Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - Тематическое планирование

по предмету «Окружающий мир» 4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

№ п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)



Элементы

содержания


Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)



Вид

контроля


Элементы

дополнительного (необязательного)

содержания


Домашнее задание


Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) 1 Мир живой и неживой природы. Письмо экологов Школьникам С.6-8 Р.т.с.2 1 Комбинированный Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь: - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам Фронтальный опрос.
Работа с раздаточным материалом
С. 6-8

сентябрь

3
2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы С.9-10
1 Экскурсия Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы Уметь: - находить взаимосвязи живой и неживой природы; - узнавать растения и животных своей местности Задания по группам
С. 9-10

5
3 Мир живой и неживой природы. Советы старших С.11-12 1 Комбинированный Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу Уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; - искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы Фрон-тальный, индиви-дуальный опрос
С. 11-12

10
4 Осенние работы на пришкольном участке 1 Экскурсия Наблюдения явлений природы по сезонам года Уметь: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Фрон-тальный, индиви-дуальный опрос
Подготовить рисунки по результатам экскурсии

12
5 Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике С.13-15 Р.т.с.3-4 1 Комбинированный Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника. Уметь: - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы
с помощью словаря Фрон-тальный опрос
С. 13-15, таблица

17
6 Опыт и наблюдение С.15-16 1 Комбинированный Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений Знать: - понятия «опыт», «наблюдение»; - различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану Индивидуальный опрос. Дидактическая игра Географические и биологические объекты родного края С. 15-16

19

Планеты и звезды (5 часов) 7 Земля. Модель Земли С.17-20 Р.т.с.5 Хр.с.7-11 1 Комбинированный Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы Знать: - название нашей планеты; - форму Земли; - глобус - модель Земли; - ось Земли - воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор Фрон-тальный опрос Луна - спутник Земли. Лунные фазы С. 17-20 24
8 Почему на Земле день сменяется ночью? С.20-23 Р.т.с.6-8 Хр.с.12-14 1 Комбинированный Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли Знать: - особенности движения Земли вокруг своей оси; - что смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси Тест. Самостоятельная работа Компас. Стороны горизонта С. 20-23 26


9 Звезды и созвездия С.23-28 Р.т.с.9-10 Хр.с.15-20 1 Комбинированный Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы Знать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда. Уметь: - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небесные тела Индивидуальный опрос Ориентация по звездам.
Яркость звезд С. 23-28 октябрь 1
10 Планеты С.29-32 Р.т.с.11-13 Хр.с.21 -26 1 Комбинированный Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать: - как отличить планеты от звезд; - как можно отыскать планету на звездном небе Разгадывание кроссворда; тест Спутники планет. Естественные спутники С. 29-32. Подготовить сообщения
о Земле, Луне 3
11 Движение Земли вокруг Солнца С.33-34 Р.т.с.14-16 Хр.с.27-28 1 Комбинированный Годовое движение Земли. Високосный год Знать: - особенности движения Земли вокруг Солнца; - что смена времен года - следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь: - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца Фронтальный опрос Теллурий. Солнце - небесное тело. Погода, климат С. 33-34 8


Неживая и живая природа Земли (2 часа) 12 Как связаны живая и неживая природа? С.35-41 1 Комбинированный Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь: - сравнивать предметы живой и неживой природы; - планировать и проводить несложные опыты Фронтальный, индивидуальный опрос Явления природы. Ветер С. 35-41. Подобрать приметы о природе 10
13 Условия жизни на планете Земля С.41-44 Хр.с.29 1 Комбинированный Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются Фронтальный, индивидуальный опрос
С. 41-44 15

Свойства воздуха и воды (4 часа) 14 Свойства воздуха С.45-49 Р.т.с.17-18 Хр.с.2930 1 Комбинированный Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества Знать: - основные, легко определяемые свойства воздуха; - значение воздуха в природе. Уметь: - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ Работа в парах, оформление опытов в тетради Окисление. Медленное окисление. Дыхание С. 45-49 17



15 Кому и для чего нужна вода? С.50-52 Р.т.с.19-20 Хр.с.31-32 1 Комбинированный Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное Знать: - основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь: - проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; - сравнивать свойства воды и воздуха Фронтальный опрос Электрические станции (ТЭЦ, ГЭС, АЭС) С. 50-52. Сообщения об источниках воды 22
16 Вода и ее свойства С.52-58 Р.т.с.21 1 Комбинированный Круговорот воды в природе. Три состояния воды Фронтальный опрос Теплопроводность воды.
Вода - хороший растворитель С. 52-58 24
17 Обобщение
по теме «Свойства воздуха и воды» С.59-60 Р.т.с.22-23 1 Обобщение знаний Свойства воздуха и воды Уметь: - выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; - работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Тест
С. 59-60 29

2 четверть Солнце, воздух, вода и… растения (4 часа) 18 Условия, необходимые для развития растений С.61-63 Р.т.с.24-25 1 Комбинированный Теневыносливые, светолюбивые растения Знать условия, необходимые для развития растений. Уметь: - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде Самостоятельная работа Проращивание семян овощных и цветковых растений С. 61-63. Правила ухода за растениями 31
19 Корень, стебель и лист С.63-66 Р.т.с.26 1 Комбинированный Значение корня, стебля и листьев в жизни растений Уметь: - различать части растений; - из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения Оформление заданий в таблицах, устный опрос Видоизменения частей растений и их функции С. 63-66 ноябрь 12
20 Питание растений С.67-70 Р.т.с.27 Хр.с.33-38 1 Комбинированный Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание Уметь использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений Устный опрос Углеводы (сахар и крахмал) С. 67-70 14
21 Обобщение
по теме «Солнце, воздух, вода
и… растения» С.71-72 Р.т.с.28 1 Обобщение знаний Разнообразие растений Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) Тест
С. 71-72 19

Разнообразие растений (4 часа) 22 Цветковые и хвойные растения С.73-75 Р.т.с.29-31 Хр.с.41-45 1 Комбинированный Растения цветковые и нецветковые. Цветок - орган растения Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли) Тест. Индивидуальный опрос Хвойные и лиственные растения степи С. 73-75 21
23 Папоротники, мхи и водоросли С.76-80 Р.т.с.32-33 Хр.с.46-50 1 Комбинированный Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения Устный опрос. Практическая работа Лечебные и ядовитые растения С. 76-80 26
24 Красная книга России. Правила поведения на природе С.81-85 Р.т.с.34-35 1 Комбинированный Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу Знать: - названия растений Красной книги (не менее 2-3); - правила поведения в природе. Уметь: - кратко характеризовать средства сохранения природы; - выполнять простейшие инструкции; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3) Фронтальный опрос Красная книга родного края С. 81-85. Конкурс на лучший экологический знак года 28
25 Обобщение
по теме «Разнообразие растений» С.86 1 Обобщение знаний Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края Уметь: - группировать растения по их признакам и свойствам; - работать с научной литературой; - оформлять свои наблюдения Тест
С. 86 декабрь 3

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) 26 Для чего люди выращивают культурные растения? С.87-91 Р.т.с.36-38 1 Комбинированный Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.) Знать: - чем отличаются дикорастущие растения от культурных; - группы культурных растений. Уметь: - выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; - приводить свои примеры культурных растений каждой группы Индивидуальный опрос История культурных растений С. 87-91. Подготовить загадки о растениях 5
27 Какие части культурных растений используют люди? С.92-93 Р.т.с.39-40 1 Комбинированный Расселение семян растений. Выращивание культурных растений Дидактическая игра Культурные растения родного края С. 92-93 10
28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? С.94-97 Р.т.с.41 1 Комбинированный Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений Знать: - основные растения огорода; - части растений - листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена. Уметь: - ухаживать за огородными растениями; - правильно подбирать рассаду или семена Таблица сроков посадки огородных растений родного края Озимые и яровые культуры. Зимостойкие
и теплолюбивые растения С. 94-97 12
29 От чего зависит урожай зерновых? С.97-100 Р.т.с.42-43 Хр.с.57-62 1 Комбинированный Значение зерновых культур в жизни человека Знать: - названия (изображения) зерновых растений; - важность зерновых культур в жизни человека Тест С/х работы на полях страны С. 97-100 17
30 Растения сада С.100-102 Р.т.с.44 1 Комбинированный Садовые растения. Труд людей в саду Знать основные растения сада. Уметь: - находить и определять садовые растения; - ухаживать за растениями Устный опрос С/х машины и оборудование для работы в саду С. 100-102 19
31 Сколько живут растения? С.102-104 Р.т.с.45 1 Комбинированный Сроки жизни растений; расселение растений на новые места Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь: - определять возраст растений; - составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; - характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений Устный опрос Памятники природы (дубы, сосны и т. д.) С.102-104. Составить таблицу «Продолжительность жизни растений» 24
32 Размножение растений своими частями С.105-106 Хр.с.51-56 1 Комбинированный Вегетативное размножение растений Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений Индивидуальный опрос Размножение водорослей и грибов С. 105-106 26
33 Обобщение
по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» Готовимся к школьной олимпиаде С.107-108 1 Обобщение знаний. Викторина
Знать: - дикорастущие и культурные растения своей местности; - сельскохозяйственные растения своей местности. Уметь: - раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; - называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3) Тест
С. 107-108 январь 14
Грибы (3 часа) 34 Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? С.109-112 Р.т.с.46 Хр.с.63-65,67-68 1 Комбинированный Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов Знать: - свойства и признаки грибов; - взаимосвязь живой и неживой природы; - чем питаются грибы Устный опрос. Тест Значение грибов в природе
и жизни человека С. 109-112 16
35 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных Грибов С.113-115 1 Комбинированный Съедобные и ядовитые грибы Знать: - отличительные признаки съедобных грибов; - съедобные грибы, растущие в родном крае; - несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов Индивидуальный опрос. Дидакти-ческая игра Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении С. 113-115 21
36 Как правильно собирать грибы? С.115-116 Р.т.с.46-47 Хр.с.66 1 Комбинированный Правила сбора грибов Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности Тест
С. 115-117 23
Животные (8 часов) 37 Разнообразие животных С.5-8 Р.т.с.2-3 1 Комбинированный Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные Знать группы животных и их признаки. Уметь: - приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы; - раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных Фронтальный, индивидуальный опрос Отличительные признаки животных разных групп С. 5-8. Подготовить рассказ о животных 28
38 Насекомые С.9-11 Р.т.с.4-5 Хр.с.69-72 1 Комбинированный Растительноядные хищные и всеядные насекомые Знать: - отличительные признаки насекомых и деление их на группы; - названия насекомых родного края Фронтальный опрос Редкие насекомые нашей страны С. 9-11 30



39 Рыбы С.12-14 Р.т.с.6-9 Хр.с.73-76 1 Комбинированный Приспособления рыб для жизни в воде Знать: - отличительные признаки рыб; - приспособления рыб к жизни в воде; - группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные) Тест Двоякодышащие и кистеперые рыбы С. 12-14. Сообщения о рыбах родного края февраль 4
40 Земноводные С.15-17 Р.т.с.10-12 Хр.с.77-82 1 Комбинированный Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки Уметь: - высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; - называть земноводных родного края Индивидуальный опрос Размножение и развитие амфибии С. 15-17 6
41 Пресмыкающиеся С.18-20 Р.т.с.13-15 Хр.с.83-88 1 Комбинированный Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями Знать: - черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; - сходства и различия пресмыкающихся и земноводных; - опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними Устный опрос Отличительные признаки гадюки и ужа С. 18-20 11
42 Птицы С.21-23 Р.т.с.16-19 Хр.с.89-96 1 Комбинированный Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам Знать: - отличительные признаки птиц; - группы птиц по признаку питания - зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные Уметь определять птиц среди других животных Самостоятельная работа Птицы из Красной книги С. 21-23. Птицы родного края 13
43 Звери С.24-25 Р.т.с.20-22 Хр.с.97-104 1 Комбинированный Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих Знать: - значение понятий «звери», «млекопитающие»; - млекопитающих родного края. Уметь: - определять млекопитающих среди других животных; - описывать млекопитающих (по выбору) Работа в парах Ехидна и утконос С. 24-26 18
44 Как животные защищаются С.26-28 Р.т.с.23-25 Хр.с.105-110 1 Комбинированный Различные группы животных Знать: - группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - способы защиты животных от врагов Устный опрос, работа в парах
С. 26-28 20

Человек и животные (6 часов) 45 Домашние Животные С.29-31 Р.т.с.26-27 Хр.с.111-113, 116-118 1 Комбинированный Домашние животные Знать: - признаки домашних животных; - об особенностях диких и домашних животных. Уметь раскрывать особенности домашних животных Беседа по вопросам
С. 29-31. Наблюдение за домашними животными 25
46 Живой уголок С.32-34 Р.т.с.28-30 Хр.с.114-115 1 Комбинированный Обитатели живого уголка Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность) Беседа по статье Рассказы-загадки о животных С. 32-34 27
47 Урок-экскурсия на станцию юннатов
1 Экскурсия Знакомство с жизнью животных на станции юннатов Знать правила поведения и обращения с животными. Уметь: - наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов; - обобщать результаты наблюдений по экскурсии Беседа по вопросам Уход за животными Приготовить рисунки по материалам экскурсии март 4
48 Значение диких Животных С.35-38 Р.т.с.31-32 1 Комбинированный Расширить знания о диких животных Знать диких животных родного края. Уметь определять значение диких животных в жизни человека Работа по группам Животные, приносящие ущерб человеку С. 35-38 6
49 Человек в ответе не только за тех, кого приручил С.39-40 Р.т.с.33-34 Хр.с.119-124 1 Комбинированный Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека Знать: - правила поведения в природе; - правила обращения с дикими и домашними животными; - животных, занесенных в Красную книгу России, родного края Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос Заказники; заповедники родного края С. 39-40 11
50 Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» С.41-42 1 Обобщение знаний Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе Знать: - названия животных Красной книги России (не менее 2-3); - правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае Беседа по вопросам. Тест Животные и растения, охраняемые человеком; рыбопитомники С. 41-42. Нарисовать экологические знаки 13

Человек разумный - часть природы (6 часов) 51 Про тебя С.43-48 Р.Т. 34-35
1 Комбинированный Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека Знать: - о значении природы для здоровья и жизни человека; - об отдельных видах труда, связанных с природой; - о значении данного труда; - сходство и различие людей друг от друга Устный опрос. Практическая работа Органы чувств человека, их значение С. 43-48 18
52 Что умеет человек? С.49-53 Р.т.с.36 1 Комбинированный Человек - существо социальное, член общества Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений Устный опрос Различные профессии человека С. 49-53 20
53 Расти здоровым С.54-59 Р.т.с.37-38 Хр.с.128 1 Комбинированный Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека Знать: - понятие «здоровье»; - причины простудных заболеваний и меры их предупреждения; - компоненты, от которых зависит здоровье человека; - какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему Самостоятельная работа Причины простудных заболеваний и меры их предупреждения С. 54-59 апрель 1
54 Питание и здоровье С.60-65 Р.т.с.39-41 1 Комбинированный Режим питания Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний Работа в парах и по группам Калорийность пищи, меню, его составление С. 60-65 3
55 От кого зависит твой режим дня? С.66-69 Р.т.с.42-44 1 Комбинированный Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека Знать условия хорошего самочувствия. Уметь: - соблюдать режим дня; - составлять режим своего рабочего
и выходного дня Фронтальный опрос
С. 66-69 8
56 Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы» С.70
1 Обобщение знаний Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура) Тест Подготовка к школьной олимпиаде С. 70 10

Как уберечь себя от беды? (5 часов) 57 Чистота - залог здоровья С.71-76 Р.т.с.45-46 Хр.с.125-128 1 Комбинированный Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы Знать: - значение понятия «микробы»; - где человека подстерегают микробы; - основные правила личной гигиены. Уметь: - выполнять правила личной гигиены; - рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами; - оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах Практическая работа Микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. Работа с микроскопом С. 71-76 15
58 Берегись простуды! С.77-79 Р.т.с.47-48 1 Комбинированный Охрана и укрепление здоровья Фронтальный, индивидуальный опрос Первая помощь при простудных заболеваниях С. 77-79 17
59 Твоя безопасность на улице С.80-85 Р.т.с.49-50 Хр.с.137-145 1 Комбинированный Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми Знать: - знаки дорожного движения, - сигналы регулировщика и светофора; - правила поведения в природе; - что такое опасная ситуация. Уметь: - составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях Работа
в группах Схема пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути С. 80-85 22
60 Твоя безопасность дома С.86-90 Р.т.с.51-52 1 Комбинированный Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами Знать правила безопасного поведения дома. Уметь: - вызвать помощь; - вести себя в нестандартных ситуациях Фронтальный опрос Службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь С. 86-90 24
61 Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» С.91-92 1 Викторина Охрана и укрепление здоровья Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Тест
С. 91-92 29
В родном краю (7 часов) 62 Имя города, села, поселка С.93-97 Р.т.с.53-54 Хр.с.129-130 1 Комбинированный Россия - наша Родина Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации Беседа по вопросам. Фронтальный опрос Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края С. 93-97 май 6
63 История Московского Кремля С.98-101 Р.т.с.55 1 Комбинированный Москва - столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля. Уметь: - описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); - самостоятельно работать с книгой Беседа по вопросам Достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой С. 98-101 8
64 Экскурсия в город С.102-106 Р.т.с.56-57 1 Экскурсия Предприятия, обслуживающие жителей города Уметь: - работать с оглавлением и справочниками учебника; - анализировать полученную информацию; - соблюдать правила во время экскурсии в город Отчет о посещении краеведческого музея
С. 103-106 13
65 Общий дедушка С.107-109 Р.т.с.58-59 1 Комбинированный Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Знать: - фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; - основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); - способы обмена информацией. Уметь пользоваться средствами связи Дидактическая игра. Фронтальный опрос Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье С. 107-109. Помощь в создании своей родословной 15
66 День Победы С.110-113 Р.т.с.60 Хр.с.132-134 1 Комбинированный Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ Знать: - названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества); - название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села); - государственную символику России. Уметь приводить примеры основных государственных праздников Устный опрос С. 110-113 20
67 День Конституции С.114-117 Р.т.с.61-63 Хр.с.135-136 1 Комбинированный Государственные праздники Фронтальный опрос Конституция - Основной Закон России С. 114-117 22
68 Обобщение по теме «В родном краю» С.118-121 1 Обобщение знаний Россия - наша Родина Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села). Уметь работать с различными источниками информации Тест. Задание «Проверь себя!»
С. 118-121 27

атериально-техническое обеспечение программы Печатные и другие пособия Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь: -таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);

  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • рельефные модели равнины, холма, оврага;
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  • живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы:
  • аквариум;
  • клетка для птиц;
  • предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу:
  • фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
  • лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
  • фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: -демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • демонстрационный экземпляр флюгера;
  • демонстрационный экземпляр барометра;
  • демонстрационный экземпляр бинокля;
  • демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела. Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
  • посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
  • измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
  • песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

© 2010-2022