Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Чистополь Республики Татарстан






Урок русского языка в 1 классе по ФГОС

( УМК «Перспектива»)


Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).



Составила: Шакирова Резеда Ирековна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5» г. Чистополь РТ.



Урок русского языка в 1 классе по ФГОС (УМК «Перспектива»)

Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).

Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на изучение правописания имён собственных, посредством преобразования и обобщения информации и использование знаково-символических средств.

Задачи урока:

1) проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о написании заглавной буквы в именах собственных и первого слова в предложении;

2) развивать коммуникативные способности детей, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, навыки сотрудничества в команде, работать с картой; 3) воспитывать интерес к изучению русского языка, родного края.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.

Познавательные: осуществление подбора примеров имен собственных; усвоение правил строения предложения; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, слайды, мультимедийная презентация.

Урок русского языка в 1 классе по ФГОС

( УМК «Перспектива»)

Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

1.Организационный момент. Мотивационный настрой

(1 мин).

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них, подарите им и друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

- А первыми прошу присесть за парты тех ребят, чьё имя начинается на гласный звук.

- Затем прошу присесть ребят, чьё имя начинается на твёрдый согласный, на мягкий согласный.


- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

СЛАЙД

- Начнём урок русского языка.

- Чему обучаемся на уроках русского языка?

- Каждый урок начинаем с минуток чистописания. А перед этим разомнём пальчики.

"Цветы"

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Прижимают локти друг к другу, смыкают кисти в виде лодочки.

Раскрываются кисти в виде чаши, перед лицом.

Кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.

Кисти рук наклоняются влево и вправо.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки.

Показать пальчиками, как лепестки закрываются.

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Актуализация знаний.

СЛАЙД


СЛАЙД

Игра «Найди ошибки».

иван шаров купил много шаров.

вера ивановна учит детей.

- Какие ошибки допущены?

- На какое правило допущены эти ошибки?

- Что надо знать, чтобы не ошибаться при написании фамилий, имён и отчеств?

Минутки чистописания.

- Что отрабатываем на минутках чистописания?

- Какие буквы нам нужны, чтобы записать имя фамилию мальчика, имя и отчество учителя?

Письмо заглавных букв: ИИИ ШШ ВВВ

Иван Шаров, Вера Ивановна.

- Чему учились, выполняя задание?

- Сделаем вывод. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

- Оценивать работу на уроке будем с помощью листа достижений.

- В строке № 1. Ставим «+» около веселого смайлика, если задание выполнено верно, «-» около грустного смайлика, если задание выполнено неверно.

- Запишите на обратной стороне листа достижений своё имя и фамилию. Кто записали и имя, и фамилию - «+», кто не смог - «-».

- Имя и фамилия мальчика записаны со строчной буквы.

- Написание имен и фамилий.

- Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Правописание букв, высоту и ширину букв.

И Ш В

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)


    Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

    Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)


      Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

      Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)


        Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

        Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)


          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Регулятивные: учатся строить полные ответы на вопросы, думать, размышлять, слушать и уважать чужое мнение.

          Физминутка

          Разминка.

          - Сейчас прошу встать, отдохнем перед серьезной работой.

          Дети приседают, если звучат имена собственные, стоят на месте - если звучат имена, не относящиеся к именам собственным. По мере называния на доске появляются слова:

          собака, Казань, ученик, Айдар, город, Надя, Шарик.

          - Почему пришли в замешательство со словом Шарик?

          - Как надо рассуждать, чтобы ответить на этот вопрос?

          Выполняют физические упражнения согласно задания.

          Если собаку назвали «Шарик» - это кличка, значит пишется с заглавной буквы, если это предмет, которое надо надуть газом, воздухом, значит слово пишется со строчной буквы.

          Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

          Самоопределе-ние к деятельности. Постановка учебной задачи.


          СЛАЙД


          Постановка проблемы. - Мальчик, встань, пожалуйста. Не ты. - Почему моя просьба вызвало затруднение? - Данил встань, пожалуйста (встают 2 ученика). - Кому же из них встать? В вашем главном документе - свидетельстве о рождении - записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя - ваше собственное. К именам собственным также относятся фамилия и отчество человека - А какие имена собственные вы можете назвать? Зачем нужны имена?

          - О чем мы с вами будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему?

          Тема нашего урока «Правописание имен собственных».

          - Мы встречались с такими именами?

          Постановка задач.

          - На какой вопрос хотели бы получить ответ сегодня на уроке?

          - Используйте фразы «Сегодня на уроке я хочу …»

          (узнать, какие имена называют собственными, пишутся с заглавной буквы).

          Высказывают свои предположения.

          Надо ещё назвать фамилию.

          Чтобы обратиться к человеку, чтобы написать кому-то записку, когда нужно позвать по телефону.

          Нет, не встречались.

          Используют фразы «Сегодня на уроке я хочу …»

          Узнать… Уточнить…

          Понять… Выяснить… Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

          Работа по теме урока.

          ПОЕЗД

          СЛАЙД Кластер

          - Сегодня мы совершим путешествие в страну Заглавных букв. Мы отправимся на поезде, будем останавливаться на станциях.

          - Как вы думаете, что мы будем искать?

          - К собственным именам относятся не только имена людей. Мы должны узнать случаи, когда ещё пишется заглавная буква, и заполнить таблицу «Заглавная буква пишется…».

          Мы будем искать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

          Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.

          Большая буква в именах людей.

          СЛАЙД


          СЛАЙД Кластер

          Станция «Знаменитости».

          Выборочный диктант. Работа в парах.

          - Найдите на листе задание № 1. Прочитайте предложения. Найдите имена собственные. Распределите их по столбикам.

          Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

          Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок для детей.

          Фамилия

          Имя

          Отчество

          Сверка с образцом на экране.

          - Встаньте те пары, кто не допустил ошибок.

          - Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 2.

          Сделать вывод: Заглавная буква пишется в именах, отчествах и фамилиях людей.

          - Ставим табличку в кластер.

          - Отправляемся дальше.

          Работают в парах.

          Сверяют с образцом на экране.

          Фамилия

          Имя

          Отчество

          Гагарин

          Юрий

          Алексеевич

          Пушкин

          Александр

          Сергеевич

          2.

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

          Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, рек. Оформление предложений на письме.

          СЛАЙД





          СЛАЙД Кластер

          Станция «География».

          Работа с картой. Работа в парах.

          Карта на экране.

          - Как называется наша страна? Какие правила написания предложения знаем. Запишем в тетради предложение.

          Запись предложения:

          Наша страна - Россия.

          - Найдите на карте названия других стран. С какой буквы надо писать названия стран?

          Карта на доске и на партах.

          - В какой республике мы живем?

          - Рассмотрите карту Татарстана - карту нашей республики.

          - Какие города в республике Татарстан вы знаете? Назовите их.

          - Дополните предложение:

          Я живу в городе … (Чистополь).

          Работа с деформированным предложением.

          - Рассмотрите карту рек Татарстана. Реки на карте отмечены синим цветом, похожи на ленточки. Названия также записаны синим цветом. Какие названия рек увидели? Перечислите.

          - Прочитайте. Что это за слова? Можно ли назвать предложением?

          Город, наш, на, стоит, берегу, Кама, реки.

          - Составьте из данных слов предложение.

          Комментированное письмо.

          - Запишите в тетради предложение. Как оформляется предложение на письме?

          Наш город стоит на берегу реки Кама.

          - Вы все живете в домах, они стоят на улицах.

          - На какой улице вы живете?

          - Обращали ли вы внимание, как написаны названия улиц?

          - В чем мы убедились, выполняя задание на этой станции?

          Сделать вывод: Заглавная буква нужна в начале предложения, т.к. предложение начинаем писать с заглавной буквы.

          Заглавная буква пишется в названиях стран, городов, деревень, рек.

          - Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 3.

          - Ставим табличку в кластер.

          - Отправляемся на следующую станцию.

          Начинаем писать предложение с заглавной буквы, в конце ставим точку, слова пишем отдельно друг от друга

          Татарстан.

          Казань, Нижнекамск, Заинск.

          Чистополь.

          Кама, Меша, Вятка, Казанка, Волга.

          Нет, слова не связаны по смыслу, непонятно о чем говорится.

          Ученики пишут в тетради.

          У доски пишет ученик, комментируя написание слов.

          Дети называют улицы города.


          3.

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Познавательные: осуществление подбора примеров имен собственных; усвоение правил строения предложения; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

          Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

          Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

          Физминутка

          Станция «Физкультурная».

          - Встаньте, потанцуйте.

          - Объединитесь в группы, если имена начинаются на одну и ту же букву.

          - Кто остался один?

          - Чьи имена изменятся, когда они вырастут?

          Учащиеся выполняют физические упражнения.

          Тимур, Мадина, Женя, Вова.

          Евгений, Владимир.

          Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

          Заглавная буква в кличках животных.

          СЛАЙД



          СЛАЙД Кластер


          Станция «Деревенская». - Хорошо летом в деревне. Особенно тем, кто в гостях у дедушки с бабушкой. - Давайте и мы отправимся в деревню Сосновку. Выполним задание самостоятельно, узнаем кого можно встретить в деревне. Самостоятельная работа. - Прочитайте предложения, подчеркните имена собственные. 1 вариант. Щиплет травку коза Милка. Сторожит дом собака Жучка. 2 вариант. Мычит корова Зорька. Сидит во дворе кошка Мурка.
          Взаимопроверка.

          - Поменяйтесь карточками. Сверьте с ответами на экране. Нарисуйте смайлики своему соседу.Верните работы друг другу.

          - Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 4.
          - Кого же встретили в деревне Сосновка?

          Сделать вывод:

          Заглавная буква используется при написании кличек животных.

          - Ставим табличку в кластер.

          - Отправляемся на следующую станцию.

          Выполняют работу на карточках-листочках.

          Обмениваются листочками, осуществляют взаимопроверку.

          4.

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

          Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.



          IV Закрепление изученного.


          СЛАЙД Кластер

          Станция «Конечная».

          - Подведем итоги на станции «Конечная».

          - Рассмотрим нашу таблицу «Заглавная буква пишется…».

          - Алина объяснит по таблице-схеме, когда пишется заглавная буква.

          Буква обычная выросла вдруг,

          Стала заметно выше подруг.

          Смотрят с почтеньем

          На букву подруги.

          Но почему? За какие заслуги?

          Буква расти не сама захотела,

          Букве поручено важное дело -

          Ставится в слове

          Не зря и не просто

          Буква такого высокого роста.

          Ставится буква у строчки вначале,

          Чтобы начало все замечали.

          Имя , фамилия пишутся с нею,

          Чтобы заметней им быть и виднее,

          Чтобы звучали громко и гордо

          Названия стран, деревень,

          Имя улицы , города.

          А ещё названия рек, клички животных.

          Буква большая - совсем не пустяк;

          В букве большой уважения знак!

          (Е. Измайлов)

          - Молодцы. Вы правильно заполнили таблицу «Заглавная буква пишется…».

          Алина читает стихотворение, указкой показывая на составляющие кластера.

          Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.

          Рефлексия.

          СЛАЙД

          - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли цели?

          - Подведите итог урока, продолжая фразы: 1. Раньше я не знал, что … 2. Теперь я знаю, что … 3. Дома я расскажу …

          - Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 5. В этой строке ставят «+» те, кто активно работал (учитель перечисляет имена учеников). - Встаньте те, кто заработал 5 весёлых смайликов. - Возьмите листочки на столах, запишите своё имя. Прикрепите к нашему дереву знаний. Учитель. - Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв.

          - Камиль, Азалия, Дарина, Саша, Эвелина, Айдар, Настя, Никита, Диана, Надя, Данил, Амир, Алёша, Даниил, Алина, Эмиль, Энже, Вова, Полина, Ксюша, Тимур, Мадина Женя, Дима! - Я большой семьи родитель. Догадались? Я - учитель. - Никогда не забывайте, Имя буквой выделяйте! - То, чему я хотела бы вас научить, Точно яблоня, покрытая листвою. То, что я при этом знаю, - Всего лишь веточка в кроне. То, что я при этом говорю, - Всего лишь яблоко на ветке, А то, что у вас остаётся, - Всего лишь плодовое зёрнышко, Но из него иногда яблоня вырастает.
          - Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться.

          Ребята обосновывают свой выбор.

          5.

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)

          Прикрепляют листочки на ствол дерева на доске, на них имена учеников с Заглавной буквы.

          Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

          Подведение итогов урока. - Наш с вами урок подошёл к концу. Спасибо всем.

          - Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика?

          - Кто не все понял, мы продолжим разговор на эту тему на других уроках.

          Оценивают свою работу на уроке с помощью светофорика.

          Регулятивные: оценивать результаты труда.

          Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.



          © 2010-2022