- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ерохина Т.М. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
«Я - гражданин России!»
(для обучающихся 2 - 4 классов)
4 часа в неделю
Предусмотрено 2 группы из учащихся одного класса.
МБОУ «Ларьякская ОСШ»
Если будет Россия,
Значит, буду и я…
Евгений Евтушенко
Преподаватель - Ерохина Татьяна Михайловна
Учитель первой категории
с. Ларьяк
апрель 2014 года
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России!"составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2008. - 111с. - (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе - в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
- формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7-11 лет
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 2 ч в неделю, всего 204 часов: 68 часов во 2 классе и 136 часов в 3-4-м классе.
Планируется 2 группы обучающихся из детей руководителя Ерохиной Т.М. учителя 2 класса МБОУ "Ларьякская ОСШ". (На две группы - 4 часа в неделю).
Этапы реализации:
1. Подготовительно-организационный (май 2013 года)
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
- разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2013 - апрель 2017)
- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах, социальных акций
- коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2017)
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры с.Ларьяк; организация по делам молодежи с Ларьяк; центр по молодежной политике Нижневартовского района "Луч"; центр дополнительного образования "Спектр".
Время проведения: вторая половина учебного дня, каникулы.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
-
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-
получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
-
сформированы понятия "родня", "дружба", "Отечество";
-
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-
сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-
получат возможность участвовать в создании экологических проектов: "Брешь в зелёном царстве", "Знакомство с историей, настоящим родной школы, села Ларьяк", "Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны".
3 год.
-
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
-
Участие в школьных олимпиадах по краеведению.
-
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ.
-
Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.
-
Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики.
-
Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-
Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в округе.
Приложение
2.Учебно-тематический план
Тематическое планирование по курсу «Я - гражданин России»
1 год обучения
№
Тема урока
Всего часов
В том числе
теория
практика
Азбука гражданина
20
1
Здравствуй, школа. Я - ученик.
1
2
2
Моя страна. Гордость моей страны.
1
2
3
Москва - столица России.
1
2
4
Символы государства.
1
1
5
История флага.
1
6
Есть такая профессия - родину защищать.
1
1
7
Защитники Отечества.
1
1
8
Этих дней не смолкнет слава.
1
1
9
Россия - родина моя.
1
1
Азбука права
27
10
Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.
1
2
11
Почему взрослые решили защищать права детей.
1
1
12
Право на жизнь.
1
1
13
Мой дом - моя крепость.
2
1
14
Право на образование.
1
1
15
Право на медицинское обслуживание.
1
1
16
Право на отдых.
1
1
17
Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.
2
2
18
Моя семья. Права и обязанности членов семьи.
1
1
19
По страницам добрых сказок.
3
3
Азбука нравственности
21
20
Доброе дело - великое счастье.
1
1
21
О дружбе и товариществе.
2
2
22
Мы все разные.
1
1
23
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
2
1
24
Красота человека.
1
1
25
В гостях у Этикета.
2
1
26
Повторение и обобщение по курсу «Я - гражданин России»
1
1
27
Итоговая контрольная работа.
1
1
28
Итоговое занятие «Викторина «Я - гражданин России»
1
Участие в районном конкурсе проектов в ЦДО "Спектр" по теме:"История школы, в истории судеб"
Всего
68ч.
2 год обучения
1 полугодие
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1-3
1
2
Я и моя семья.
3
4,5
1
1
Очень я люблю маму милую мою.
2
направление «Я - человек»
6-8
1
1
1
Жил - был Я.
Я и моё имя.
3
9
1
Мир моих увлечений.
1
10
1
Акция «Школьный двор»
1
11,12
1
1
Все работы хороши - выбирай на вкус.
2
13-16
1
3
Край, в котором я живу.
4
17-19
1
2
Мой город.
3
направление «Я и Отечество»
20-23
2
3
Наша Родина - Россия.
5
24,25
2
Наши защитники.
2
26-29
2
2
Этот День Победы!
4
направление «Я и природа»
30
1
Почему год круглый?
1
31
1
Загадки о временах года и явлениях природы.
1
32
1
Информационный проект «Не проходите мимо!»
1
33
1
Экскурсия в природу!
1
2год
2 полугодие
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1
1
Моя родня.
1
2
1
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
1
3
1
Изготовление панно «Моя семья»
1
4
1
Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
1
направление «Я - человек»
5
1
О дружбе, доброте, отзывчивости.
1
6
1
Что такое хорошо, что такое плохо.
1
7
1
О лени и лентяях.
1
8
1
Беседа: «Кому нужна моя помощь?»
1
9
1
Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»
1
10
1
Когда у друзей лад - каждый этому рад.
1
направление «Я и Отечество»
11
0,5
0,5
История земли Югорской. Столица Югры-город Ханты-Мансийск и его символы.
1
12
1
Мастер - класс «Кулон - оберег»
1
13
1
Беседа «О чём рассказывает хантыйский орнамент?»
1
14
1
Игра « прилет вороны»
1
15
1
Беседа «Мои земляки»;
1
16
1
Экскурсия в музей
1
17,18
1
1
Обычаи и традиции народа ханты.
2
19,20
1
1
Открытия, которые совершил человек
2
21
1
В гостях у ветерана
1
22
1
«Честь имею»
1
23,24
2
КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.
2
25-27
1
2
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»
3
28
1
Подготовка к праздничному концерту.
1
29
1
Музыкально - литературная композиция, посвящённая Великой Победе.
1
направление «Я и природа»
30
1
Мы маленькие дети на большой планете.
1
31
1
Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!
1
32
1
Природа и фантазия.
1
33
1
Игра «Все на белом свете - солнышкины дети»
1
34
1
Экскурсия в природу.
1
Участие в конкурсе проектов ЦДО "Спектр" по теме"История школы, в истории судеб"
3 год
1 полугодие
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1
1
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»
1
2
1
Вся семья вместе - так и душа на месте.
1
3,4
1
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
2
5
1
КТД «Семейный альбом»
1
направление «Я - человек»
6
1
Мы школьники, а это значит..
1
7
1
Моё хочу и моё надо.
1
8
1
Друг в моей жизни.
1
9
1
За что уважают в семье и обществе
1
10
1
Игра - практикум «Подари другому радость»
1
11
1
Полезные и вредные привычки.
Проверь себя.
1
12
1
Умеешь ли ты дружить.
1
13
1
Как научиться разговаривать с людьми.
1
14
1
Как научиться преодолевать трудности вместе.
1
15
1
Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье.
1
направление «Я и Отечество»
16
1
Кто такие патриоты?
1
17
1
Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»
1
18
0,5
0,5
Чем и кем славен мой родной край -Югра?
1
19
1
Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.
1
20
1
Музыка народов моего села.
1
21
1
Мастер - класс
1
22
1
Викторина «Золотое кольцо России»
1
23
1
КВН для мальчиков «Защитники Родины»
1
24
0,5
0,5
День памяти.
1
25
1
Заочная экскурсия «две столицы»
1
26
1
Подвижные игры на свежем воздухе.
1
направление «Я и природа»
27,28
1
1
Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»
2
29
1
Сбор информации для проекта.
1
30-32
1
2
Презентации исследовательских проектов на школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон - друг или враг?», , «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух « История моего села».
3
33
1
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
1
34
1
Игра - путешествие «Лидер»
1
3год
2 полугодие
№
теория
практика
Тема занятия
Кол -во
направление «Моя семья»
1,2
1
1
Доброе семя - добрый и всход.
2
3,4
1
1
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
2
5,6
2
КТД «Мама, папа, я - очень дружная семья»
2
направление «Я - человек»
7
1
Я имею право. Кодекс моих прав.
1
8
1
«Благодарность - это…»
1
9
1
Умеем ли мы обижаться.
1
10
1
«Мои мечты - мои желания»
1
11
1
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
1
12
1
Круговая беседа - представление «Я и мои таланты»
1
13,14
2
Встреча с интересными людьми.
2
направление «Я и Отечество»
15
1
Я - гражданин России.
1
16,17
2
Символы Российских городов.
2
18
1
Чудо, сотворенное когда-то.
1
19
1
Я бы с песни начал свой рассказ.
1
20
1
Города - герои.
1
21
1
Юные герои Великой Отечественной войны.
1
22,23
2
Военно - спортивная игра «Следопыт»
2
24
1
Конкурс презентаций о городах России.
1
25
1
Мастер - класс «Сувениры моего народа ханты»
1
26
1
Экскурсия в музей
1
27
1
Знакомство с Книгой Памяти
1
28
1
Мастер - класс «изготовление куклы-оберега»
1
направление «Я и природа»
29
1
Загадки окружающего мира.
1
30
1
В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!
1
31
1
Деловая игра: «Мы вместе»
1
32-34
1
2
Мы в ответе за планету!
3
Участие в конкурсе проектов ЦДО "Спектр" по теме"История школы, в истории судеб"
4. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
-
спортивный инвентарь;
-
подборка видеофрагментов, презентаций
-
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
-
компьютер, принтер, сканер, медиапроектор;
-
цифровой фотоаппарат
-
портреты писателей и поэтов
Учебно-методическая литература
Методы и формы обучения Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература для педагога:
1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. - М.: ИПК МО, 1995.
2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. - С.-П., 1995.
3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.
5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.
6. Декларация прав человека.
7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
8. Закон «Об образовании».
9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».
10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
12. О гражданско - правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.
13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Подборка журналов «Воспитание школьников».
15. Подборка журналов «Начальная школа».
Литература для учащихся: 1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995. 2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994. 3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. - М.: Вита-Пресс, 1995. 4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Перечень наглядных средств обучения:
- Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
- Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
- Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
- Буклет «Региональные символы ХМАО».
- Портрет президента РФ.
- Географические карты РФ, области, города.
Аттестационные материалы:
Исследуя уровень сформированности гражданско-правовых качеств используется анкета для учащихся 1-4 классов по методике Капустиной Н.И., Третьяковой П.И., Шамовой Т.И. «Определение уровня воспитанности» и проверочные тесты.
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
ЖиренкоО.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007
Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию
2.
Дик Н.Ф. 2008
Внеклассная работа в начальных классах. Ростов - на - Дону Феникс, 2008.
Фольклорные праздники, конкурсно- игровые программы
3.
Дик Н.Ф. 2004
Сердце отдаю детям Ростов - на - Дону Феникс, 2004.
Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах
4.
Дик Н.Ф. 2004
Сердце отдаю детям Ростов - на - Дону Феникс, 2004.
Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах
5.
Дереклеева Н.И. 2005
Педагогика, психология, уп-равление Москва «Вако», 2005.
Справочник классного руководителя
6.
Кулинич Г.Г. 2006
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.
Сценарии общешкольных и клубных мероприятий
7.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.
Внеклассные мероприятия 1 класс
8.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.
Внеклассные мероприятия 2 класс
9.
Гамаль Е.В.
Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.
Методические рекомендации для учителей.
10.
Игонина Г.С., Горелова Н.А.
Наша Родина - Россия
М «Просвещение», 2007
Кроссворды, ребусы,
5. Список использованной литературы.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный кур
с по праву и граждановедению для начальной школы. - Волгоград: Учитель,2006.
3-4класс: Чутко Н.Я.,ФесенкоО.Г. Факультативный курс«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
nsportal.ru2011г. Авторы - составители: Сухарева С. В. Икрянова Г. А. Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я - гражданин России!»
1September.ru«Открытый урок» Учительский фестиваль педагогических идей Я - гражданин России Автор - составитель Власенко И.Г.,
new-metodist.blogspot.com›МетодистиК Карпинская Е. В. внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление По факультативному курсу «Я - гражданин России»