Рабочая программа внеурочной деятельности Мы - россияне

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7

Каширского муниципального района Московской области

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ с УИОП №7»

Щепилова Е.Е.

«_____»_______________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мы - россияне»

базовый уровень изучения

1 «А», «Б», «В»





Составитель: Тимофеева Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов













Пояснительная записка В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призва­на обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентиры отечественной системы образования, мы считаем, что ду­ховный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством и лите­ратурой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. Лихачев). Для программы «Мы россияне» были выбраны следующие приоритеты:
  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления русского человека о добре, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно познакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Таким образом, образовательная цель программы для детей состоит в их приобщении ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы формирования его любви к Родине. О важности того, чтобы ребенок с раннего детства постигал историю своего народа и его культуру, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живешь. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Знание истории родины, ее культуры поможет ребенку в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Академик Д. Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осед­лость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой куль­турный уровень. Это - самый массовый вид науки». Таким образом, основная цель программы - приобщение детей к истории России. При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени, нежели любая другая, является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.


Дидактические принципы построения программы «Мы россияне»


Программа для детей 7-10 лет предусматривает формирование у детей разнообразных представлений о человеке и обществе. Программа обеспечивает преемственность и перспективу изучения истории как между дошкольным и начальным общим образованием, так и внутри начальной школы, а также между начальной школой и средним звеном обучения. Чтобы обеспечить непрерывность содержания педагогического процесса, изучение данного курса предполагается в течение всех 4 лет начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс построен на материале отечественной истории, причем в 1-2 классах дети знакомятся с историей родного края (краеведением), а затем в 3-4 классах переходят к изучению истории России. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России. Программа базируется на следующих основных положениях:

  • «позитивный центризм», то есть отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, построение содержания курса « от ребенка » (это положение было выдвинут Н.Ф. Виноградовой);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов путем использования разноуровневых заданий;
  • научность и интегрирование предмета с помощью осуществления межпредметных связей в целях формирования целостного взгляда на окружающую социальную среду, место человека в ней;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход, который предполагает, что ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности, активный участник процесса приобретения знаний;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий, использовании наряду с другими наглядными средствами обучения разнообразных схем и моделей. Изучение краеведения и истории предлагается выстраивать на основе принципов:
  • концентризма;
  • маятника (или челнока);
  • спирали;
  • связи с общественными событиями.
Принцип концентризма предполагает изучение истории по концентрам. - своеобразным кругам знаний. Например:
  1. Мой дом, родословная семьи.
  2. Родная школа, ее история и традиции.
  3. Город (село): прошлое, настоящее, перспектива развития.
  4. История области, края.
  5. История страны.
Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала, района, предприятия и т.д. Концентры определяются возрастными особенностями младших школьников и всей предыдущей работой, проводимой в период дошкольного детства. Систематическое изложение истории сознательно идет от близкого и понятного ребенку в глубь времени и в ширь пространства. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а, наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого ее познания. Она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений. Например, в 1 и 2 классах темы для изучения включают близкие для детей понятия: «Я и мое имя», «Устройство моего дома», «История вещей», «Родной город» ит.д. Основное внимание уделяется взаимосвязи человека и окружающей среды, а также людей друг с другом. Формируется способность ребенка находить связь понятий с явлениями общественной жизни и самих явлений друг с другом. В 3 и 4 классах дети знакомятся с историей России от древних времен до настоящих дней, учатся пользоваться картами. «Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а, главное, понимали необходимость единства интеграции концентров, "прозрачность" их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного "круга знаний" в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к более близкому...». Например, историю своей улицы учащиеся связывают ее с историей своего района, предприятия, города, и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного города, улицы, семьи. Такой принцип организации краеведно-познавательной деятельности учащихся можно назвать «принципом, маятника» (или челнока). Кроме того, необходимо, чтобы в обучении реализовывался принцип «спирали», когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год по восходящей, углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Например, если в 1 классе дети изучают историю вещей, о которых узнали из рассказов или сказок в дошкольном детстве, то во 2 классе история предметов постигается с позиции науки археологии как источника исторических знаний. Или если в 1 классе дети изучают историю своей жизни («Моя река жизни»), то во 2 классе они исследуют родословную своей семьи («Генеалогическое древо»). Многие темы приурочиваются к тем или иным событиям и праздникам нашего общества. Так, изучение «Закона государства» планируется в декабре месяце, «Рождество и летосчисление» - в январе, «История моей школы» - в том месяце, когда открыта школа), «Богатыри Земли Русской» - в феврале и т.д. Таким образом обеспечивается связь с общественными событиями.

Тематическая организация программного содержания


Следует подчеркнуть, что для детей младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса. Например, если на уроках словесности дети знакомятся с фольклорными произведениями как с жанром литературного искусства, то на уроках краеведения они анализируют социальную, историческую сторону событий и явлений, описываемых в сказках, поговорках. На уроках краеведения и природоведения широко используется принцип природосообразности, поэтому если на одних уроках дети знакомятся с бытом людей (крестьян) в разные сезоны, то на других не только получают знания о сезонных работах сельских тружеников, но и приобретают некоторые умения (посредством собственного труда на природе) в этой области. При знакомстве с летосчислением на уроках краеведения дети узнают такое понятие, как «историческое время», на уроках математики изучают историю числа, знакомятся с единицами времени, а на уроках природоведения ведут календарь природы. Почти каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках краеведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков, выполненных на занятиях по изодеятельности, ручному труду или дома. Итоги работы над темой демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин, семейных развлечений и др. Таким образом, благодаря межпредметным связям дети целенаправленно переносят полученные знания с одних уроков на другие. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизируется развитие познавательных способностей детей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, то есть учащихся интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей в окружающем мире, чем набор отдельных фактов. Именно поэтому так важен смыслообразующий аспект тематизма.

Развивающая среда и структура занятия


Для организации обучения по предлагаемой программе (курсу) вовсе не обязательно создание какой-то особой предметно-пространственной среды, то есть занятия могут проходить в обычной классной комнате. Однако следует учитывать, что трудности в изучении младшими школьниками обществоведческой дисциплины (краеведения, истории) во многом определяются недостаточным жизненным опытом детей, преобладанием наглядно-образного мышления. Поэтому при изучении быта и материальной культуры прошлого, то есть вещественных источников исторических знаний (костюма, мебели, посуды, орудий труда), желательно использовать реальные предметы и материалы. Опыт показал, что непосредственное знакомство детей с исторической «бытовой повседневностью» способствует более быстрому и продуктивному усвоению соответствующих знаний. Программа предполагает проведение занятий с традиционной, «дробной» структурой. Такое занятие состоит из нескольких этапов, например: рассказ учителя, игра, разбор иллюстраций или беседа, результаты которой обобщаются детьми в изобразительной деятельности и т.д. Обязательными структурными единицами занятий являются игра (сюжетно-ролевая или дидактическая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, конструктивная). Необходимость на занятиях ролевой игры объясняется тем, что она является важным элементом, связывающим ведущую деятельность дошкольного периода развития (игровую) с деятельностью учебной. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие такого важного психического процесса, как воображение. Это относится и к дидактической игре, как одному из основных методов обучения. Однако ценность дидактической игры напрямую зависит от того, насколько строго учитель следует ее структуре (наличие дидактической цели, игрового правила, игрового действия), в противном случае игра превращается просто в дидактическое упражнение. Как было сказано выше, второй обязательной структурной единицей занятий является продуктивная деятельность. Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение должно строиться с учетом специфики мышления младшего школьника, которое во многом остается наглядно-образным. В связи с этим для учителя главным является не столько обучить школьников техники рисования, конкретным навыкам (вырезание, склеивание и т.п.), а сколько сформировать у них умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, для чего необходимо создание определенных условий (построение схемы, модели, рисунка).

Формы работы с учащимися и их родителями


Важным условием приобщения детей к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие детей с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Родители должны стать непременными участниками работы, связанной со сборами материалов по истории родного края, воссозданием местных национально-культурных и трудовых традиций. Большое значение имеют семейные экскурсии в музей, осмотр памятников истории и культуры, организация на основе увиденного выставок и экспозиций. Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, собранные юными краеведами совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. Причем реликвия может быть и местного значения, и чисто семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов рода, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т.д. Следует подчеркнуть, что подлинники особенно ценны как в плане педагогическом, так и научно-познавательном. Первоисточники помогают учащимся ярко, доказательно воссоздать события прошлого, воскресить дела и поступки людей, облик и действия различных социальных групп. Работа с семьей требует от учителя особенно большого такта. Не всегда целесообразно включать всех учащихся в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого ученика и его родителей - обязательное условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное повышение интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы представителей разных поколений. Изучение своей родословной поможет учащимся глубже осмыслить, что:

  • корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;
  • семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть оформлены в виде фотовыставки. Это может быть и совместный доклад, и снятый фильм. Можно предложить учащимся и их родителям провести совместное мини-исследование. Причем педагог должен оказать семье помощь в выборе темы исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование истории не всего города, а одной улицы (на которой находится школа или живут учащиеся), изучение прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Таким образом, условно можно говорить о трех уровнях ознакомления детей с историей края и страны. Это, во-первых, получение «готовых» знаний о крае и Родине из рассказа учителя, из учебных пособий, средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (дети приоткрывают для себя события прошлого через рассказы бабушек, дедушек, посещение музеев, чтение литературных произведений, просмотр фильмов и т.д.). И, наконец, третий уровень - изучение школьниками истории родного края и России в ходе элементарного исследовательского поиска (например, сбор предметов старины, семейных реликвий, изучение своей родословной и т.д.). Естественно, что в начальной школе главным является первый уровень и в меньшей степени, в силу возрастных особенностей, дети изучают предмет самостоятельно или участвуют в исследовательской деятельности. Хотя именно это наиболее эффективно при накоплении систематических знаний по истории «ближней» Родины (семьи, района, города, села), овладении методами исторического познания, выработки умения применять их.














СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИй В 1 КЛАССЕ (33 ЧАСА)

Сроки

Тема

занятий

Цели занятий

Алгоритм проведения занятия

I четверть

Сентябрь

А, Б 01.09, 08.09

В 02.09, 09.09

«Мой дом» - 2 часа

Показать, как от условий жизни видоизменялись предметы быта (мебель, посуда, одежда)

1. Сравнение старинных предметов с современными.

2. Отгадывание загадок: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит - отдает, сам в угол идет» (ухват); «Черный конь скачет в огонь» (кочерга); «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) и др.

3. Рассказ о разных источниках освещения (лучина, свеча, керосиновая лампа, современная лампа), демонстрация способов их использования

Сентябрь

А, Б 15.09, 22.09

В 16.09, 23.09

«Терем - теремок» - 2 часа

Показать на конкретных предметах, для чего служили человеку те или иные вещи в зависимости от местности, в которой он жил, рода его занятий, социального положения

1. Чтение отрывка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина: «...Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, Между тем все шла, да шла, и на терем набрела...»

Вопросы:

- Что увидела царевна во дворе? В тереме? (Желательно, чтобы дети реально могли найти названные предметы, например в школьном мини-музее).

2. Дидактическая игра «Кому что нужно» (описание предметов утвари, одежды, орудий труда)

Октябрь

А, Б 29.09, 06.10

В 30.09, 07.10

«Деревня моя деревянная, дальняя» - 2 час

Показать, как в старину строилась усадьба, создавалось село.

Уточнить, что означает благоприятное местоположение поселений. Сравнить внешний вид

различных построек

1. Изготовление панно «Деревня».

2. Разгадывание кроссворда, в который заложены слова «огород», «хлев», «терем», «плетень», «овин», «навес», «мыльня» (по вертикали получается слово «деревня»)

Октябрь

А, Б 13.10, 20.10

В 14.10, 21.10

«Делу - время, потехе - час» - 2 часа

Дать детям представления об образе жизни, труде сельских жителей, показать зависимость труда от сезона. Рассказать о добрых делах наших предков

1. Рассказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный». Мораль сказки - каждый должен заниматься своим делом.

2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (используются предметы и орудия труда, находящиеся в школьном мини-музее).

3. Объяснение пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Летняя работа кормит целый год», «Что посеешь, то и пожнешь» и др.

4. Подвижная игра «А мы просо сеяли».

5. Исполнение песни «Ой, вставала я ранешенько»

Октябрь

А, Б 27.10

В 28.10

«Я и моя история» - 1 часа

Познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества. Показать, как составляется лента времени конкретного

человека

1. Рассматривание фотографий, предметов одежды одного человека в разные периоды его жизни (можно

использовать опыт самого педагога).

2. Беседа о «линии жизни» отдельных детей.

3. Рассказ о происхождении фамилий и прозвищ некоторых знаменитых людей, например Максима Горького.

4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Смешная фамилия»

II четверть

Ноябрь

А, Б 10.11

В 11.11

«Я и моя история» - 1 часа

Познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества. Показать, как составляется лента времени конкретного

человека

1. Рассматривание фотографий, предметов одежды одного человека в разные периоды его жизни (можно

использовать опыт самого педагога).

2. Беседа о «линии жизни» отдельных детей.

3. Рассказ о происхождении фамилий и прозвищ некоторых знаменитых людей, например Максима Горького.

4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Смешная фамилия»

Ноябрь

А, Б 17.11, 24.11

В 18.11, 25.11

«День рождения моей школы - будущее» - 2 часа

Познакомить с историей школы

Воспитывать чувство патриотизма

1. Рассматривание фотографий выпускников школы, видеофильмов из жизни школы.

2. Составление творческих рассказов о будущем

школы

Декабрь

А, Б 01.12, 08.12

В 02.12, 09.12

« По ленте

времени» - 2 часа

Познакомить детей с понятием « время » . Формировать представление об «историческом времени» с помощью графического

изображения

1. Рассказ педагога о понятии «время». Вопрос к детям: - Почему говорят «время течет»?

2. Изготовление временной модели «Лента времени».

3. Дидактическая игра «Когда это было» (использование иллюстраций с изображением разных исторических событий)

Декабрь

А, Б 15.12, 22.12

В 16.12, 23.12

«Как измерять время?» - 2 часа

Познакомить с разными способами измерения времени и его исчислением. Дать понятие «единица измерения времени». Рассказать историю появления календаря.

Познакомить с древнейшими приборами измерения времени

1. «Месяцеслов». Рассказ о старинном названии месяцев, о том, как вели счет времени в Древней Руси.

2. Беседа о народных приметах, связанных с календарными сроками. Например:

- Не примечать - хлебушка не видать;

- Май холодный - год хлебородный;

- Увидал грача - весну встречай;

- Кукушка закуковала - пора сеять лен;

- Какова погода 8 апреля, такова она будет 8 октября, и наоборот.

(Примеч. Для определения временных событий воспользоваться «рекой времени».)

1.'Рассматривание разнообразных календарей (перекидной, настольный, отрывной и др.).

2. Изготовление из детских рисунков коллажа «Часы» (во время работы дети рассказывают о том, что знают про изменение времени с помощью различных приборов).

3. Рассказ учителя о древнейших приборах измерения времени.

(Примеч. Для определения временных событий воспользоваться «рекой времени».)

III четверть

Январь

А,Б 12.01, 19.01

В 13.01, 20.01

«Рождество.

Летоисчисление» - 2 часа

Познакомить детей с христианским летоисчислением от Рождества Христова

1. Показ вертепа (настольного театра) «О рождении Иисуса Христа».

2. Рассказ о том, как на Руси отмечали Новый год (время и традиционные обряды).

3. Пение старинных святочных песен

Январь

А,Б 26.01

В 27.01

« История родного города» (путешествие) - 1часа

Показать главные достопримечательности родного города. Отметить

характерные признаки, отличающие город от деревни. Подчеркнуть значение выбора местоположения при строительстве городов и необходимости укрепительных сооружений (кремля)

1. Рассказ об истории древней Каширы (выгодное местоположение, особенности застройки, боевое прошлое, отличие городских построек от сельских).

2. Рассказ о строительстве ГРЭС.

3. Определение по «реке времени» даты основания города

Февраль

А,Б 02.02, 09.02

В 03.02, 10.02

«Сильны и

могучи богатыри на славной Руси» - 1 часа

Познакомить детей с былинами о русских богатырях. Отметить их храбрость, честность, трудолюбие, любовь к Родине и др., героические подвиги защитников земли Русской. Обратить внимание на характерные особенности одежды богатырей

1. Рассматривание картины «Три богатыря» Н. Васнецова.

2. Чтение былин (или прослушивание грамзаписей) об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

3. Беседа о характере богатырей Руси.

4. Рассматривание доспехов (одежды, оружия) русских воинов, объяснение необходимости защитных функций некоторых деталей костюма.

5. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов. Например: «Смелость города берет»; «Храбрость крепче стен и башен»; «Тот герой, кто за Родину горой»

Февраль

А,Б 09.02,16.02

В 10.02, 17.02

«О чем рассказал бабушкин сундук» - 2 часа

Отметить историческую целесообразность различной одежды. Показать характерные особенности русского женского костюма, выявить отличительные особенности костюма представителей разных сословий. Отметить, что вещи были дорогими, поэтому носились и хранились бережно и передавались по наследству

1. Показ костюмов и деталей старинной женской одежды, сравнение праздничной и повседневной одежды (рассказ сопровождается грамзаписями русских народных песен: «Красный сарафан», «Валенки», «Сапожки русские»).

2. Дидактическая игра «Что как называется» (объяснение названий одежды).

3. Составление детьми рассказов об особенностях тех или иных костюмов, их деталях, хранящихся дома как семейная реликвия.

4. Объяснение пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

5. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу» (рисование для куклы старинного праздничного наряда

или раскрашивание заготовок русского костюма)

Март

А,Б 15.03

В 02.03,

«Говорящие

находки» - 1 часа

Познакомить с наукой археологией. Раскрыть термин «говорящие находки». Учить самостоятельно проводить анализ, сравнение, делать выводы

1. Чтение отрывков из произведения «Земля - прекрасная кладовая ».

2. Рассказ о работе археологов.

3. Дидактическая игра «Угадай по осколкам целое»

(«Находки и реставраторы»).

4. Творческое задание: «Как и что о нас узнают люди, которые будут жить в будущем»

Март

В 09.03

«Символы на

гербах » - 1 часа

Познакомить детей с историей герба, правилами его составления.

Объяснить, почему герб является историческим источником, который может многое рассказать о хозяине, городе, стране

1. Рассматривание изображений на гербах разных городов, стран.

2. Рассказ о правилах составления герба.

3. Сообщение о гербе государства Российского. А.П. Черных «Пусть тебе расскажет об этом наш

герб!» («Календарь школьника», 1990)

IV четверть

Март

А,Б 29.03

В30.03

«Символы на

гербах » - 1 часа

Познакомить детей с историей герба, правилами его составления.

Объяснить, почему герб является историческим источником, который может многое рассказать о хозяине, городе, стране

1. Рассматривание изображений на гербах разных городов, стран.

2. Рассказ о правилах составления герба.

3. Сообщение о гербе государства Российского. А.П. Черных «Пусть тебе расскажет об этом наш герб!» («Календарь школьника», 1990)

Апрель

А,Б 05.04,12.04

В 06.04, 13.04

«Символ дома моего» - 2 часа

Уточнить знания детей о значении символики. Пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, города, страны

1. Дидактическая игра «Загадочный герб» (рассказы детей о семейных традициях и использовании ими той или иной символики при составлении семейного герба)

Апрель

А,Б 19.04, 26.04

В20.04, 27.04

«В поисках клада» - 2 часа

Познакомить с историей возникновения денег и «языком монеты»

1. Игра «В поисках клада». По старой карте, которая оказалась на дне бабушкиного сундука и на которой обозначено какое-либо место, детям предлагается отправиться в «путешествие» и найти «клад». «Клад» - это сундучок с разными монетами. Вопросы: - Кто может быть владельцем сундучка? - Почему в нем спрятано такое богатство?

2. Рассматривание изображений на монетах и рассказ педагога о том, что они могут означать.

3. Рассказ о названиях денег на Руси (откуда пришли названия: рубль, копейка)

Май

А,Б 03.05

В 04.05

«В поисках клада» - 1 часа

Познакомить с историей возникновения денег и «языком монеты»

1. Игра «В поисках клада». По старой карте, которая оказалась на дне бабушкиного сундука и на которой обозначено какое-либо место, детям предлагается отправиться в «путешествие» и найти «клад». «Клад» - это сундучок с разными монетами. Вопросы: - Кто может быть владельцем сундучка? - Почему в нем спрятано такое богатство?

2. Рассматривание изображений на монетах и рассказ педагога о том, что они могут означать.

3. Рассказ о названиях денег на Руси (откуда пришли названия: рубль, копейка)

Май

А,Б 10.05,

17.05, 24.05

В 11.05,18.05, 25.05

«Наш город прежде и теперь» - 3 час

Учить детей рассказывать о прошлом, настоящем и будущем своего города, используя материала исторических источников, результаты собственных наблюдений, жизненный опыт и фантазию

1. Семейная экскурсия по городу. Если есть возможность организовать поездку по городу, то маршрут составляется заранее. Дети и родители сами выбирают достопримечательные места, а затем, как экскурсоводы, о них рассказывают. Путешествие может быть и заочным с использованием наглядного материала (фото, видео, иллюстраций и т.д.)



Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Протокол № 1

от « 28 » августа 2015г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Миронова О.В.

«____»__________2015г

























© 2010-2022