Педагогическая мастерская «Тонкий намёк»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детского сада № 437

Санкт - Петербург, Курортный район












Конспект авторской мастерской

«Тонкий намёк»

3 класс




подготовила

учитель начальных классов

Фризена Галина Васильевна



















г. Санкт-Петербург, 2014

Авторская мастерская

«ТОНКИЙ НАМЕК»

Цель: создать условия для

- осознания ребенком мудрости через тонкий намек сказки;

-развития таких чувств, как удивление, восхищение, умение найти главное в произведении и для себя;

-обогащения словарного запаса ребенка;

-развития ассоциативного мышления, умения прислушиваться к другим и себе;

- снятия возможного страха перед сочинением;

-развития коммуникативных качеств и творческой деятельности детей.

Оборудование: карточки № 1, № 2, №3, конверты с контурным рисунком животного (кот, собака, козел, петух), 3 волшебные корзинки (с реквизитом для возможных постановок сказок), листы А-4 и других размеров, подставки для книг (1 на каждую группу), цветные карандаши и фломастеры, ножницы и памятка для работы с ними.

Организация пространства:

- фронтальная;

- работа парами;

- работа групповая (по 4 человека).

Технологическая карта мастерской «Тонкий намек»

1. Индукция (каждый ребенок самостоятельно работает с карточкой №1).

- Возьмите карточку №1 и очень быстро, но аккуратно выполните задание.

1.

Составьте словосочетания, записав подходящие по смыслу слова:

Дремучий _________________, свежий __________________,

широкий _________________, хороший _________________,

новое ___________________, красная _____________________,

березовая ________________, школьный ___________________.

1.2.Афиширование (называется 1 словосочетание, не повторяясь, «цепочкой»).

-Назовите по 1 полученному словосочетанию, не повторяясь.

/Дети прочитывают по 1 словосочетанию друг за другом, например: дремучий лес, дремучий человек, свежий ветер, свежий хлеб и т.д./

- Объясните, почему получились у вас эти словосочетания.

/Дети дают ответ, что слова в словосочетаниях подходят по смыслу/

2.Работа парами.

/Дети объединяются парами для выполнения задания учителя/

-Возьмите карточку №2 и заполните ее вместе.

2.

Подберите и запишите к каждому имени прилагательному

антоним (противоположное по смыслу слово):

Грустный - _________________, глупый - ________________,

трусливый - ________________, слабый - ________________,

грубый - ___________________, грязный - _______________,

лживый - __________________ , бедный - ________________,

трудолюбивый - ______________, темный - _________________,

плохой - ____________________, отрицательный - ____________.

2.1. Афиширование. /Дети представляют выполненную работу/

-Прочитайте по одной паре слов для всех, но не повторяясь.

/Каждая пара прочитывает слово, подобранное к первому: грустный - веселый, глупый - умный и т.д.//

-Объясните, почему вы приписали именно эти слова

/Дети отвечают, что выполняли задание, записывая противоположные по смыслу слова/

2.2.Работа над словосочетанием.

- Посоветуйтесь друг с другом и выделите желтым цветом только те слова, каким бы хотели видеть и чувствовать себя.

/Дети продолжают работать в парах. В карточке №2 они желтым карандашом закрашивают слова, в которых раскрываются положительные черты характера: веселый, смелый, вежливый и пр./

2.3. Афиширование. /Дети продолжают работу в парах./

- Встаньте по очереди парами и скажите об уникальной положительной черте своего соседа.

Например: Миша - прилежный.

/Каждая пара встает и называет, какая черта больше всего ему нравится в его партнере: Аня - ответственная девочка, Паша - самый вежливый; Саша (девочка) - самая скромная, Коля - веселый человек и т.д./

3. Реорганизация пространства. Работа по группам («четверками»).

/Ребята, развернувшись парами лицом к друг другу, очень быстро образуют группу по 4 человека и работают «четверками»/

-Возьмите каждый карточку №3.

/Каждый ученик работает сначала индивидуально по заданию учителя/

3.

Елена Екимова

Зло

Знай, дитя, что в этом мире

Существует также зло.

Если твой дружок задира,

То тебе не повезло.

Зло ведет себя ужасно,

От него сплошной погром,

Но оно - и это важно! -

Побеждается добром.

Даже ласковое слово

Может злого усмирить,

Добрым сделать его снова

И со всеми примирить.

-Прочитайте про себя стихотворение Елены Екимовой.

/Дети знакомятся самостоятельно с текстом стихотворения/

- Прочитайте его друг другу в группе, как можно выразительнее.

/В группе дети по очереди прочитывают стихотворение./

- Выберите, советуясь друг с другом, ответ на поставленный вопрос после стихотворения.

/ Для каждой группы один вопрос , на который они вместе должны дать ответ, обведен кружочком/

Дайте ответ по тексту:

1.Что существует в мире?

2. Как ведет себя зло?

3. На что важное обращает внимание автор?

4. Что может усмирить злого?

5. Как злого может изменить ласковое слово?

6. Выпиши, что может ласковое слово: __________________________________________________________________________

3.1.Афиширование.

-Зачитайте вопрос и ваш ответ для всех.

/Каждая группа для всего класса читает вопрос и дает на него ответ /

4.Вопросы и задания учителя.

/Учитель задает вопросы, дает задания, которые выполняются за определенное время/

- В каком литературном жанре очень часто добро побеждает зло?

/Дети дают ответ: сказка/

-Вспомните разные сказки и за 3 минуты запишите в своей группе их названия (автора).

/Дети записывают 5-8 названий известных сказок/

-Выберите из списка сказок только одно, которое и будет названием вашей группы.

- За 5 минут на листе А-4 оригинально оформите выбранное название и представьте его всем, поставив на подставку

/Под классическую музыку Моцарта «Волшебная флейта» дети художественно оформляют выбранное название, используя цветные карандаши, фломастеры./

5.Социоконструкция /Работа по группам /

/Дети выполняют задания учителя/

-Из конверта достаньте 4 изображения героев будущей сказки.

/Дети из конверта достают 4 листа, на каждом из которых нарисован один контур одного из животных: кота, петуха, собаки и козла./

-Перед выполнением следующего задания прочитайте в группе памятку работы с необходимым нам инструментом.(Правила техники безопасности).)

/Дети в группе читают «Памятку по работе с ножницами»/

- Каждый возьмите ножницы и один лист с контуром. За 1 минуту очень аккуратно и осторожно вырежете по контору героя сказки.

/Каждый ученик вырезает по контуру одного героя. А так как в группе 4 человека, то за 1 минуту фигурки всех 4 героев сказки готовы/

- Всей группой придумайте каждому герою имя. Напишите его внутри контура животного.

/Дети записывают придуманные имена/ клички внутри каждого контура/

- Представьте свои названия другим. Для этого очень тихо всей своей группой перейдите по часовой стрелки от стола к столу и прочитайте названных животных.

/Дети, переходя от стола к столу, знакомятся с предложенными именами/ кличками таких же животных. Пройдя по кругу, ребята занимают свои рабочие места/

-Со своими названными героями сочините свою сказку и запишите ее.

/За 10 минут каждая группа сочиняет короткую свою сказку про 4 животных, записывая ее на листе А-4/

6.Социализация /Обсуждения в группе предложенных вариантов./

- Подумайте 2 минутки, как интереснее вы сможете познакомить всех с вашим творением.

/Через 2 минуты учитель обращает внимание ребят на стоящие три корзинки, в которых находятся 6 пакетов с реквизитами (маски героев, мягкие игрушки, игрушки для постановки кукольного спектакля, шарфики, жилетки и пр.)/

- Обратите внимание на 3 волшебные корзинки, которые могут в этом вам помочь!

/По желанию группы, дети получают 1 пакет из корзинки, выбирая его сами/

- Через 5 минут подарите свою сказку всем нам.

/Представление сочиненной сказки./

7.Дедукция. /Идет работа над сказкой «Каждому свое»/

-Хотели бы вы узнать, какую сказку с этими героями приготовила я для вас?

/Учитель начинает читать сказку (с названием) до вопроса: «Что всего лучше на свете?», предлагая детям предположить ответ героя и представить его от своей группы классу./

- Чтение в группах сказки в оригинале.

Сказка.

Каждому свое.

Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.

Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?

- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.

- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,- - говорит петух.

- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..

- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.

Спорят они, спорят, а вопрос - что лучше - так и остается у них нерешенным.

-Обдумайте и запишите самостоятельно ответ на вопрос, который задавался каждому герою: «Что всего лучше на свете?»

8. Рефлексия.

- Подумайте и скажите, какой тонкий намек усвоили вы на этой мастерской?

/Учитель предлагает ребятам начать со своей фразы или продолжить одну из двух/:

Сегодня на мастерской я для себя открыл(-а), что …

Для меня сегодня стало главным то, что …

Список использованной литературы:


  1. Стихотворение Е. Екимовой « Зло»

  2. Сказка «Каждому своё»

  3. Детские раскраски «Домашние животные»

  4. Авторская мастерская Фризеной Г.В.















































Приложение

_______________________________________________________________________________

1.

Составьте словосочетания, записав подходящие по смыслу слова :

Дремучий _________________, свежий __________________,

широкий _________________, хороший _________________,

новое ___________________, красная _____________________,

березовая ________________, школьный ___________________.

____________________________________________________________________

2.

Подберите и запишите к каждому имени прилагательному

антоним (противоположное по смыслу слово):

Грустный - _________________, глупый - ________________,

трусливый - ________________, слабый - ________________,

грубый - ___________________, грязный - _______________,

лживый - __________________ , бедный - ________________,

трудолюбивый - ______________, темный - _________________,

плохой - ____________________, отрицательный - ____________.

____________________________________________________________________

3.

Елена Екимова

Зло

Знай, дитя, что в этом мире

Существует также зло.

Если твой дружок задира,

То тебе не повезло.

Зло ведет себя ужасно,

От него сплошной погром,

Но оно - и это важно! -

Побеждается добром.

Даже ласковое слово

Может злого усмирить,

Добрым сделать его снова

И со всеми примирить.

____________________________________________________________________

Дайте ответ по тексту:

1.Что существует в мире?

2. Как ведет себя зло?

3. На что важное обращает внимание автор?

4. Что может усмирить злого?

5. Как злого может изменить ласковое слово?

6. Выпиши, что может ласковое слово: _______________________________________________________________________________

Примерный раздаточный материал «Раскраски домашних животных» (увеличить)

Педагогическая мастерская «Тонкий намёк»Педагогическая мастерская «Тонкий намёк»Педагогическая мастерская «Тонкий намёк»Педагогическая мастерская «Тонкий намёк»

____________________________________________________________________


Каждому свое.

Сказка.


Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.

Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?

- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.

- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,- - говорит петух.

- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..

- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.

Спорят они, спорят, а вопрос - что лучше - так и остается у них нерешенным.


© 2010-2022