Урок литературного чтения С. Л. Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК ГармонияУрок литературного чтения С.Л.Прокофьева Когда можно плакать? 2 класс УМК Гармония
Тема раздела: Читая - думаем. Тема:С. Л. Прокофьева «Когда можно плакать?» Цель: Формирование умения самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту. Задачи: 1) Познакомить с биографией писателя. 2) Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; составлять устный рассказ на основе созданного комикса; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы. 3) Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; передавать содержание текста в виде картинок, плана и пересказа. 4) Создать условия для положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уважительного отношения к иному мнению; принятия и сохранения учебных задач. Тип урока: Изучение и закрепление нового материала. Вид урока: Комбинированный Форма организации урока: индивидуальная, в парах, коллективная. Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, работа с книгой, рабочей тетрадью. Оборудование: карточки с заданиями, учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова 2 класс, рабочая тетрадь, оценочный лист, «Таблица тонких и толстых вопросов», цветные карандаши, клей. Планируемый результат: Сформировать умение самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту.













Технологическая карта с дидактической структурой урока № Этап занятия Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Содержание деятельности педагога Содержание деятельности обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов с разра - ботанной системой оценки 1







2

























































3













































4



































































5

















































































6

























































































































































7













8













9 Организац. момент.





Проверка д/з

























































Постановка цели урока перед учащимися.







































Организация восприятия и осмысления новой информации.



























































Первичная проверка понимания































Физ/мин.











































Творческое применение и добывание знаний, решение проблемных задач на ранее усвоенном материале















































Ф/М для глаз





















Работа в тетради

































Пересказ сказки























Обобщение изученного на уроке.









Контроль зарезультатами учебной деятельности, оценка знаний. Рефлексия.



Д/З Личностные: настрой на приобретение новых знаний.



Личностные:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Познавательные:уметь строить правильные речевые высказывания Регулятивные:уметь правильно оценивать выполненные действия. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение; уметь слышать и слушать одноклассников. Предметные: уметь выразительно читать подготовленный текст; уметь называть изученное произведение, автора.



















Личностные: формирование учебно - познавательного интереса к учебному материалу. Познавательные:уметьосуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать правильность выполненных действий совместно с учителем. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему мнению; уметь устанавливать дружеские контакты.







Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь выдвигать предположение и аргументировать его. Коммуникативные: уметь слышать и слушать учителя и учащихся; уметь формулировать собственное мнение. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Предметные: уметь анализировать название произведения.





































Личностные: формирование собственной позиции по отношению к герою произведения; Познавательные: уметь устанавливать причинно - следственные связи; уметь строить рассуждения в форме простых суждений. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь проявлять познавательную инициативу. Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности; уметь формулировать собственное мнение. Предметные: уметь ориентироваться в содержании текста, называть его героев; уметь формулировать вопросы по тексту.

























Личностные: соотношение собственного «я» с литературным героем; уметь выделять нравственный смысл в содержании деятельности. Познавательные: уметь читать текст с поиском заданной информации; Регулятивные: уметь правильно оценивать выполненные действия совместно с учителем. Предметные: уметь различать жанры художественной литературы; уметь составлять картинный план; уметь давать характеристику героям рассказа.















































Личностные: воспринимает самостоятельность выполнения задания; Познавательные: уметь строить правильные речевые высказывания в устной форме. Предметные: уметьпересказать текст по заданному плану; уметь соотнести план с изученным произведением.







































Личностные:внутренняя моральная позиция ученика Познавательные: уметь выделять необходимую информацию. Предметные: уметь называть изученное произведение, автора. Личностные: оценка собственной и коллективной деятельности на уроке. Регулятивные: уметь определять успешность своей работы.

Познавательные: уметь строить правильные речевые выказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: способность к волевому усилию. Предметные: уметь выполнять творческое задание; -Добрый день! Я очень рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, улыбнулись. Сели девочки, сели мальчики. Пусть этот урок литературного чтения подарит вам радость общения с книгой и друг другом. - С каким произведением знакомились на прошлом уроке? Кто автор? (Л.Толстой «Косточка») - Проверим домашнее задание. Выразительное чтение текста. - Давайте посмотрим на ваши иллюстрации к тексту.





-Кто пожелал выполнить серию картинок (диафильм) с подписями для каждой картинки, защищайте свои работы. (Д/Ф заранее вывешены на доску) - Сегодня вы будете самостоятельно оценивать свою работу на уроке. На партах у вас листы оценивания с кружками, (прилож. №1) которые вы будете закрашивать по одному. Запомните нормы оценивания (вывешивает на доску). Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Не все задания оказались такими уж легкими, мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! -А сейчас оцените, как выполнили домашнее задание. - Сегодня на уроке познакомимся с произведением замечательного писателя, а его фамилию отгадают самые внимательные. Работать будете в парах. Возьмите карточки (прилож. №2). На ней 10 заданий. Первый вариант выполняет с первого по пятое задание, а второй вариант - с шестого по десятое. Затем по порядку соедините полученные буквы и узнаете фамилию. Работайте дружно, уважая друг друга. (отслеживание результата выполненной работы, коррекция допущенных ошибок). -Проверим задание (вывешивает на доску) - Назовите фамилию писателя. (Прокофьева) - Оцените, как выполнили задание. (вывешивает нормы оценивания) -Зовутписательницу Прокофьева Светлана Леонидовна, а произведение называется «Когда можно плакать?» (открывает на доске тему урока). - Послушайте биографию автора (прилож.№ 3) (учитель открывает на доске «Таблицу толстых и тонких вопросов» Прилож. №4) -Что записано в таблице? (начало вопроса) -Как вы думаете, кто будет составлять вопрос до конца- я или вы? -Сегодня на уроке вы будете самостоятельно задавать по тексту вопросы по его началу. Работа очень интересная, у вас все получится. - Прочитайте, какие вопросы? (толстые, тонкие) -Прочитайте начало тонких вопросов. -Как вы думаете, какие будут ответы? (Простые, однозначные.Если дети затрудняются, объясняет учитель сам.) - Задайте любой тонкий вопрос. - Прочитайте, с каких слов начинаются толстые вопросы? -Как вы думаете, какие будут ответы? (полные, надо думать, рассуждать) - Задайте любой толстый вопрос. -У вас на партах таблица с толстыми и тонкими вопросами. По ней будете работать в течение урока. -Откройте учебники на стр.45 и прочитайте еще раз название произведения. -Что необычного в названии? (содержит вопрос). -Прежде, чем знакомится с текстом, дайте ответ на вопрос «Когда можно плакать?» - Точно и правильно ответить не можете - это для вас проблемный вопрос, на который ответите после работы с текстом. (подчеркивает название текста на доске) - Послушайте внимательно текст и подумайте, какие тонкие и толстые вопросы можно задать. (Образцовое чтение 4 учащихся до гипотетического вопроса) - Как вы думаете, что ответила Маше мама? - Узнаем, что ответила мама (учитель дочитывает текст до конца). - Задайте по тексту тонкие вопросы.

(Кто герой произведения?Маша,Петушок, Кузнечик, лягушки, мама. Что Маша часто делала? Плакала. Когда она плакала? Утром, днем, вечером, ночью. Может Маше было больно? Нет.) -Придумайте толстые вопросы. (Объясните, почему Маша плакала? Маша плакала, потому что считала себя маленькой. *Поработали? А сейчас отдохнем! Встанем, глубоко вздохнем! Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, Всем улыбки подарить И к работе приступить. - А сейчас прочитайте текст самостоятельно и простым карандашом подчеркните слова, которые показывают отношение Петушка, Кузнечика, лягушек и Соловья на плач Маши. «Жужжащее» чтение. - Прочитайте эти слова ( Петушок «мешаешь», Кузнечик «никто меня не слышит, лягушки «мешаешь», Соловей «мешаешь»). -По этому заданию продолжите тонкий вопрос: Как герои…? (.. относились к плачу Маши?Он им мешал, им не нравилось). -Сейчас я буду читать текст по частям. Каждый из вас самостоятельно придумает продолжение одного тонкого и одного толстого вопроса. После прочтения части я сделаю паузу и вы запишите вопросы к себе в таблицу. (Возможные ответы. 1часть: Когда заплакала Маша? Почему Петушок успокаивал Машу? 2часть: Откуда вылез Кузнечик? Объясните, почему Кузнечика никто не слышит? т.д.) (Отслеживание результата работы, коррекция ошибок.) -А теперь прочитайте свои вопросы, а одноклассники будут отвечать. - Оцените, как вы выполнили данное задание. Закрасьте кружочек соответствующим цветом. (вывешивает нормы оценивания). -Продолжите толстый вопрос. Предположите, что будет, если…? (…Маша изменится ?) -Продолжите толстый вопрос. Что, если…? (…Маша не изменится?) - А как вы сами думаете, изменится Маша или нет? - Чему учит нас этот рассказ? (быть взрослыми, не плакать, тем более без причины, просто так). -Прочитайте наш проблемный вопрос. (Когда можно плакать?) - Дайте на него ответ. (Обобщение ответов детей, вывод). +Глаза вверх, вниз, вправо, влево (4раза) +Круговые движения глазами (4раза) +Быстро поморгать (4 раза) +Закрыть глаза, отдохнуть (30 сек). -Прочитайте первый вопрос в учебнике. Как вы думаете, это произведение - сказка или рассказ? Почему? (сказка, т.к. животные разговаривают) - Прочитайте задание №2.(Закончи картинный план этой сказки) Как вы думаете, какие картинки еще нужны? (с Соловьем, мамой). - Закройте учебники. Откройте рабочие тетради на стр. 23. Прочитайте задание №1. Достаньте из конверта картинки (заранее вырезали дома). -Сколько их? (5) - Расположите их в правильном порядке в соответствии с текстом. Что для этого надо сделать? (прочитать текст в тетради, выбрать соответствующую картинку и приклеить). - Внимательно выполняйте работу. (отслеживает правильность выполнения работы, корректирует допущенные ошибки) - Проверим, как выполнили задание - Оцените свою работу. (Вывешивает нормы оценивания). - Закройте тетради. Давайте перескажем сказку по нашему картинному плану: одному ученику - одна картинка. (Комикс на доске. После пересказа комикс убирается). - Кто внимательно слушал на уроке, тот без труда выполнит следующее задание. Оно у вас на карточке. (Прилож. №5) Выберите план, который соответствует сказке «Когда можно плакать?» - Давайте проверим, как выполнили задание (открывает на доске) - Оцените свою работу. (Вывешивает нормы оценивания) - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто автор? - Чему учит нас это произведение? -Что было трудным на уроке? -Что было самым интересным?



- Давайте проверим, с какими результатами заканчиваете урок. В ваших листах достижений пять закрашенных кружков. Посмотрите, каких кружков больше и сами оцените свою работу. Подумайте, что у вас получилось, а над чем еще надо поработать. (обобщение учителя по работе детей) - Домавсевыполните в учебнике на стр. 46. задание №3. (пересказ по картинному плану). По желанию: придумайте и запишите продолжение сказки.

Спасибо вам за урок.




Настраиваются на работу.













Дети выразительно читают. Дети, у которых одна иллюстрация, выстраиваются у доски и защищают свой рисунок. Дети поочередно у доски защищают свой диафильм.











Дети внимательно слушают, запоминают











Дети закрашивают кружочек









Дети выполняют задание











Дети проверяют



Дети оценивают свою работу, закрашивая кружочек.













Отвечают на вопрос. Дети дают различные ответы.













Дети высказывают свои предположения







Дети высказывают свои предположения. Дети задают вопросы.





Открывают учебники и читают.





Дети дают различные ответы.

















Дети высказывают свои предположения.





















Одни дети задают вопросы, а другие отвечают.































Дети читают текст, находят слова и подчеркивают.













Придумывают тонкий вопрос и отвечают на него.

Дети обдумывают и записывают продолжение вопросов.

















Дети читают вопросы и отвечают.

Оценивают свою работу, закрашивая кружок.

Дети предлагают различные варианты ответов.







Дети отвечают на вопрос и аргументируют его.



















Дети отвечают и объясняют.



Дети рассматривают картинки, отвечают













Дети самостоятельно выполняют задание













Дети проверяют в тетради Дети закрашивают кружок на листе оценивания.

Пересказ детей.



Дети выполняют задание самостоятельно.



Дети проверяют.

Раскрашивают кружочки.

Дети отвечают на вопросы



















Записывают д/з.














































Защита иллюстраций и д/ф.















































Выполнение задания на карточке в парах. - На карточке 10 заданий. Первый вариант выполняет с первого по пятое задание, а второй вариант - с шестого по десятое. Затем по порядку соедините полученные буквы и узнаете фамилию. Работайте дружно, уважая друг друга.

























































































































































































Индивид.работа Самостоятельно придумывают продолжение одного тонкого, одного толстого вопроса по каждой части и записывают в свою таблицу.















































































Индивид.работа - Разложите картинки в правильном порядке в соответствии с текстом в тетради и наклейте их





























Индивидуальная работа - Выберите на карточке план, который соответствует сказке «Когда можно плакать?»

















































































С.Л. Прокофьева «Когда можно плакать» Приложение 1 Лист оценивания

Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!







Не все задания оказались такими уж легкими, мне было трудно, но я справился.







Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Приложение 2 Выполни задание и узнай фамилию писателя.

  1. Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: Б Д З П Р
  2. Зачеркни буквы, обозначающие всегда глухие согласные звуки: Ч Р Х Ш
  3. Зачеркни буквы, указывающие на мягкость предыдущего согласного звука: Е Ю О Я И
  4. Зачеркни буквы, обозначающие звонкий согласный звук: Г К Ж В
  5. Зачеркни буквы, обозначающие два звука: Е Ю Я О
  6. Зачеркни буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки: Ш Ф Ж Ц
  7. Обведи букву, которая не обозначает звука: Р Л Ь У
  8. Зачеркни буквы, которые обозначают твердость предыдущего согласного звука: О У Е Ы
  9. Зачеркни буквы, которые обозначают всегда глухой согласный звук: Ч Ш В Щ
  10. Напиши первую букву алфавита.


Приложение 3 Софья Леонидовна Прокофьева ( 1928г) родилась в Москве. Интерес к литературному творчеству возник у нее рано: уже в 15 лет Софья написала цикл стихов, получивший высокую оценку знатоков поэзии. Софья Прокофьева, окончив художественный институт, стала работать художником - иллюстратором, но любовь к литературе все же победила. Первая книжка Прокофьевой для детей, сказка в стихах «Кто лучше?», была издана более пятидесяти лет назад - в 1957году. С тех пор писательница создала много книг для детей - от небольших историй до сказочных повестей. Софья Прокофьева написала несколько пьес для театра, а также ряд сценариев, по которым сняты мультфильмы ( «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника»), а также игровые фильмы ( «Приключения желтого чемоданчика», «Пока бьют часы» и другие). Международную награду получил сценарий фильма известного режиссера Никиты Сергеевича Михалкова «Без свидетелей», написанный С.Л. Прокофьевой. Софья Леонидовна является лауреатом японской премии КОДАИ («Лучшая книга года») за сказку «Не буду просить прощения»).






Приложение 4 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов "Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы Кто…? Как звать…? Когда…? Может…? Куда…? Откуда…? Какие…?

Объясните, почему…? Что, если…? Предположите, что будет, если?





Приложение 5
Выбери план, который соответствует сказке С. Прокофьевой «Когда можно плакать?» А) 1. Маша и Петушок. Б)1. Маша и Петушок. В)1. Маша и Петушок. 2. Маша и Кузнечик. 2. Маша и лягушки. 2. Маша и Кузнечик. 3. Маша и лягушки. 3. Маша и Кузнечик. 3. Маша и лягушки. 4. Маша и мама. 4. Маша и Соловей. 4. Маша Соловей. 5. Маша и мама. 5. Маша и мама.









© 2010-2022