Урок по познанию мира на тему: Родина моя

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по познанию мира, построен на основе

самостоятельных исследований учащихся

на тему: «Родина моя» Цель: учащиеся научатся проводить исследовательскую работу, пользуясь известными им приемами и способами; расширят и углубят свои представления о прошлом Казахстана; проанализируют текст, определят основную мысль текста, смогут наблюдать и делать соответствующие выводы. Оборудование: Карта Казахстана, экспонаты с тутовым шелкопрядом, шелк, словарь Ожегова, русско-казахский словарь, иллюстрации к легенде, рисунок - «Караван верблюдов», узбекский костюм, песня «Узбекистон», кроссворд.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока.

Сегодня мы, вместе с героем рассказа «Родина моя» Салимом и его отцом, совершим заочное путешествие. К этому путешествию вы готовились заранее. По вашему желанию вы были поделены на «ученых»: биологов, географов, историков, лингвистов.

Расскажите, как вы готовились к этому уроку.

Биологи:

  • Мы работали с книгой Игоря Акимушкина «Мир животных»;

  • Приготовили экспонаты о тутовом шелкопряде.

Историки:

  • Использовали материал из книги «По Великому Шелковому пути»;

  • Работали по карте Казахстана.

- В этом нам помог учитель истории

Географы:

  • Работа велась по карте Казахстана:

  • Работа с книгами справочник школьника - География Казахстана

Лингвисты:

Мы работали со словарем С.И. Ожегова, консультировался с учителем казахского языка

  1. Запись в тетрадь.

Прежде, чем ребята расскажут нам о своей работе, откроем тетради, запишем дату и тему: «Родина моя». По ходу нашей работы вы должны будете самостоятельно, по каждой теме, записать в тетрадь ключевые, главные слова. Например - название станции или какого- либо предмета. Эти слова пригодятся вам при подведении итога урока и подготовки домашнего задания.
  1. Основная часть.

Наш поезд называется «Жибек жолы». Вопрос к лингвистам. Что означает это название? Лингвисты: Так поезд назван в честь своего маршрута. Дословно, жибек- шелк, жол- дорога, путь. С казахского языка «Жибек-жолы означает «Шелковый путь. В то давнее время по этим древним путям двигались караваны во главе с караван-башы. По Ожегову - караван - это группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыни, в степи, караван -башы, бас- голова, то есть самый главный в караване человек. Он должен был хорошо знать путь по звездам.

Учитель: Какие животные использовал человек для перевозки грузов в караванах? /верблюдов/

И почему именно эти животные были выбраны для трудного пути?

(выносливые животные) Учитель. Правильно. Горбы у верблюдов содержат запасы жира до 190 кг, позволяющие обходиться без пищи 4-5 дней. Добравшись до источника воды, они выпивают до 10 ведер воды. Вот такое выносливое животное. Итак, впереди нас ждет Шелковый путь и слово историкам. 1 ведущий: Дорогой жизни долго я шагал,

И вот уже почтенным мужем стал.

Вдали, вдали меж гор и меж степей Остались годы юности моей.
2 ведущий: Есть у казахов старый разговор, Что время, дескать, действует, как вор. И каждый месяц или каждый год То то, то это украдет.
1 ведущий: Ход времени, желая честным быть, Я не могу и не хочу хулить.

Я этих слов не стану повторять

Не справедливо время упрекать. Издревле люди, жившие на разных континентах, в различных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала был просто обмен теми ценностями, предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом. Это, например, соль, драгоценные камни, золото, лекарственные растения и благовония. Затем люди стали обмениваться товарами: продуктами питания, скотом, изделиями из бронзы, железа, ценными мехами, тканями, скаковыми конями и многим - многим другим. Первоначально шел обычный обмен, а затем началась купля продажа на деньги

Так в Евразии появился Великий Шелковый путь, который включал в себя «лазуривый путь», по которому перевозился красивый синий камень - лазурит (ляпис-лазурь), высокоценимый в Египте, Вавилоне, Иране; «нефритовый путь», ставший дорогой для перевозки в Китай красивого камня - нефрита, из которого изготавливают украшения, очень любимые китайскими императорами и знатью. «Соболья дорога» - по ней распространялась пушнина. Их объединение в единый путь, как установили ученые, произошло в середине второго тысячелетия до нашей эры Система Шелкового пути была подобно разветвленной кровеносной системе человека, питающей все тело. Шелковый путь соединял все государства и народы Евразии Трассы Великого шелкового пути проходили и по территории древнего Казахстана. Главный торговый путь шел в предгорьях Тянь-Шаня, пересекал долины Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, уходил в Китай. Его ответвление проходило по берегам Сырдарьи, называемой Яксартом, а позднее Сейхуном, затем шло через Приаралье на реку Урал (Жайык) и далее в Причерноморье, Византию, Западную Европу На дорогах стояли крупные города: Испиджаб, Тараз, Кулан, Аспара, Тальхир, Каллык, Усбаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Яншкент, Сарайшык. Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметом торговли. Но торговали и другими диковинными, экзотическими товарами. Люди не только торговали, но и передавали друг другу научные познания, обменивались культурными и религиозными идеями Учитель. Ребята, вы запомнили, через какие населенные пункты пролегали трассы Шелкового пути? Я думаю, вы уже записали название городов. Наше путешествие, как было уже сказано ранее проходит по древнему Шелковому пути. А почему его так назвали? (Везли шелк) Правильно. Шелк был такой тонкий, что платье, сшитое из него, легко проходило через кольцо. Ткань очень дорого стоила и высоко ценилась, потому что для получения ткани приходилось много трудиться. Люди, занимавшиеся получением этой ткани, разводили шелковичного червя. О том, как получали шелк, нам расскажут наши биологи. - Слово биологам. Биологи.

  1. Шелковичным червем называют гусениц тутового шелкопряда. Он из семейства настоящих шелкопрядов, в котором насчитывается около ста видов. Их гусеницы плетут из шелка кокон: в нем происходит превращение куколки в бабочку. У некоторых шелка в коконе так много, что, умело его разматывая, можно получить нити пригодные для изготовления тканей. Грубые сорта шелка получают из коконов китайской дубовой павлиноглазки и некоторых других шелкопрядов. Лучший шелк дает, однако, тутовый шелкопряд.
  2. Свое название он получил от кормового растения, каким является тутовое дерево (шелковица). Растет это дерево в местах с теплым климатом. Листья этого дерева, к концу личиночной жизни, шелковичные черви едят непрерывно и днем и ночью. И в любом положении: стиснутые соседями, лежа на спине, на боку и все едят и едят. Едят и растут, едят и растут. Из яйца выходит крохотная гусеница, длиной около 3-х миллиметров. А через 30-80 дней, закончивший развитие червь длиной уже 8 сантиметров.
  3. Червь беловатый. На голове у него шесть пар простых глазков, осязательные усики, и что самое ценное - маленький бугорок под нижней губой. На конце сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же превращается в шелковую нить. Замороженный и твердый, как стекло, червь не умирает. Если отогреть его, он оживет и снова невозмутимо ест и ткет позднее кокон. Через определенное время тутовый шелкопряд перестает есть, ищет подходящее место и начинает плести кокон. На кокон идет одна непрерывная нить длиной от 300 до 3000 метров. Это и есть шелковая нить. Завив кокон, червь теряет подвижность, замирает внутри своего кокона, съеживается, худеет и затем превращается в куколку. А куколка через 20 дней превращается в бабочку. Бабочка через 12 дней откладывает яйца. Яйца хранятся при низкой температуре и когда на деревьях появляются листочки, то яйца прогревают при температуре 25 градусов, через несколько дней появляются гусенички.

Историки.

Мы хотим добавить. Никто не знал секрета изготовления шелка, только китайцы. В IV веке одна китайская принцесса, выйдя замуж за короля Малой Бухары, принесла в дар своему новому королевству яйца шелковистого червя, с опасностью для жизни спрятав их в прическе. Так китайцы утратили тайну изготовления шелка.

Учитель. Впоследствии жители Средней Азии изготавливали шелк по китайской технологии, но они привнесли свое: яркие цвета, которые так соответствуют красочной природе их Родины.

Звучит восточная музыка. Девочка в восточном национальном костюме танцует узбекский танец (фрагмент)

- Мы продолжаем наш урок.

Во времена долгих караванных переходов караванщики останавливались в караван -сараях. Лингвисты могут сказать, что обозначают слова - караван- сарай?

Лингвист. Каравай - сарай можно перевести как гостиница.

Учитель. Караванщики отдыхали, пили чай и рассказывали различные истории и легенды. Одну легенду нам сейчас расскажут и покажут ребята.

/Один ребенок рассказывает легенду, остальные вешают, по ходу легенды, на магнитную доску изображения героев/

Легенда «Пустыня и верблюд»
Жил некогда хан. И были у него сын-джигит и красавица дочь. Но прошло время. Хан нашел дочери богатого жениха и решил выдать её замуж. Умоляла отца девушка не увозить её из родного аула. Но отец отвечал: «Испокон веков женихи увозили невест в свой аул». Тогда сестра и брат отважились на побег и поздней ночью сели на коней. Наутро хан, проснувшись, обнаружил пропажу. Рассердился он на непослушных детей и отправил самых лучших джигитов догонять беглецов. Поняли ханские дети, что им не уйти от погони. Тогда девушка рассыпалась песками и обратилась в пустыню, а юноша превратился в животное, которое назвали верблюдом. Только один верблюд может перейти пустыню, а больше никого она не пускает в свои владения.

Учитель. Вот почему, согласны легенде, верблюды могут перейти пустыню. Основные караванные пути проходили по цветущим городам юга Казахстана. Путь пролегал не только через оазисы, но и через пустыню. Что могут географы нам рассказать о пустынях и песке.

Географы Пустыни - это жаркие и засушливые области земли. На территории Казахстана находятся крупные пустыни Каракумы и Кызылкум. Слой песка очень большой и вода быстро уходит вглубь земли, а осадки выпадают в малых количествах. Песок насыпается в барханы. На правом берегу реки Или есть бархан называемый Поющей горой. Осыпаясь песок временами издает своеобразный гул, напоминающий пение. Несмотря на сильные ветры, Поющий бархан не кочует по равнине, а остается на одном месте многие сотни лет. Но пескам свойственно двигаться. За год они способны передвинутся с одного места на 50 100 метров. Это так называемы «бродячие пески» или «блуждающие». Вместе с ними иногда передвигаются и озера. Например, озеро Лобнор - бессточное озеро в восточной части Таримской равнины, на Западе Китая. Учитель. Во время ветра пески приходят в движение. Над холмами поднимаются песчаные облака, которые полностью затягивают небо, многие древние города были погребены под слоем песка. Например, древний город Отрар. (показ иллюстрации). Много опасностей таиться в пустыне, несмотря на сложные условия жизни в ней обитают различные животные. Одно из них обладает самой маленькой скоростью. Что это за животное? /Черепаха/ Да, именно это животное предложили купить нашим героям. Что ответил отец Салима? Как вы думаете, отец был прав?

Учитель. Наш поезд движется вперед И его путь лежит мимо озера Балхаш. Это третье по величине озеро после Каспийского и Аральского морей. Давайте вспомним все, что мы о нем знаем.

  • Наибольшая глубина - 27 метров.

  • В Балхаш впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепси, Аягуз.

Географам есть, что добавить? Географы. Озеро Балхаш расположено на юго-востоке республики, В Балхаш -Алакольской впадине. В западной части озера , куда впадает река Или вода пресная, а в восточной части соленость составляет 5,2%0. В Балхаше водится более 20 видов рыб. 6 видов - местные, то есть водятся с древнейших времен. Балхаш судоходен. Главные пристани. Главные пристани - Балхаш, Сарычаган, Бурылдайтал, Бурлитобе.

Итог урока.

Учитель.

Мы совершили заочное путешествие по небольшой части нашей Родины. Казахстан занимает большое пространство.

  • Какое место занимает наша страна по площади?
Величественные горы сменяются широкими озерами, дремучими лесами, быстрыми реками, бескрайними степями. Казахская земля богата и полезными ископаемыми. Республика Казахстан - ваша Родина. Вы должны вырасти достойными гражданами своей страны и жить так, что все ваши дела были направлены на приумножение богатства и процветания нашей страны. Вы все знаете, что ежегодно наш Президент обращается с Посланием к народу Казахстана. Свой посильный вклад в процветание государства можете внести и вы хорошей учебой. Сегодня мы с вами совершили путешествие по Великому Шелковому пути. Давайте подведем итог урока в виде викторины. Ответит на вопросы тот, кто внимательно слушал ребят и записывал главные слова.

СалиМ

кокОн
БаЛхаш
Отрар
ИспиДжаб
ПринЦесса
КитайцЫ 1. Имя мальчика, путешествующего с отцом 2. Что плетут гусенички из шелковой нити? 3. Одна из главных пристаней, третьего по величине озера

  1. Один из богатейший средневековых городов, впоследствии разрушен и
погребен под пылью веков. 5. Древнее название Сайрама. 6. Кто украл секрет изготовления шелка? 7. Кто 20 веков хранил секрет изготовления шелковой ткани? Учитель. Вы сегодня молодцы. Подготовили содержательные сообщения и рассказали много интересного. Взаимооценивание. Учитель. - Чье выступление вам понравилось больше всего и почему? Рефлексия. Д/з Ответить на вопросы и выполнить задания на странице 148. Творческое задание. Подготовить сообщение о городах: Сайрам, Отрар, Тараз.










© 2010-2022