу. − У кого из вас по-другому? (…) − Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.) Учитель вывешивает на доску эталон «Птицы»: слайд 9 Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа. − К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.) − Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.) − Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.) Учитель фиксирует тему урока на доске. Слайд 10 − Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.) − Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.) Учитель вывешивает на доску картинки из набора: Слайд 11 Аналогичные карточки раздаёт учащимся. − Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.) − Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.) Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного. − Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым. − Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.) − Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.) Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»: Слайд 12
− Выполните это задание. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. − Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа? Учащиеся поднимают руки. − Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.) − Кто выбрал, назовите животных. Несколько учащихся озвучивают свои результаты. − Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались. − Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.) − Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.) Учитель на доске записывает вопросительный знак. − Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.) 3. Выявление места и причины затруднения. Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение». − Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.) Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»: Слайд 13
− Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.) − Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие - к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.) − Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.) Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»: Слайд 14 − Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.) − Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.) − Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.) − А как вы выберите этот признак? (…) Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет. − В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону. − Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.) Учитель правильно располагает картинки: слайд 15
− Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.) − Какое животное к ним не относится? (Паук.) 5. Реализация построенного проекта. − Я предлагаю выполнить работу в парах. Вспомните правила работы в парах. Слайд 16 Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет. − Выполните задание. Работа по учебнику (стр.32-33) - Рассмотрим бабочку. : голову, грудь, брюшко Учащиеся в парах выполняют задание. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог: − Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи? Ученики высказывают свои предположения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук. − Какой же признак подходит? (Количество лапок.) − Сколько лапок у насекомых? (Шесть.) − Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.) − Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.) Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа. − Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.) − Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.) − Я предлагаю вам самим составить эталон. Учитель раздает заготовки каждому ученику: − Составьте свои эталоны. Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Насекомые»: − Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике. Чтение вывода в учебнике.) Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят. Слайд 17 − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.) − Мы преодолели затруднение? (Да.) - Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему? - Откуда пошло такое название - «насекомое»? (От слова «насечки» на тельце). На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие - вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они - часть природы.
ФИЗМИНУТКА (Дети изображают движения насекомых) - Летит жук и садится на травку. - Ползёт гусеница. - Гусеница сворачивается в куколку. - Вот она превращается в бабочку. Бабочка полетела. - Кузнечик прыгает. А теперь стрекоза! Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. 6. Первичное закрепление во внешней речи. − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.) − Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.
- Не зверь, не птица,
- Кто над нами
- Где сладко, там она кружит,
- Точка, точка,
- Шевелились у цветка
Летит - гудит, Сядет - молчит. (ШМЕЛЬ)
Работа в тетради с.22 - Перед вами кузнечик и шмель. Но посмотрите какие они бесцветные, потеряли окраску. Давайте раскрасим их, поможем кузнечику спрятаться в травке, а шмелю вернём яркую окраску. (Использование «Атласа определителя»). На выполнение задания отводится 2-3 минуты. − Проверьте. Открывается на доске образец раскрашивания насекомых. − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.) - Почему кузнечик зелёный, а шмель - пёстрый? Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется в зелени травы. (Раскрасить кузнечика) -А почему шмель пёстрый? Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в дело жало. − Сделайте вывод. (Насекомые имеют разный окрас, который помогает им прятаться.) − У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.) - Представьте, что насекомые исчезли. Что тогда? Все насекомые важны и нужны в природе. Их нельзя убивать, потому что они живые, они - часть природы.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. − Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.) − Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.) − Достигли ли вы цели? − Кому удалось сделать «открытие» самому? − Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам бабочек. Учитель раздает учащимся бабочки: − Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. Учитель проводит рефлексию оценивания. Слайд 20 − В чем возникали трудности на уроке? − Какие трудности остались на конец урока?