- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок (экскурсия в природу) по курсу Человек и мир на тему: «Полюбуйся: весна наступает…»
Урок (экскурсия в природу) по курсу Человек и мир на тему: «Полюбуйся: весна наступает…»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова М.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 3 г. Борисова»
Урок:
человек и мир (экскурсия в природу)
Тема:
«Полюбуйся: весна наступает…»
Класс: 3
Учитель: Александрова
Мария Александровна
Цели:
- на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Борисовского района;
- развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формировать умение определять раннецветущие растения, навыки наблюдения за изменениями в природе, вызывать желание на самостоятельные исследования;
- формировать бережное отношение к природе;
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
- Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
- Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
- Провести беседу с учащимися об охране природы.
- Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
- Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.
Ход урока
-
Организационный этап
- Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
2.Подготовка к восприятию нового материала
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. А. Фет
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши). - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши). -Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
-
Изучение нового материала
Весенние изменения в неживой природе.
- Послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Весенние изменения в живой природе
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
-Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
Запишите план письменного отчета:
-
красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);
-
погодные условия;
-
жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
-
жизнь древесных и кустарниковых пород;
-
приметы весны в животном мире.
-
создать презентацию в программе Power Point
4. Закрепление знаний -А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья. Задание для 1 звена: учащиеся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
-
Название растения
Особенности внешнего строения
Цветка (зарисовка)
Листьев (зарисовка)
-
Как часто насекомые посещают эти цветки?
-
Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
-
Чем обусловлена окраска цветков?
-
Имеются ли у цветков нектарники?
-
Возможно ли у этих цветков самоопыление?
-
Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.
Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.
-
Название деревьев
и кустарников
Внешний вид соцветий
(схематические рисунки)
Растения
однодомные или двудомные
Пестичных
цветков
Тычиночных
цветков
5.Обобщение и систематизация знаний
Познавательные задачи
1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?
2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?
3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.
4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия - сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?
5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?
Практическое задание Задание 1: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками. -О жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.
6. Информация о домашнем задании. 1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.
2. Готовиться к конкурсам, которые будут проведены по результатам экскурсии:
- «Подснежники»
- «Друзья природы»
Критерии оценки выполнения задания и его оформление:
Задание - оригинальное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,
- обычное - 1 балл,
- неподготовленное - 0 баллов,
Оформление - красочное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,
- отсутствие - 0 баллов.
Вместе с заданием ученик сдает анкету в виде:
Класс_________________ Фамилия__________________
Звено_________________ Имя______________________
Подготовка к конкурсу
-
Вид конкурса
Баллы за:
Всего
содержание
оформление
«Подснежники»
«Друзья природы»
Всего:
Участие в конкурсе
-
Вид конкурса
Баллы за ответы
Всего
правильный
неточный
неправильный
«Подснежник»
«Друзья природы» Всего…
Итого:
К началу конкурса жюри заполняет анкету каждого ученика, готовит оборудование к конкурсу. Организатор конкурса - учитель, он открывает конкурс, объявляет его условия: победителем может быть звено и каждый учащийся в отдельности. Один из членов жюри оглашает итоги подготовительного этапа, другой член жюри заполняет таблицу на классной доске:
-
Звено
Подготовка
(общий
балл)
Проведение конкурса (баллы)
Всего
Место
«Подснежник»
«Друзья
природы»
Первое
Второе
Третье