Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель: Формирование умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Задачи:

1. Повторить определение имени существительного

2. Раскрыть содержание понятий «одушевлённые» «неодушевлённые» имена существительные.

3. Учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

4. Развивать устную речь, умение обосновывать свой выбор.

5. Воспитывать интерес, внимательность, самостоятельность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: определять у имени существительного значение; опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Познавательные: строить высказывания в устной форме;

осуществлять запись, указанной учителем информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, самоопределение, саморегуляция.

Оборудование:

Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть 1.

Рабочие тетради.

Компьютер, экран, мультимедиа аппаратура.

Карточки с заданием.

Ход урока

1 Организационный момент. Молитва

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

2.Чистописание Слайд №1

Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

- Какое наступило время года?

Учитель: «Наступление зимы» М. Соснихина

Опять, неведомо откуда

Пришла зима. Какое чудо!

Позёмкой белой закружила

И снегом всё припорошила

От снега утро посветлело

Засеребрилось и несмело

Походкой снежною шурша

Пришла к нам зимушка-зима

Снежок, как лёгкий пух, кружиться

И белой скатертью ложится,

Нарядом землю покрывает

И настроенье поднимает.

- Зачем люди ходят зимой в лес?

- Что там можно увидеть? (следы птиц и зверей)

- На что похожи следы? (на узоры) Слайд № 2

Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

- Вот и мы сейчас тоже будем писать в тетрадях узоры, только ваш узор будет состоять из элементов букв.

- Назовите элементы (длинные линии с петлёй вверху и внизу)

- Определите закономерность и продолжите до конца строки.

- На второй строке мы запишем буквы в которых встречаются эти элементы: вв, дд, зз, уу.

- Подчеркните буквы, которые получились лучше остальных.

3. Словарная работа.

Появился во дворе

Он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой

К ветру зимнему привык

Наш приятель … (снеговик)

Снеговик - простая снежная скульптура, создаваемая зимой. Лепка снеговика - дошедшая до нас с древних времён зимняя детская забава.

В русских народных сказках снеговик часто выступает как спутник Деда Мороза.

- К нам снеговик пришёл не с пустыми руками. У него мешок, а в мешке задания.

- Снеговик прилагает отгадать «зимние» словарные слова, и записать отгадки.

1. По полю скачет

Ушки прячет

Встанет столбом

Ушки торчком. (Заяц)

2. Не снег и не лёд

А серебром деревья уберёт. (иней)

3. Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

4. Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен

Кто свободней всех на свете?

Догадались это… (ветер)

5. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

6. Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её? (ворона)

7. В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубе ныряет,

Очень важный господин

И зовут его …(пингвин)

8. Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это… (снегири)

- Что вы можете сказать о словах, которые вы записали? (это сущ.)

- Какое слово лишнее? (ворона - 3 слога, заяц - звуков больше чем букв)

Фонетический разбор слова ЗАЯЦ.

4. Работа над новым материалом

- На какие две группы можно разделить эти слова? (которые отвечают на вопрос кто? и которые отвечают на вопрос что?)

- Назовите эти группы.

- Наш снеговик впервые у нас в гостях и не всё понимает, поэтому мы сегодня должны ему помочь понять, что такое имя существительное и какие сущ. - одушевлённые, а какие неодушевлённые.

- Но сначала, давайте, ему объясним, что такое имя существительное?

Снеговик вам приготовил задание. У вас на партах лежат листочки. Из слов написанных, выберите только имена существительные. Работа в паре.


Бежать, красный, снег, человек, вкусный, лиса, вода, думать, умная, мальчик, город, трава, сорока.

Проверка. Какие слова выделили?

- На какие две группы их можно разделить?

- Запишите эти слова в два столбика.

- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевлённые)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

5. Работа с учебником

Правило стр.115

6. Физ. минутка

-Я буду называть предметы

- Если имя существительное одушевлённое - делаете наклон,

Если имя существительное неодушевлённое - хлопок над головой.

Вьюга, птица, девочка, метель, ябеда, снегопад, лыжник, календарь, декабрь.

- Снеговик предлагает вам игру «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт»

Кошка, ковшик, черепаха;

Туфли, тапочки, собака;

Лук, кабанчик, кабачок;

Платье, белка, пиджачок;

Белка, бусы, сверчок.

6. Самостоятельная работа Слайд № 3

Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Рассмотрите иллюстрацию.

- Что на ней изображено?

- Что делают дети?

Для чего они помогают птицам?

Задание 1 : Девочки записывают слова, обозначающие одушевлённые имена существительные. А мальчики - неодушевлённые.

Проверка.

7. Физ. минутка для глаз. Слайд № 4

Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Задание 2: Составить предложение по данной иллюстрации

( Дети повесили кормушку для птиц. Зимой дети помогают птицам. Девочки кормят птиц.)

Запись одного предложения.

- Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, распространённое)

- Подчеркните главные члены предложения.

8. Итог урока

- Думаю, наш гость доволен, ему очень понравились ваши ответы

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие имена существительные называются одушевлёнными?

- Какие имена существительные называются неодушевлёнными?

9. Рефлексия Слайд №5

Урок по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

- Продолжите любое предложение

  • Было интересно …

  • У меня получилось …

  • Было трудно …

  • Теперь я знаю …

Нарисуйте на полях тетради смайлик, как вам понравился урок.

10. Дом. задание

Стр. 115 правило, упр. 213



1. По полю скачет

Ушки прячет

Встанет столбом

Ушки торчком. (Заяц)

2. Не снег и не лёд

А серебром деревья уберёт. (иней)

3. Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

4. Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен

Кто свободней всех на свете?

Догадались это… (ветер)

5. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

6. Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её? (ворона)

7. В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубе ныряет,

Очень важный господин

И зовут его …(пингвин)

8. Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это… (снегири)





© 2010-2022