- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание жи-ши (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание жи-ши (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Биткова Л.Г. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная школа № 10
городского округа города Выкса
Тема урока: Правописание сочетаний жи - ши
Исполнила :
учитель начальных классов
Биткова Людмила Геннадьевна
г.Выкса
2016 г
Тема урока:
Правописание сочетаний жи - ши
Цель, задачи:
-
создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий;
-
способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;
-
развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся;
-
воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.
Необходимое оборудование:
-
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
-
конверты со словами для составления пословиц;
-
карточки с заданиями разноуровневой дифференциации.
Планируемые результаты урока
личностные
Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
предметные
Обобщить и закрепить:
- навыки правописаний жи-ши;
- навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в слова;
- умение чётко выражать свои мысли;
- умение работать в группе и самостоятельно.
метапредметные
(регулятивные УУД,
познавательные УУД,
коммуникативные УУД)
Умение договариваться и слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Взаимоконтроль и самооценка с помощью цветных кругов.
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей
деятельности.
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная
Методическое пособие Русский язык 2 класс
Дополнительная
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом введения ФГОС. Москва,2012
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы
st.free-lance.ru/users/diz/upload/fileHxR7xZ.jpg - солнышко
fonogramm.net - «Выглянуло солнышко» - минусовка (детские песни)
План проведения урока с обучающимися
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Личностные УУД
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, мотивация к деятельности, личностный смысл учения
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование учебной деятельности
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Мобилизующий этап
- Запишите число, классная работа.
- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи,
Думай, старайся, красиво пиши!
Дети читают девиз, обсуждают его значение.
3. Каллиграфическая работа
Минутка чистописания Жж
- Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)
Пропишите строчку Жж
- Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] - по звонкости - глухости)
У. Составьте и запишите слоги данных букв с гласными: А И У Е Ы
1 вариант - с буквой Ж - жа жи жу же;
2 вариант - с буквой Ш - ша ши шу ше.
Это будет вторая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв. У. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 - то почему? Кто попался?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание слов с сочетаниями жи-ши)
Задачи урока:
- Чему будем учиться на уроке? (Писать слова с этими сочетаниями)
У. Давайте повторим, что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетания жи-ши.
У. Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто поможет нам разрешить эту проблему?
Дети: Буква Ж обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук, образует пару со звуком [ш] - по звонкости - глухости
Работа в парах, взаимопроверка.
Д. жи-ши пиши с буквой И.
В сочетании жи-ши
Только и всегда пиши.
Знаем твердо в жи и ши
Пишем только букву И.
Д. Я подготовила информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнала, что они когда - то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. (выставить слова). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.
Регулятивные УУД -действие целеполагания
Познавательные УУД
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения объектов
Регулятивные УУД -действие самоконтроля, взаимоконтроль и взаимооценка
Личностные УУД - действие смыслообразования,
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Познавательные УУД -выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей
4. Словарно-орфографическая работа
Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку;
развитие интеллектуальных умений учащихся.
- Обратите внимание на доску
ВЕР ЖИ НА ШИ ПРУ ДА СТРИ Ё РО КИЙ ВЁТ К
- Что написано на доске?
- Составьте слова из этих букв и слогов. (Работа в парах)
(Вершина, шина, пружина, стрижи, ёжик, широкий, живет)
- Какое задание можно придумать с этими слова?
У. Сегодня у нас в гостях колючий, но очень мудрый ёжик. (Картинка ёжика) Он будет давать нам различные задания, мы должны постараться выполнить без ошибок.
1. Отгадать загадки: (мыши, ландыши, жираф, машина, лужи, шишки).
2. Диктант по картинкам: (шишки, ужи, груши, карандаши, лыжи, крыши)
Д. Разделить их на все возможные группы. (1. жи-ши; 2. 3 слога - 2 слога; 3. одушевлённые - неодушевлённые) Какое слово можно считать лишним? (ёжик)- звуков больше, чем букв)
- Составьте предложение, используя это слова по схеме:
(Какой?)___________ ______________ (где? В чем?)
_____________ (Колючий ежик живет в лесу.)
- Запишем в тетради с проговариванием.
- Какие орфограммы встретились в предложении? Подчеркните.
Разбор слова ёжик (й о ж ы к)
Взаимопроверка.
Общеучебные УУД
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач
Регулятивные УУД - действие целеполагания, планирования
5. Физкультминутка.
Игра.
У. Жи - наклон влево; ши - наклон вправо; нет сочетаний - приседаем. (Снежинка, пушинка, хлопок, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость)
Дети внимательно слушают и выполняют упражнение.
Регулятивные УУД - действие планирования,
целенаправленная организация, планомерное формирование деятельности ученика.
6. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации .
2. Возьмите карточки. Выберите уровень: красный - сложнее, зеленый - легче, синий - самый легкий.
Уровень 1 (синий)
Стр.111 упр.163, списать, вставить пропущенные буквы.
Уровень 2 (зелёный)
Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначьте орфограмму ЖИ - ШИ.
Летучие … . Душистые … . Колючие … .
Слова для справок: Мыши, ландыши, ежи.
Уровень 3 (красный)
Замените выделенное слово близким по значению словом. Обозначьте орфограмму ЖИ - ШИ.
просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.
1. Работа с интерактивной доской (два ученика работают у доски)
Проверка: прочитайте слова, которые вы вставили. (Ответ: широкие, жирный, пушистые.)
Познавательные УУД- действия сравнения и анализа (умение находить закономерности),
формирование умения делать умозаключения
Регулятивные УУД
формирование действия планирования
(рифмовка - алгоритм действий)
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих принципы правописания изучаемых орфограмм, структурирование знаний
7. Работа в группах
На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 4 человека, достают из конвертов карточки со словами и составляют пословицы:
1. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
4. Друг познаётся в беде.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Человек без друзей, что сокол без крыльев.
7. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Проверка: прочитать пословицу, назвать слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл.
У. О чем эти пословицы?
Д. О дружбе.
У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?
Д. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.
У. Запишите, понравившуюся вам пословицу.
Познавательные УУД -
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для анализа, подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепи рассуждений, постановка и решение проблемы
Личностные УУД
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД - действия самоконтроля
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение делать умозаключения
8. Итог урока.
Над чем мы сегодня работали?
Что мы знаем точно?
Запишите домашнее задание: стр. 113 упр. 166
Фронтальная работа с самоконтролем и самооценкой
Познавательные УУД
Умение анализировать, сравнивать.
9. Рефлексия.
Какую цель мы с вами ставили на уроке?
У. - Кто считает, что у него все получилось, поставьте
- У кого получилось, но не все
- Кому еще нужно поработать
- Молодцы, ребята!Спасибо за работу!
Рефлексия учебной деятельности
Общеучебные УУД
Структурирование знаний
Рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность.
Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач.
Регулятивные УУД - учащиеся осваивают способ определения границы «знаю - не знаю», «умею - не умею», самооценка, самоконтроль, саморегуляция