- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шакирова Р.И. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Чистополь Республики Татарстан
Урок русского языка в 1 классе по ФГОС
( УМК «Перспектива»)
Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).
Составила: Шакирова Резеда Ирековна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5» г. Чистополь РТ.
Урок русского языка в 1 классе по ФГОС (УМК «Перспектива»)
Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на изучение правописания имён собственных, посредством преобразования и обобщения информации и использование знаково-символических средств.
Задачи урока:
1) проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о написании заглавной буквы в именах собственных и первого слова в предложении;
2) развивать коммуникативные способности детей, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, навыки сотрудничества в команде, работать с картой; 3) воспитывать интерес к изучению русского языка, родного края.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.
Познавательные: осуществление подбора примеров имен собственных; усвоение правил строения предложения; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.
Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, слайды, мультимедийная презентация.
Урок русского языка в 1 классе по ФГОС
( УМК «Перспектива»)
Тема: Правописание имён собственных (послебукварный период).
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя на уроке
Деятельность учащихся на уроке
Формирование УУД на каждом этапе урока
1.Организационный момент. Мотивационный настрой
(1 мин).
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них, подарите им и друг другу свои улыбки и хорошее настроение.
- А первыми прошу присесть за парты тех ребят, чьё имя начинается на гласный звук.
- Затем прошу присесть ребят, чьё имя начинается на твёрдый согласный, на мягкий согласный.
- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.
Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
СЛАЙД
- Начнём урок русского языка.
- Чему обучаемся на уроках русского языка?
- Каждый урок начинаем с минуток чистописания. А перед этим разомнём пальчики.
"Цветы"
Наши красные цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок немножко дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветочки
Закрывают лепесточки,
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Прижимают локти друг к другу, смыкают кисти в виде лодочки.
Раскрываются кисти в виде чаши, перед лицом.
Кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.
Кисти рук наклоняются влево и вправо.
Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки.
Показать пальчиками, как лепестки закрываются.
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Актуализация знаний.
СЛАЙД
СЛАЙД
Игра «Найди ошибки».
иван шаров купил много шаров.
вера ивановна учит детей.
- Какие ошибки допущены?
- На какое правило допущены эти ошибки?
- Что надо знать, чтобы не ошибаться при написании фамилий, имён и отчеств?
Минутки чистописания.
- Что отрабатываем на минутках чистописания?
- Какие буквы нам нужны, чтобы записать имя фамилию мальчика, имя и отчество учителя?
Письмо заглавных букв: ИИИ ШШ ВВВ
Иван Шаров, Вера Ивановна.
- Чему учились, выполняя задание?
- Сделаем вывод. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
- Оценивать работу на уроке будем с помощью листа достижений.
- В строке № 1. Ставим «+» около веселого смайлика, если задание выполнено верно, «-» около грустного смайлика, если задание выполнено неверно.
- Запишите на обратной стороне листа достижений своё имя и фамилию. Кто записали и имя, и фамилию - «+», кто не смог - «-».
- Имя и фамилия мальчика записаны со строчной буквы.
- Написание имен и фамилий.
- Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Правописание букв, высоту и ширину букв.
И Ш В
Регулятивные: учатся строить полные ответы на вопросы, думать, размышлять, слушать и уважать чужое мнение.
Физминутка
Разминка.
- Сейчас прошу встать, отдохнем перед серьезной работой.
Дети приседают, если звучат имена собственные, стоят на месте - если звучат имена, не относящиеся к именам собственным. По мере называния на доске появляются слова:
собака, Казань, ученик, Айдар, город, Надя, Шарик.
- Почему пришли в замешательство со словом Шарик?
- Как надо рассуждать, чтобы ответить на этот вопрос?
Выполняют физические упражнения согласно задания.
Если собаку назвали «Шарик» - это кличка, значит пишется с заглавной буквы, если это предмет, которое надо надуть газом, воздухом, значит слово пишется со строчной буквы.
Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Самоопределе-ние к деятельности. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД
Постановка проблемы. - Мальчик, встань, пожалуйста. Не ты. - Почему моя просьба вызвало затруднение? - Данил встань, пожалуйста (встают 2 ученика). - Кому же из них встать? В вашем главном документе - свидетельстве о рождении - записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя - ваше собственное. К именам собственным также относятся фамилия и отчество человека - А какие имена собственные вы можете назвать? Зачем нужны имена?
- О чем мы с вами будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему?
Тема нашего урока «Правописание имен собственных».
- Мы встречались с такими именами?
Постановка задач.
- На какой вопрос хотели бы получить ответ сегодня на уроке?
- Используйте фразы «Сегодня на уроке я хочу …»
(узнать, какие имена называют собственными, пишутся с заглавной буквы).
Высказывают свои предположения.
Надо ещё назвать фамилию.
Чтобы обратиться к человеку, чтобы написать кому-то записку, когда нужно позвать по телефону.
Нет, не встречались.
Используют фразы «Сегодня на уроке я хочу …»
Узнать… Уточнить…
Понять… Выяснить… Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).
Работа по теме урока.
ПОЕЗД
СЛАЙД Кластер
- Сегодня мы совершим путешествие в страну Заглавных букв. Мы отправимся на поезде, будем останавливаться на станциях.
- Как вы думаете, что мы будем искать?
- К собственным именам относятся не только имена людей. Мы должны узнать случаи, когда ещё пишется заглавная буква, и заполнить таблицу «Заглавная буква пишется…».
Мы будем искать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.
Большая буква в именах людей.
СЛАЙД
СЛАЙД Кластер
Станция «Знаменитости».
Выборочный диктант. Работа в парах.
- Найдите на листе задание № 1. Прочитайте предложения. Найдите имена собственные. Распределите их по столбикам.
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок для детей.
Фамилия
Имя
Отчество
Сверка с образцом на экране.
- Встаньте те пары, кто не допустил ошибок.
- Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 2.
Сделать вывод: Заглавная буква пишется в именах, отчествах и фамилиях людей.
- Ставим табличку в кластер.
- Отправляемся дальше.
Работают в парах.
Сверяют с образцом на экране.
Фамилия
Имя
Отчество
Гагарин
Юрий
Алексеевич
Пушкин
Александр
Сергеевич
2.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.
Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, рек. Оформление предложений на письме.
СЛАЙД
СЛАЙД Кластер
Станция «География».
Работа с картой. Работа в парах.
Карта на экране.
- Как называется наша страна? Какие правила написания предложения знаем. Запишем в тетради предложение.
Запись предложения:
Наша страна - Россия.
- Найдите на карте названия других стран. С какой буквы надо писать названия стран?
Карта на доске и на партах.
- В какой республике мы живем?
- Рассмотрите карту Татарстана - карту нашей республики.
- Какие города в республике Татарстан вы знаете? Назовите их.
- Дополните предложение:
Я живу в городе … (Чистополь).
Работа с деформированным предложением.
- Рассмотрите карту рек Татарстана. Реки на карте отмечены синим цветом, похожи на ленточки. Названия также записаны синим цветом. Какие названия рек увидели? Перечислите.
- Прочитайте. Что это за слова? Можно ли назвать предложением?
Город, наш, на, стоит, берегу, Кама, реки.
- Составьте из данных слов предложение.
Комментированное письмо.
- Запишите в тетради предложение. Как оформляется предложение на письме?
Наш город стоит на берегу реки Кама.
- Вы все живете в домах, они стоят на улицах.
- На какой улице вы живете?
- Обращали ли вы внимание, как написаны названия улиц?
- В чем мы убедились, выполняя задание на этой станции?
Сделать вывод: Заглавная буква нужна в начале предложения, т.к. предложение начинаем писать с заглавной буквы.
Заглавная буква пишется в названиях стран, городов, деревень, рек.
- Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 3.
- Ставим табличку в кластер.
- Отправляемся на следующую станцию.
Начинаем писать предложение с заглавной буквы, в конце ставим точку, слова пишем отдельно друг от друга
Татарстан.
Казань, Нижнекамск, Заинск.
Чистополь.
Кама, Меша, Вятка, Казанка, Волга.
Нет, слова не связаны по смыслу, непонятно о чем говорится.
Ученики пишут в тетради.
У доски пишет ученик, комментируя написание слов.
Дети называют улицы города.
3.
Познавательные: осуществление подбора примеров имен собственных; усвоение правил строения предложения; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Физминутка
Станция «Физкультурная».
- Встаньте, потанцуйте.
- Объединитесь в группы, если имена начинаются на одну и ту же букву.
- Кто остался один?
- Чьи имена изменятся, когда они вырастут?
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Тимур, Мадина, Женя, Вова.
Евгений, Владимир.
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Заглавная буква в кличках животных.
СЛАЙД
СЛАЙД Кластер
Станция «Деревенская». - Хорошо летом в деревне. Особенно тем, кто в гостях у дедушки с бабушкой. - Давайте и мы отправимся в деревню Сосновку. Выполним задание самостоятельно, узнаем кого можно встретить в деревне. Самостоятельная работа. - Прочитайте предложения, подчеркните имена собственные. 1 вариант. Щиплет травку коза Милка. Сторожит дом собака Жучка. 2 вариант. Мычит корова Зорька. Сидит во дворе кошка Мурка.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками. Сверьте с ответами на экране. Нарисуйте смайлики своему соседу.Верните работы друг другу.
- Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 4.
- Кого же встретили в деревне Сосновка?
Сделать вывод:
Заглавная буква используется при написании кличек животных.
- Ставим табличку в кластер.
- Отправляемся на следующую станцию.
Выполняют работу на карточках-листочках.
Обмениваются листочками, осуществляют взаимопроверку.
4.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
IV Закрепление изученного.
СЛАЙД Кластер
Станция «Конечная».
- Подведем итоги на станции «Конечная».
- Рассмотрим нашу таблицу «Заглавная буква пишется…».
- Алина объяснит по таблице-схеме, когда пишется заглавная буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело -
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя , фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Названия стран, деревень,
Имя улицы , города.
А ещё названия рек, клички животных.
Буква большая - совсем не пустяк;
В букве большой уважения знак!
(Е. Измайлов)
- Молодцы. Вы правильно заполнили таблицу «Заглавная буква пишется…».
Алина читает стихотворение, указкой показывая на составляющие кластера.
Предметные: научатся различать имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных.
Рефлексия.
СЛАЙД
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли цели?
- Подведите итог урока, продолжая фразы: 1. Раньше я не знал, что … 2. Теперь я знаю, что … 3. Дома я расскажу …
- Оцениваем работу с помощью листа достижений в строке № 5. В этой строке ставят «+» те, кто активно работал (учитель перечисляет имена учеников). - Встаньте те, кто заработал 5 весёлых смайликов. - Возьмите листочки на столах, запишите своё имя. Прикрепите к нашему дереву знаний. Учитель. - Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв.
- Камиль, Азалия, Дарина, Саша, Эвелина, Айдар, Настя, Никита, Диана, Надя, Данил, Амир, Алёша, Даниил, Алина, Эмиль, Энже, Вова, Полина, Ксюша, Тимур, Мадина Женя, Дима! - Я большой семьи родитель. Догадались? Я - учитель. - Никогда не забывайте, Имя буквой выделяйте! - То, чему я хотела бы вас научить, Точно яблоня, покрытая листвою. То, что я при этом знаю, - Всего лишь веточка в кроне. То, что я при этом говорю, - Всего лишь яблоко на ветке, А то, что у вас остаётся, - Всего лишь плодовое зёрнышко, Но из него иногда яблоня вырастает.
- Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться.
Ребята обосновывают свой выбор.
5.
Прикрепляют листочки на ствол дерева на доске, на них имена учеников с Заглавной буквы.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Подведение итогов урока. - Наш с вами урок подошёл к концу. Спасибо всем.
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика?
- Кто не все понял, мы продолжим разговор на эту тему на других уроках.
Оценивают свою работу на уроке с помощью светофорика.
Регулятивные: оценивать результаты труда.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.