- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Корень слова»
Урок «Корень слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кармакова Ю.В. |
Дата | 08.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова». Проблема: 1. Какие слова называются родственными? 2. Что такое корень слова? 3. Какие слова называются однокоренными? Новые знания: 1. Корень - общая часть родственных слов. 2. Родственные слова, имеющие общую часть, называются однокоренными. Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова. Задачи:
Оборудование: Интерактивная доска, учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, опорные слова, карточки для парной и дифференцированной работы, сигнальные карточки («светофоры»).
| ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг. момент | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать. | |
II. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень». | (1, 2слайд) - На волшебном дереве выросли слова: Лес, лесник, лестница, перелесок, лесной - Прочитайте запись про себя, вслух. - Выпишите в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать. - Проверим, какие слова выписали. (Хорошо, если кто выпишет слово «прелестный». Если не выписал никто, то учитель говорит: «А я выписала слово «прелестный». Покажите сигнальными карточками, вы согласны? (Возникает проблемная ситуация) - Какие слова надо было выписать? (родственные). - Значит, мы должны вспомнить, что такое родственные слова. (3 слайд) На доске появляется опорные слова родственные слова - А как вы понимаете, что такое родственные слова? (3 слайд) На доске появляется опорные слова близкие по смыслу - Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу. Лес - , лесник - человек, следящий за лесом, перелесок - , Лестница - - Раз все слова, связанные со словом «лес», связаны по смыслу, значит они родственные? | Читают запись Обсуждают в парах, какие слова будут выписывать. Зачитывают выписанные слова. Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен Отвечают на вопрос: «Слова, связанные по смыслу». Приводят доказательства |
Открытие нового знания | - Давайте посмотрим внимательнее на слова. Из какого корня выросли слова? ( лес). - У этих слов общая часть -лес- и общее значение. - Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяет корень учитель, в остальных словах - 1 ученик, остальные дети - в своих тетрадях) - Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть - это корень слова.Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику; стр.64) (4 слайд) На интерактивной доске слова: ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ КОРЕНЬ ГЛАВНАЯ СЛОВ - Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень». (корень-это общая, главная часть родственных слов) -Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с.64). - Прочитайте про себя, вслух. -Правильно вы сформулировали правило? - … (имя ученика) нам подготовил(а) выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем. Работа с толковым словарем -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова) Итог. - А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов) | Выделяют корень в словах Отвечают: «Общая, одинаковая часть - это корень слова». Чит ают правило в учебнике на странице 64. Формулируют правило: «Корень-это общая, главная часть родственных слов». Сравнивают сформулированное правило, с правилом в учебнике на странице 64. Читают про себя потом вслух один ученик Отвечают Один подготовленный ученик читает выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, остальные слушают. Ученик зачитывает значение слова «корень»:
|
Физминутка. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише… Деревцо всё ниже, ниже. | Дети выполняют движения под музыку |
Формулирование темы урока. | - Тема нашего урока «Корень слова, однокоренные слова» (5 слайд) III. Понятие об однокоренных словах -Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня? Обсудите в парах. -Поделитесь своим мнением. (выслушиваются мнения ребят) -Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.65) -Прочитайте про себя, вслух. -Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные) -Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (Для других тоже.Например, образец в правиле). Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (корень слова, однокоренные слова) -Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень) - Что такое корень? (общая часть родственных слов) - Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня) | Обсуждают в парах Высказывают своё мнение Отвечают |
Формулирование цели урока | -Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? | Сами ставят учебную задачу (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень). |
Первичное закрепление | Упражнение в распознавании однокоренных слов. (6 слайдI) С деревьев осыпались листья. Помогите садовнику разобраться, с какого дерева упал листок? (6 слайдII) Проверяем. (Взаимопроверка) -Кто согласен? (зеленый «светофор») -Не согласен? (красный «светофор») -Так какие же слова называются однокоренными? (При затруднении обратиться к правилу на странице 65) | Взаимопроверка Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен Отвечают на вопрос |
Самостоятель- ная работа | 1. Прочитайте задание к упражнению №10 на стр.64 Выпишите группы однокоренных слов. -Прочитайте про себя, вслух. - Какие слова будете выписывать? (однокоренные) - А какие слова называются однокоренными? -Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу) -Проверим.(имя ученика) Проверим, справился ли он? -Докажите, что выписанные слова - однокоренные. (Эти слова близкие по смыслу и имеют общий корень).
| Читают по себя, один ученик читает вслух задание к упражнению №10 на стр.64 Если дети считают, что ученик справился верно - поднимают зеленый светофор, если справился не верно - красный). |
V. Подведение итогов урока. | (7 слайд) -Что такое родственные слова? -Что такое корень? -Какие слова называются однокоренными? - Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки? | Отвечают на вопросы Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок. А у кого были ошибки, поднимают сигнальные карточи красного цвета. |
Д/з | Выучите правила на стр. 64, 65; выполните упр.12 (найдите и выпишите однокоренные слова, докажите, что они однокоренные), упр. (разделите слова на группы, запишите каждую группу в отдельный столбик). Задание на выбор (дифференцированный подход) | Записывают домашнее задание |
Рефлексия | (9 слайд) На интерактивной доске дерево. - Обведите зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой. - Кому надо ещё потренироваться, обведите листок жёлтым маркером. | Обводят на интерактивной доске на дереве зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой. Те, кто считает, что им надо ещё потренироваться, обводят листок жёлтым маркером. |