Конспект урока Это удивительная природа 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эта удивительная природа

Урок 7. Тела, вещества, частицы Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: «тело», «вещество», «частица», со строением веществ в разных агрегатных состояниях; обучения различению тела и вещества; проверки знаний учащихся по теме. Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков и познавательной активности. Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к окружающему миру, любознательности, дружеских отношений в коллективе. Оборудование: стаканчики пластиковые (10 штук); пластиковые ложечки для опыта; сахар-рафинад (10 кусочков), кристаллик марганцевокислого калия; карточки со словами: «Тела», «Вещества», «Частицы», «Жидкие», «Твердые», «Газообразные», «Искусственные», «Естественные»; магнитная доска, картинки с изображением предметов (стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло); схемы.

Сценарий урока I. Организация начала урока. Сообщение темы урока.

Долгожданный дан звонок - На уроках и в игре,

Начинается урок. Смело, четко говорим

Каждый день - всегда, везде, И про все узнать хотим! - Сегодня мы начинаем изучать новый увлекательный раздел. Прочитайте его название. («Эта удивительная природа».) - Как вы думаете, что нас ждет при изучении этого раздела? (будем проводить опыты, классифицировать растения и животных и т. п.) - Тема сегодняшнего урока: «Тела, вещества, частицы».

II. Изучение нового материала.

1. Введение понятия «тело». - Что вы видите на картинках? (телебашня, рубашка, шорты, кепка, мальчик.) - Все ли слова, названные вами, позволили точно представить предмет? Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны. - Какие тела есть в нашем классе? (парты, доска, стулья, цветы, ученики…) на улице? (дома, машины, пешеходы, деревья…) Работа с источником информации (словарь С. И. Ожегова): 1. Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом. 2. Тело - организм человека или животного в его внешних, физических формах. 3. Тело - часть организма… 4. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь. В науке же телами называют все предметы, которые нас окружают. Работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображениями тел (предметов). учащимся предлагается разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. По окончании работы учащиеся зачитывают названия тел, это будет первая группа. Объясняют, по какому признаку они поместили слова в эту группу. Аналогично проводится работа со второй группой. Правильный ответ: Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло. Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень. - А теперь отгадайте загадки: • Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (звезды.) • Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (солнце.) • Бела, кругла на небе ночью я. (луна.) - Это тела? (Да.) Как вы считаете, к какой группе они относятся? (Естественные.) вывод: есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Конспект урока Это удивительная природа 3 класс

2. Введение понятия «вещество». - Вспомним то, о чем мы говорили в начале урока. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами, и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. мы называем их веществами. Вывод: все тела состоят из веществ. - Что такое вещество? Вещество - это то, из чего состоят тела. - Оказывается, тела состоят из веществ. Есть тела, которые образованы одним веществом (показывает кусочек мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. - Из чего состоит молоток? (Молоток состоит из металла и дерева (рукоятка).) - Из чего состоят ножи? (Ножи состоят из веществ - металла и дерева.) вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут - из нескольких. Работа в рабочей тетради. - Откройте рабочую тетрадь (№ 1, с. 14). Распределите картинки по группам: вещество или тело. (Вещества: железо, древесина, резина, золото; тела: шахматная доска, утюг, украшение, шина.) - Вещества могут быть естественными и искусственными. Как вы это понимаете? (естественные - природные, а искусственные сделаны человеком, в химических лабораториях.) - Какие из этих веществ естественные, а какие искусственные? (резина - искусственное вещество, остальные - естественные.) - Соотнесите вещество и тело, что из чего сделано. (железо - утюг, древесина - шахматная доска, резина - шина, золото - украшение.) - Одно тело может состоять из разных веществ. Из каких веществ состоит это тело (показывает коньки)? (кожа, сталь, пластик, хлопок.) 3. Формы состояния тел. - Существуют три формы состояния тел. Какие? (твёрдые, жидкие, газообразные.) Твёрдые тела похожи на камни: предметы постоянной формы и размера. Жидкие тела похожи на воду: текучи, они сохраняют свой объём, но принимают форму сосуда, в который налиты. свойство жидких тел - текучесть можно наблюдать, переливая воду из стакана в другие ёмкости различной формы. Газообразные тела похожи на воздух: лёгкие, прозрачные, летучие, упругие. - Распределите картинки в соответствии с формами тел. (Солнце - раскаленный газовый шар - газообразное тело, гвозди - твердое тело, молоко - жидкое тело.)

физкультминутка

Листики Мы листики осенние, Ветер снова набежал На ветках мы сидим. И листочки все поднял. Дунул ветер - полетели. Закружились, полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. И на землю тихо сели.

4. Введение понятия «частица» (молекулы и атомы). - Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Чтобы выяснить это, проведем несложный опыт. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования: химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом), ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара. Опыт 1. В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы - физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт. Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем. Как вы думаете, можно сказать, что в сосуде находится одно вещество? Часто тела образованы не одним веществом, а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух - смесь разных газов; чай, кофе с молоком и т. д. - смесь разных веществ. - Куда исчез сахар? - Каким образом можно доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар? (Попробовать воду на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус.) Вывод: после растворения в жидкости сахар не перестал быть сахаром, потому что вода осталась сладкой. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул). Опыт 2. Положим в стакан с водой кристаллик марганцовокислого калия (марганцовки) и понаблюдаем за окрашиванием воды. попробуем объяснить, что происходит. - Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет, вода окрашивается, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.) - Почему такого маленького кристаллика марганцовки хватило, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленьком кристаллике очень много частиц.) - О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях.) - Какой же вывод мы можем сделать? (Вещества не сплошные, состоят из отдельных частиц.) - Итак, из чего состоят вещества? Вывод: вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц - молекул, а молекулы состоят из атомов. - Почему же мы их не видим? (они очень маленькие.) - Если увеличить молекулу в миллион раз, то она будет выглядеть как точка. При таком увеличении толщина волоса стала бы 100 метров, мышка - длиной 100 километров, а высота человека достигла бы 1700 километров. Самое распространенное вещество на Земле - вода. Давайте заглянем внутрь молекулы воды. Молекула воды состоит из 1 атома кислорода и 2 атомов водорода (Н2О), это одна из простых молекул.

5. Три состояния вещества. - состояние вещества зависит от того, как расположены и связаны в нем молекулы. Частицы (молекулы и атомы) одного вещества отличаются от частиц другого вещества формой, размером. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях - промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды; самые большие промежутки - в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.

Конспект урока Это удивительная природа 3 класс У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем. • Молекулы не скреплены между собой, они движутся с большой скоростью (от 120 до 1200 м/с - как артиллерийский снаряд), сталкиваются, разлетаются, заполняя весь объём - это… газообразное вещество. • Между молекулами имеется расстояние, они притягиваются друг к другу, но не очень сильно. Молекулы колеблются, иногда перемещаются, их легко оторвать друг от друга - это… жидкое вещество. • Молекулы сильно притягиваются, крепко соединены, колеблются около положения равновесия - это… твёрдое вещество. работа в рабочей тетради (задание № 6, с. 15). - В каких состояниях находятся вещества? Подпишите картинки.

физкультминутка

Дождь Приплыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей!

(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.) Дождинки пляшут, как живые: - Пей, рожь, пей!

(Ладони вверх, встряхивать кисти рук.) И рожь, склоняясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт. А тёплый дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт!

(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.) III. Повторение изученного материала. - проверим свои знания, узнаем, удалось ли решить поставленную задачу. - Согласны ли вы с утверждениями? • Все тела созданы природой. • Предметы, имеющие форму, очертания, их можно представить точно, называются телами. • Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. • Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). • Все тела состоят только из одного вещества. - Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке. - Что в науке называют телами? (все окружающие предметы.) - Из чего состоит тело? (из вещества.) - Из чего состоит вещество? (из частиц: молекул и атомов.) - Зная это, мы теперь можем объяснить многие процессы, с которыми встречаемся в жизни. IV. Применение и углубление знаний. Подумайте! - Почему высыхает мокрая одежда? (При нагревании молекулы воды переходят в газообразное состояние и улетучиваются - испаряются.) - Почему мы чувствуем запах предметов? (Так как молекулы пахнущих тел отрываются от них и вместе с молекулами воздуха попадают к нам в нос.) - Почему запахи чувствуются на расстоянии? (Газы летучи - молекулы пахнущих тел перемещаются в воздухом на расстояния, при ветре - дальше.) - У некоторых твёрдых веществ (тел) - стекло, гранит - молекулы сильно притягиваются друг к другу, поэтому эти вещества (тела) почти не пахнут. - Почему становится невидимым кусочек сахара в горячем чае? (Кусочек сахара в жидкости распался на мельчайшие частицы - молекулы. Молекулы сахара перемешались с молекулами чая. Но чай сладкий, значит, сахар там есть.) - Почему жидкости можно переливать? (Жидкости текучи, потому что их молекулы могут передвигаться относительно друг друга.) - Почему каменные ступени со временем разрушаются? (На камни действуют внешние силы природы. Солнце нагревает - камни расширяются, при холоде - сжимаются, в итоге - разрушение. Молекулы камня выдувает ветер, вымывает дождь.) V. Итог урока. - Понравился вам урок? Что понравилось? - Что называется телом? что характеризует тело? приведите пример. (Все, что нас окружает, называется телами.) - Какие бывают тела по агрегатному состоянию? (жидкие, твердые, газообразные.) - Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились?



© 2010-2022