Рабочая программа по математике (В. Г. Дорофеев)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Денисовская средняя общеобразовательная школа»

Ясногорского района Тульской области





Принято Утверждаю на заседании педагогического Совета директор ______________И.А.Пудов протокол от «____»_____________ 20 ____ г № _______ приказ от «___» ___________ 20 ___г. № ____






Рабочая программа по математике

(УМК «Перспектива»)

для 1-4 классов

уровень начального общего образования




составила Рудницкая Людмила Васильевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» 1-4 класс создана на основе:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.

  • Примерной Программы по учебным предметам. Начальная школа. М., «Просвещение», 2010 г.

  • Основной образовательной программы начального общего образования;

  • Программы курса «Математика» (авт. Дорофеев В.Г., Миракова Т.Н., М., «Просвещение», 2011 год).


Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни. Основные задачи данного курса:
  1. обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  2. формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  3. развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  4. формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Общая характеристика курса

Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания. Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже - как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом. Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи - отработке техники вычислений. Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно. Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила. При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей. Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их. Умение решать задачи - одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки. Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам. Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений. На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения. В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др. Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной. Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими. В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности. При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи - с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства. Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др. При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др. Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента - к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем. Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.

Место курса в учебном плане


На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах по 136 ч в каждом классе (34 учебные недели). Программа реализуется при помощи УМК «Перспектива».
Учебники Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 1 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 2 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 3 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 4 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Рабочие тетради: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика: Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика: Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика: Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика: Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2х частях; М., «Просвещение». Методические пособия: Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика». 1 класс. М., «Просвещение». Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Уроки математики: 2 класс. М., «Просвещение». Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Уроки математики: 3 класс. М., «Просвещение». Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Уроки математики: 4 класс. М., «Просвещение».

Результаты изучения курса


Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. 4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  6. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
  7. Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.

Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний. Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Контроль усвоения программы осуществляется в ходе проведения диагностических и проверочных работ.























Приложение к рабочей программе

УТВЕРЖДАЮ

Директор _________________ И.А.Пудов

Приказ от _____________________ № __________



Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе

№ п/п

Тема (содержание) урока

Дата проведения урока

Характеристика деятельности учащихся

Сравнение и счет предметов (12 ч) (первая четверть)

1

Форма предметов. Сравнение предметов по форме.

Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная

Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам.

Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная

2

Величина предметов. Сравнение предметов по размерам. Установление отношений: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее - короче и др.

Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам.

Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Описывать признаки предметов с использованием слов: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, шире - уже, толстый - тонкий, длинный - короткий

3

Расположение предметов. Расположение предметов в пространстве. Ориентация на плоскости и в пространстве с использованием слов: на, над, под, между, слева, справа, перед, за, вверху, внизу

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, слева - справа, левее - правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко - далеко, ближе - дальше, впереди - позади

4

Количественный счёт предметов. Счёт предметов в пределах 10: прямой и обрат- ный. Количественные числительные: один, два, три и т. д

Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом.

Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10

5

Порядковый счёт предметов. Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счёт

Называть числа в порядке их следования при счёте. Вести порядковый счёт предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй...

6

Сходство и различие предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам, выявление свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданными свойствами, выявление общего у разных предметов, нахождение различия у предметов, сходных в каком-то отношении

Находить признаки отличия, сходства двух-трёх предметов.

Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу

7

Расположение предметов по размеру.

Расположение предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения

Упорядочивать объекты.

Устанавливать порядок расположения предметов по величине.

Моделировать отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем

8

Понятия «столько же», « больше», «меньше». Сравнение двух групп предметов с объединением предметов в пары: столько же, больше, меньше

Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте.

Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше)

9

Последовательность событий. Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Направление движения. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх - вниз, вправо - влево

10-11

Сравнение групп предметов «На сколько больше?» « На сколько меньше?» Сравнение численностей двух множеств предметов: много - мало, немного, больше - меньше, столько же, поровну. Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: на сколько больше? На сколько меньше?
Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

12

Урок повторения и самоконтроля. Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала


Множества и действия над ними (9 ч)

13

Множество. Элемент множества. Рассмотрение различных конечных множеств предметов или фигур, выделение элементов этих множеств, группировка предметов или фигур по некоторому общему признаку, определение характеристического свойства заданного множества, задание множества перечислением его элементов.


Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества.

Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов.

Устанавливать равные множества

14-15

Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

16-17

Равные множества. Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ф. Поэлементное сравнение двух-трёх конечных множеств

18

Точки и линии. Знакомство с понятиями точки и линии (прямая линия и кривая линия) и их изображением на чертеже.

Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки.

Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке.

Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между.

Моделировать на прямой и на плоскости отношения:

внутри, вне, между.

Рисовать орнаменты и бордюры

19-20

Понятия «внутри», « вне», «между». Знакомство с обозначением точек буквами русского алфавита. Расположение точек на прямой и на плоскости в указанном порядке: внутри, вне, между. Подготовка к письму цифр.

21

Урок повторения и самоконтроля. Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала.

Диагностическая работа № 1

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (15 ч)

22

Число и цифра 1. Рассмотрение одноэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 1

Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1

23

Число и цифра 2. Рассмотрение двухэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 2, последовательностью чисел 1 и 2. Установление соответствия между последовательностью букв А и Б в русском алфавите и числами 1 и 2

Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2

24

Прямая и её обозначение. Распознавание на чертеже прямой и непрямой линии. Знакомство со способом изображения прямой линии на чертеже с помощью линейки. Исследование свойств прямой линии.

Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки.

Обозначать прямую двумя точками

25

Рассказы по рисункам. Подготовка к введению понятия задача

Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания)

26 Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).

Чтение и запись числовых выражений с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно)

Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось». Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно)

27

Отрезок и его обозначение. Знакомство с отрезком, его изображением и обозначением на чертеже

Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки

28

Число и цифра 3. Рассмотрение трёхэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 3, последовательностью чисел от 1 до 3. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б и В в русском алфавите и числами 1, 2 и 3. Знакомство с составом чисел 2 и 3, принципом построения натурального ряда чисел. Присчитывание и отсчитывание 'по единице

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности.

Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 - это 1 и 1; 3 - это 2 и 1)

29

Треугольник. Знакомство с элементами треугольника (вершины, стороны, углы) и его обозначением

Различать изображать и называть треугольник на чертеже.

Конструировать различные виды треугольников из 3 палочек или полосок.

30

Число и цифра 4. Знакомство с числом и цифрой 4, последовательностью чисел от 1 до 4. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В и Г в русском алфавите и числами 1, 2, 3 и 4. Знакомство с составом числа 4


Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 4 (2 - это 1 и 1; 4 - это 2 и 2)

31

Четырёхугольник. Прямоугольник. Знакомство с понятием четырёхугольника, его элементами (вершины, стороны, углы) и обозначением. Распознавание четырёхугольников (прямоугольников) на чертеже


Различать, изображать и называть четырёхугольник на чертеже. Конструировать различные виды четырёхугольников (прямоугольников) из 4 палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию

32 Сравнение чисел. Знаки < (меньше), > (больше),


Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков > (больше), < (меньше)

33

Число и цифра 5. Знакомство с числом и цифрой 5, последовательностью чисел от 1 до 5. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г и Д в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4 и 5. Знакомство с составом числа 5. Сравнение чисел от 1 до 5

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Составлять числа от 2 до 5 из пары чисел (3 - это 1 и 2; 5 - это 3 и 2). Сравнивать числа в пределах 5

34

Число и цифра 6. Знакомство с числом и цифрой 6, последовательностью чисел от 1 до 6. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д и Е в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Знакомство с составом числа 6. Сравнение чисел от 1 до 6

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности.

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Составлять числа от 2 до 6 из пары чисел (5 - это 4 и 1; 6 - это 3 и 3). Сравнивать числа в пределах 6

35

Замкнутые и незамкнутые линии. Знакомство с замкнутой и незамкнутой линиями, их распознавание на чертеже

Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертёжных инструментов.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

36

Урок повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 2

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (продолжение; 10 ч) (вторая четверть)

1 Сложение. Конкретный смысл и название действия - сложение. Знак сложения - плюс (+).

Название числа, полученного в результате сложения (сумма). Использование этого термина при чтении записей.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания).

Составлять числовые выражения на нахождение суммы (разности).

Вычислять сумму (разность) чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение (вычитание) с использованием терминов «сумма» («разность») различными способами

2

Вычитание. Конкретный смысл и название действия - вычитание. Знак вычитания - минус (-).

Название числа, полученного в результате, вычитания (разность, остаток). Использование этого термина при чтении записей

3

Число и цифра 7. Знакомство с числом и цифрой 7, последовательностью чисел от 1 до 7. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д, Е и Ё в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Знакомство с составом числа 7. Сравнение чисел от 1 до 7

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности.

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Составлять числа от 2 до 7 из пары чисел (7 - это 4 и 3; 6 - это 3 и 3).

Сравнивать любые два числа в пределах 7 и записывать

результат сравнения, используя знаки сравнения >, <, =

4

Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).

Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки

5

Число и цифра 0. Название, образование и запись числа 0. Свойства нуля. Сравнение чисел в пределах 7. Место нуля в последовательности чисел до 7

Называть и записывать число 0.

Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7.

Использовать свойства нуля в вычислениях

6-9

Числа 8, 9 и 10. Название, образование, запись и последовательность чисел от 0 до 10. Сравнение чисел в пределах 10. Принцип построения натурального ряда чисел: присчитывание и отсчитывание по единице. Состав чисел от 2 до 10.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности.

Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа.

Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 - это 2 и 2; 4 - это 3 и 1).

Работать в группе: планировать работу, распределять

работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы

10

Урок повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 3

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (18 ч)

11

Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание, сравнение чисел с помощью числового отрезка

Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства

12


Прибавить и вычесть 1. Введение новых терминов: предыдущее число, последующее число. Знакомство с правилами прибавления (вычитания) числа 1. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 1.

Игры с использованием числового отрезка.

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1. Присчитывать и отсчитывать по 1

13

Решение примеров [] + 1 и [] - 1. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 1

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1. Присчитывать и отсчитывать по 1

14

Примеры в несколько действий. Решение примеров на сложение (вычитание) в несколько действий вида 4+1 + 1 или 7-1-1-1 с помощью числового отрезка. Подготовка к введению приёмов присчитывания и отсчитывания по 1, по 2

Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений

15

Прибавить и вычесть 2. Знакомство со способами прибавления (вычитания) числа 2. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 2.

Выполнять сложение и вычитание вида П ± 1, П ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка.

16

Решение примеров [] + 2 и [] - 2. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 2

Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

17

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.

Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом

18 Прибавить и вычесть 3. Знакомство со способами прибавления (вычитания) числа 3. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 3.

Выполнять сложение и вычитание вида: П + 1, П + 2, □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

19

Решение примеров □ + 3 и □ - 3. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 3

20

Сантиметр. Знакомство с сантиметром как единицей измерения длины и его обозначением. Измерение длин отрезков в сантиметрах

Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Контролировать и оценивать свою работу

21

Прибавить и вычесть 4. Знакомство со способами прибавления (вычитания) числа 4. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 4.

Выполнять сложение и вычитание вида □± 1, □2 ±□ ± 3, □ ± 4.

Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4.

Моделировать способы прибавления и вычитания числа 4 с помощью числового отрезка.

22

Решение примеров □ + 4 и □ - 4. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 4

Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

23

Отношение «столько же». Задачи, раскрывающие смысл отношения «столько же».

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё ...», «столько же, но без ...», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

24

Отношения «Столько же и ещё ....», «Столько же, но без ....» Задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё ...», «столько же, но без ...».

25-27

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Задачи, раскрывающие смысл отношений «на ... больше», «на ... меньше»

28

Урок повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 4

Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (продолжение; 40 ч) (третья четверть)

1

Прибавить и вычесть 5. Знакомство со способами прибавления (вычитания) числа 5. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 5.


2-4

Решение примеров □ + 5 и □ - 5. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 4

Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3, □ ± 4, □ ± 5.

Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка. Сравнивать разные способы сложения (вычитания), выбирать наиболее удобный.

Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

5-6

Задачи на разностное сравнение. Сравнение численностей множеств, знакомство с правилом определения, на сколько одно число больше или меньше другого, решение задач на разностное сравнение

Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

7-8

Масса. Единица массы - килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, путём взвешивания

Описывать события с использованием единицы массы - килограмма. Сравнивать предметы по массе.

Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы

9-10

Сложение и вычитание отрезков. Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков

Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков.

Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу

11-12

Слагаемые. Сумма. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей

Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей

13 Переместительное свойство сложения.

Рассмотрение переместительного свойства сложения

Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида О + 5

14-15

Решение задач. Дополнение условия задачи вопросом. Составление и решение цепочек задач

Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания).

Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

16 Прибавление 6, 7, 8 и 9. Применение переместительного свойства для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8,□+ 9

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям (□ + 5 = □+ 2 + 3)

17

Решение примеров □ + 6, □ + 7,

□+ 8, □ + 9. Составление таблиц прибавления чисел 6, 7, 8 и 9

18-20 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей

Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей

21

Урок повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 5

22-23

Задачи с несколькими вопросами. Подготовка к введению задач в 2 действия

Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы

24-25

Задачи в 2 действия. Разбиение задачи на подзадачи. Запись решения задачи по действиям. Планирование решения задачи

Моделировать условие задачи в 2 действия. Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план её решения.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

26

Литр. Вместимость и её измерение с помощью литра

Сравнивать сосуды по вместимости.

Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их

в заданной последовательности

27 Нахождение неизвестного слагаемого. Изучение взаимосвязи действий сложения и вычитания.

Правило нахождения неизвестного слагаемого. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений

28

Вычитание 6, 7, 8 и 9. Применение способа дополнения до 10 при вычитании чисел 6, 7, 8 и 9.


29-30

Решение примеров □ - 6, □ - 7, □ -8 , □ -9. Составление таблиц вычитания чисел 6, 7, 8 и 9.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10

31-32

Таблица сложения. Составление сводной таблицы сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного.

33-40

Уроки повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 6

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Числа от 11 до 20. Нумерация (6 ч) ( четвертая четверть)

1

Образование чисел второго десятка.

Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте.

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

2

Двузначные числа от 10 до 20. Запись, чтение и последовательность чисел от 10 до 20.

3-4

Сложение и вычитание. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 2, 12 - 1, 12 + 1, 12 - 2, 12 - 10

5-6

Дециметр. Знакомство с новой единицей длины - дециметром. Соотношение между дециметром и сантиметром

Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2 дм). Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10 + 5, 14 - 4, 18 - 10, основываясь на знаниях по нумерации.

Составлять план решения задачи в 2 действия. Решать задачи в 2 действия

Сложение и вычитание (22 ч)

7-9

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 - 3.

Моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Прогнозировать результат вычисления.

Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода

через десяток в пределах 20.

Выполнять измерение длин отрезков, заменять крупные единицы длины мелкими.

Работать в группе: планировать работу, распределять

работу между членами группы

10-11

Уроки повторения и самоконтроля.

Диагностическая работа № 6

12-17

Сложение с переходом через десяток.

Сложение вида 9 + 2

Моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20

18

Таблица сложения до 20. Сводная таблица сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20

19-20

Вычитание с переходом через десяток.

Вычисления вида 12 - 5

Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия

21-23

Вычитание двузначных чисел. Вычисления вида 15 - 12, 20 - 13

Моделировать приёмы выполнения действия вычитания двузначных чисел, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки.

Применять знание разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20

24-25

Уроки повторения и самоконтроля. Диагностическая работа № 7

Прогнозировать результат вычисления.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для

решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециметрах.

Распределять обязанности при работе в группе, договариваться между собой и находить общее решение

26-27

Повторение. Итоговая проверочная работа за 1 класс

Приложение к рабочей программе

УТВЕРЖДЕНО

Директор __________________И.А. Пудов

Приказ от ___________2012 г№ ____________

Календарно - тематическое планирование по математике в 3 классе

Раздел

№ п/п урока

Содержание (тема) урока

Дата проведе-ния урока

Характеристика деятельности учащихся

Повторение

1.

Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100

устно и письменно.

Составлять числовые выражения в 2-3 действия

со скобками без скобок, находить значения этих выражений,

сравнивать числовые выражения и их значения.

Распознавать на чертеже фигуры: прямой угол,

прямоугольник, квадрат.

Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой

задачи.

Находить и использовать нужную информацию, пользуясь

данными таблицы, схемы, диаграммы.

2.

Алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел.

3.

Конкретный смысл действий умножения и деления.

4.

Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел.

5.

Приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

6.

Решение составных задач.

Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание

(30 часов)

7.

Прибавление числа к сумме.

Сравнивать различные способы прибавления числа к сумме

и суммы к числу, выбирать наиболее удобный способ

вычисления.

8.

Входная контрольная работа.

9.

Коррекция знаний. Решение выражений удобным способом.

Сравнивать различные способы прибавления числа

к сумме и суммы к числу, выбирать наиболее удобный

способ вычисления.

10.

Цена. Количество. Стоимость.

Сравнение цены товаров.

Анализировать и решать житейские ситуации,

требующие знания зависимости между ценой, количеством,

стоимостью. Сравнивать цены товаров.

Находить стоимость товара разыми способами.

Находить на чертеже видимые и невидимые элементы

куба (ребра, вершины, грани).

Располагать модель куба в пространстве согласно

заданному чертежу или описанию.

11.

Решение простых задач на нахождение цены, количества, стоимости.

12.

Проверка сложения.

Использовать различные способы проверки правильности

вычисления результата действия сложения

(перестановка слагаемых, вычитание из суммы одного

из слагаемых).

13.

Проверка сложения. Закрепление.

14.

Увеличение (уменьшение длины отрезка в несколько раз).

Чертить отрезки заданной длины, графически решать

задачи на увеличение (уменьшение) длины отрезка

в несколько раз.

15.

Прибавление суммы к числу. Закрепление. Самостоятельная работа.

Сравнивать различные способы прибавления числа

к сумме. Работать в паре при решении задач на поиск

закономерностей.

Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание (30 часов)

16.

Прибавление суммы к числу. Повторение.

17.

Обозначение геометрических фигур.

Обозначать геометрические фигуры буквами

латинского алфавита, называть по точкам обозначения фигур.

Копировать (преобразовывать) изображение куба

или пирамиды, дорисовывая недостающие детали.

18.

Контрольная работа по теме «Числа от 0 до 100. сложение и вычитание».

19.

Коррекция знаний. Вычитание числа из суммы.

Сравнивать различные способы вычитания числа из суммы.

Работать в паре при решении задач на поиск

закономерностей.

20.

Вычитание числа из суммы. Закрепление.

21.

Вычитание числа из суммы. Повторение.

22.

Проверка вычитания.

Использовать различные способы проверки правильности

вычисления результата действия вычитания

(сложение разности и вычитаемого, вычитание разности

из уменьшаемого).

23.

Проверка вычитания. Закрепление.

24.

Вычитание суммы из числа.

Сравнивать различные способы вычитания числа из суммы

вычитания суммы из числа, выбирать наиболее удобный

способ вычислений.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

25.

Вычитание суммы из числа. Закрепление.

26.

Вычитание суммы из числа. Повторение.

27.

Приём округления при сложении.

Использовать приемы округления при сложении для

рационализации вычислений.

28.

Приём округления при сложении. Закрепление.

29.

Приём округления при вычитании.

Использовать приемы округления при сложении и

вычитании для рационализации вычислений.

30.

Приём округления при вычитании. Закрепление.

31.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

32.

Коррекция знаний.

33.

Равные фигуры.

Находить равные фигуры , используя приемы наложения,

сравнения фигур на клетчатой бумаге.

34.

Задачи в 3 действия.

Моделировать и решать задачи в 3 действия.

Составлять и объяснять план решения задачи, обосновывая

каждое выбранное действие.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом,

составлять и решать цепочки взаимосвязанных задач.

35.

Задачи в 3 действия. Закрепление.

36.

Урок повторения и самоконтроля.

Числа от 0 до 100. Умножение и деление (52 часа)

1.

Чётные и нечётные числа.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие задачи на

делимость с помощью предметов.

Распознавать четные и нечетные числа.

Работать с информацией: находить данные, представлять

их в табличном виде и обобщать и интерпретировать эту

информацию.

2.

Чётные и нечётные числа. Закрепление.

3.

Умножение числа 3. Деление на 3.

Моделировать способы умножения числа 3, деления на 3

с помощью

предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять умножение числа 3 и деление на 3 с числами

в пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц

умножения и деления на 3.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 3 ·□, □: 3.

4.

Умножение числа 3. Деление на 3. Закрепление.

5.

Умножение суммы на число.

Сравнивать различные способы умножения суммы на число,

выбирать наиболее удобный способ вычисления.

6.

Умножение суммы на число. Закрепление.

7.

Умножение числа 4. Деление на 4.

Моделировать способы умножения числа 4,

деления на 4 с помощью предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять умножение числа 4 и деление на 4

с числами в пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения

и деления на 4.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 4 ·□, □: 4.

8.

Умножение числа 4. Деление на 4.

9.

Проверка умножения. Самостоятельная работа.

Использовать различные способы проверки правильности

вычисления результата действия умножения (перестановка

множителей, деление произведения на один из множителей).

10.

Умножение двузначного числа на однозначное.

Находить произведение двузначного числа на однозначное,

используя свойства умножения и знание табличных случаев.

11.

Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление.

12.

Задачи на приведение к единице.

Моделировать и решать задачи на приведение к единице.

Составлять и объяснять план решения задачи в 2-3 действия.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её

условия (вопроса)

13.

Решение задач на приведение к единице.

14.

Решение задач на приведение к единице. Закрепление.

15.

Умножение числа 5. Деление на 5.

Моделировать способы умножения числа 5, деления на 5

с помощью предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять умножение числа 5 и деление на 5 с числами

в пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц

умножения и деления на 5.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 5 ·□, □: 5.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

16.

Умножение числа 5. Деление на 5. Закрепление.

Числа от 0 до 100. Умножение и деление (52 часа)

17.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 2,3,4,5».

18.

Умножение числа 6. Деление на 6.

Моделировать способы умножения числа 6, деления

на 6 с помощью предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять умножение числа 6 и деление на 6 с числами в

пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения

и деления на 6.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 6·□, □: 6.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

19.

Умножение числа 6. Деление на 6. Закрепление.

20.

Решение задач с пропорциональными величинами.

Моделировать и решать задачи на кратное сравнение.

Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

21.

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,3,4,5,6.

Моделировать способы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, деления

на 2, 3, 4, 5, 6 с помощью предметных действий, рисунков и схем.

Решать примеры на деление с использованием таблиц умножения

и деления.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

22.

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,3,4,5,6. Решение задач.

23.

Проверка деления.

Использовать различные способы проверки правильности

вычисления результата действия деления (умножение частного

на делитель, деление делимого на частное)..

24.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 2,3,4,5,6».

25.

Задачи на кратное сравнение.

Моделировать и решать задачи на кратное сравнение.

Выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

26.

Решение задач на кратное сравнение.

1.

Решение задач на кратное сравнение. Закрепление.

Моделировать и решать задачи на кратное сравнение.

Выбирать наиболее рациональный способ решения

текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

2.

Решение задач на кратное сравнение. Повторение.

3.

Умножение числа 7. Деление на 7.

Выполнять умножение числа 7 и деление на 7 с числами

в пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием

таблиц умножения и деления на 7.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 7·□, □: 7.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

4.

Умножение числа 7. Деление на 7. Закрепление.

5.

Умножение числа 7. Деление на 7. Повторение.

6.

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,3,4,5,6,7. Решение задач.

7.

Умножение числа 8. Деление на 8.

Моделировать способы умножения числа 8,

деления на 8 с помощью предметных действий, рисунков и схе

Числа от 0 до 100. Умножение и деление (52 часа)

8.

Умножение числа 8. Деление на 8. Закрепление.

Выполнять умножение числа 8 и деление на 8 с числами в

пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц

умножения и деления на 8.

Выполнять в пределах 100 вычисления вида 8·□, □: 8.

Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей.

9.

Умножение числа 8. Деление на 8. Повторение. Самостоятельная работа.

10.

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,3,4,5,6,7,8. Решение задач.

11.

Площади фигур.

сравнение фигур по площади.

Сравнивать фигуры по площади, находить равновеликие

плоские фигуры, используя клетки.

12.

Измерение площади фигуры с помощью мерок различной конфигурации.

13.

Умножение числа 9. деление на 9.

Моделировать способы умножения числа 9, деления на

9 с помощью предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять умножение числа 9 и деление на 9 с числами

в пределах 100.

Решать примеры на деление с использованием таблиц

умножения и деления на 9.

14.

Умножение числа 9. деление на 9. Закрепление.

15.

Таблица умножения в пределах 100.

Выполнять умножение и деление с использованием

таблицы умножения чисел в пределах 100.

16.

Контрольная работа по теме: «Табличные случаи умножения и деления».

17.

Деление суммы на число.

Сравнивать различные способы деления суммы

на число, выбирать наиболее удобный способ вычисления.

18.

Деление суммы на число. Закрепление.

19.

Деление суммы на число. Повторение.

20.

Вычисления вида 48 : 2.

Выполнять вычисления вида 48 : 2.

Прогнозировать результат вычисления.

21.

Вычисления вида 48 : 2. Закрепление.

22.

Вычисления вида 57 : 3.

Выполнять вычисления вида 57 : 3.

Контролировать правильность выполнения алгоритма деления.

23.

Вычисления вида 57 : 3. Закрепление.

Самостоятельная работа.

24.

Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное.

Использовать метод подбора цифры частного при

делении двузначного числа на однозначное.

25.

Урок повторения и самоконтроля.

Плести модель куба из трех полос по заданному алгоритму.

Работать в группе: планировать работу, распределять

работу между членами группы. Совместно оценивать

результат работы.

26.

Контрольная работа по теме: «Внетабличные случаи деления».

Числа от 100 до 1000. Нумерация

(7 часов)

27.

Счёт сотнями прямой и обратный.

Моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями.

Выполнять счет сотнями как прямой так и обратный.

28.

Названия круглых сотен. Их последовательность при счете.

Называть круглые сотни при счете, знать их последовательность.

29.

Названия круглых сотен. Закрепление.

30.

Образование чисел от 100 до 1000.

Образовывать числа в пределах 1000 из сотен,

десятков и единиц.

Сравнивать числа, опираясь на порядок следования

чисел первой тысячи при счете.

31.

Трёхзначные числа.

Читать и записывать трехзначные числа, объясняя,

что обозначает каждая цифра в записи.

32.

Чтение и запись трёхзначных чисел.

33.

Моделирование и решение задач на сравнение. Самостоятельная работа.

Моделировать и решать задачи на сравнение.

Выбирать наиболее рациональный способ решения

текстовой задачи на нахождение четвертой

пропорциональной величины.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении

условия (вопроса).

Выполнять задания творческого характера.

Числа от 100 до 1000. Сложение и вычитание

(19 часов)

34.

Устные приёмы сложения и вычитания вида 520 + 400, 5

20 + 40, 370 - 200, 370 - 20.

Моделировать способы сложения и вычитания чисел в пределах

1000, основанные на знании нумерации, с помощью счетных палочек,

рисунков, схем.

Выполнять приемы сложения вычитания чисел в пределах 1000,

основанные на знании нумерации (520 + 400,

520 + 40, 370 - 200, 370 - 20, 70 + 50, 140 - 60, 430 + 80,)

35.

Устные приёмы сложения и вычитания вида

36.

Устные приёмы сложения и вычитания вида 430 + 250,

370 - 140.

37.

Устные приёмы сложения вида 520 + 400,520 + 40, 70 + 50, 430 + 80

38.

Единицы площади.

Сравнение площадей в разных единицах.

Измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах,

квадратных дециметрах, квадратных метрах.

Сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах.

Заменять крупные единицы мелкими (1 дм 2 = 100 см 2) и

обратно (100 дм 2 = 1 м 2)

39.

Единицы площади, их обозначение и соотношение.

40.

Площадь прямоугольника.

Сравнение геометрических фигур по площади.

Анализировать и разрешать житейские ситуации,

требующие умения находить площадь прямоугольника.

Сравнивать геометрические фигуры по площади,

объединять равновеликие фигуры в группы.

41.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000».

42.

Нахождение площади прямоугольника.

Находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.

Числа от 100 до 1000. Сложение и вычитание

(19 часов)

1.

Деление с остатком. Моделирование и решение задач с остатком.

Моделировать и решать задачи на деление с остатком.

Выполнять деление с остатком с числами в пределах 100.

Контролировать правильность выполнения действия

деления с остатком на основе знания свойства остатка

и взаимосвязи между компонентами и результатом деления.

Использовать математическую терминологию

при чтении записей на деление с остатком

(делимое, делитель, частное).

2.

Алгоритм деления с остатком, использование его при вычислениях.

3.

Километр. Преобразование единиц длины.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения

измерять расстояние в километрах.

Решать задачи на движение, где расстояния выражены

в километрах.

Выражать километры в метрах и обратно.

4.

Километр. Единицы длины и их соотношения

5.

Письменные приемы сложения и вычитания вида 325 + 143, 468 - 143

Моделировать письменные способы сложения и вычитания

чисел в пределах 1000 с помощью счетных палочек, рисунков и схем.

Выполнять письменные приемы сложения и вычитания

числами в пределах 1000.

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее

рациональный способ решения текстовой задачи.

Контролировать правильность выполнения действия

деления с остатком на основе знания свойства остатка

и взаимосвязи между компонентами и результатом деления.

6.

Письменные приемы сложения и вычитания вида 457 + 26, 457+126, 764 - 35, 764 - 235

7.

Письменные приемы сложения и вычитания вида. Закрепление.

8.

Урок повторения и самоконтроля.

9.

Контрольная работа по теме «Письменная нумерация в пределах 1000».

10.

Урок повторения и самоконтроля

Числа от 100 до 1000. Умножение и деление. Устные приёмы вычислений (6 часов)

11.

Умножение круглых сотен

Моделировать способы умножения круглых сотен в

пределах 1000 с помощью пучков счетных палочек.

Выполнять умножение круглых сотен, используя знания

таблицы умножения и нумерации чисел в пределах 1000.

Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий.

12.

Умножение круглых сотен. Закрепление.

13.

Деление круглых сотен. Моделирование способов деления круглых чисел.

Моделировать способы деления круглых сотен

в пределах 1000 с помощью пучков счетных палочек,

схем или рисунков.

Выполнять умножение и деление круглых сотен,

используя знания таблицы умножения и нумерации чисел в

пределах 1000.

Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий.

14.

Деление круглых сотен. Закрепление

15.

Единицы массы. Грамм.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения

измерять массу объектов в граммах.

Решать задачи в которых масса выражена в граммах.

Выполнять краткую запись задачи разными способами,

в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник).

Планировать решение задачи.

16.

Соотношение между граммом и килограммом

17.

Устные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000.

Моделировать способы умножения на и деления

на однозначное число с помощью пучков счетных палочек,

схем или рисунков.

Выполнять умножение и деление на однозначное число,

используя знания таблицы умножения и свойств арифметических

действий.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

18.

Письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000. самостоятельная работа

Числа от 100 до 1000. Умножение и деление.

Письменные приёмы вычислений (16 часов)

19.

Письменные приемы умножения на однозначное число вида 423 * 2

20.

Письменные прием умножения на однозначное число с переходом через разряд вида 46 *3

21.

Письменные прием умножения на однозначное число с двумя переходами через разряд вида238 * 4

22.

Письменные приемы деления на однозначное число вида 684:2

23.

Письменные приемы деления на однозначное число вида 478 : 2

24.

Письменные приемы деления на однозначное число вида 216 : 3

25.

Письменные приемы деления на однозначное число вида 836 :4

26.

Письменные приемы деления на однозначное число вида. Закрепление.

27.

Контрольная работа по теме «Письменные приемы вычислений»

Плести модели пирамиды по заданному алгоритму,

исследовать свойства полученной фигуры.

Работать в группе: планировать работу,

распределять работу, между членами группы.

Совместно оценивать результаты работы.

28.

Коррекция знаний. Повторение по теме «Письменные приемы вычислений»

29.

Урок повторения и самоконтроля.

30.

Итоговая контрольная работа.

31.

Урок повторения и самоконтроля.

32.

Повторение пройденного за год.

Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования: • научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки; • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; • получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач; • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей; • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы. Числа и величины Выпускник научится: • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Выпускник получит возможность научиться: • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. Арифметические действия. Выпускник научится: • выполнять письменно действия с многозначными числами ; • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: • выполнять действия с величинами; • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия). Работа с текстовыми задачами. Выпускник научится: • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия); • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); • решать задачи в 3-4 действия; • находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Выпускник научится: • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины. Выпускник научится: • измерять длину отрезка; • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.




Материально - техническое обеспечение Доска интерактивная.

Диапроектор.

Компьютер

МФУ (сканер, принтер, ксерокс)

Слайды (диапозитивы) соответствующие тематике программы.








© 2010-2022