- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по информатике 2кл
Рабочая программа по информатике 2кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова А.И. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе
Предмет - информатика
Ступень (классы) - среднее (полное) общее образование (2 класс)
Нормативно-методические материалы
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 22.12.2009 №15785;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта,
-
Учебный план МОУ СОШ с.Дьяковка 2015-16 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15)
- Календарный учебный график МОУ СОШ с.Дьяковка на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15)
- Авторская программа по информатике (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Реализуемый УМК
Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак Информатика -2е изд.-М.:БИНОМ
Цели и задачи изучения предмета Целями изучения курса информатики во втором классе:
- освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, подготовка учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов;
- формирования целостного и системного представления о мире, первичные представления об информационной деятельности человека;
- развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
- формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией);
- формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;
- формировать умения работать с электронными документами;
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач.
Срок реализации программы
1 год
Место учебного предмета в учебном плане
35 часов
Результаты освоения учебного предмета (требования к уровню подготовки)
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе знать/понимать
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге - составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2-3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
________/Багаутдинова О. В./
Протокол № __
от «__»____________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: _____________/Алексеева Е. А./
«__»____________2015г.
«Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка:
_______________/ Мечикова О.В./
Приказ № ____
от «__»_________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Морозовой А.И.
по предмету «Информатика»
во 2 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Особенность по отношению к ФГОС. Рабочая программа по курсу «Информатика» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785).
Концепция программы
Информатика рассматривается в начальной школе в двух аспектах. Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Второй аспект- освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий.
Общие цели учебного предмета Основной целью изучения информатики является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД.. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы Реализация программы основана на следующих принципах:
- личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
- культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
- деятельностно - ориентированные (решение проблемных и творческих задач).
Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой, Е. И. Челак, Н. К. Конопатовой Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013год.
Целями изучения курса информатики во втором классе:
- освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, подготовка учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов;
- формирования целостного и системного представления о мире, первичные представления об информационной деятельности человека;
- развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
- формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией);
- формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;
- формировать умения работать с электронными документами;
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач.
Общая характеристика учебного процесса
Технологии:
-
личностно- ориентированный подход;
-
здоровьесберегающая технология;
-
технология проблемного диалога;
-
технология самооценивания;
-
технология проектной деятельности;
Методы обучения:
1. ученического целеполагания;
2. частично- поисковый;
3. метод контроля;
4. метод рефлексии;
5. метод самооценки;
6.Метод взаимокотроля и взаимобучения( в парах, группах)
Форма занятий: урочная и внеурочная ( видеоурок, урок- игра, урок- экскурсия, путешествие, консультации, конкурсы, марафоны, предметные недели, кружки и т.д.)
Виды занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная, в паре.
Режим занятий:1 час в неделю:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Информатика, как учебный предмет относится к предметной области «Математика и информатика» Согласно учебному плану начального общего образования МОУ- СОШ с. Дьяковка на 2015-2016 год, курс «Информатика» изучается во 2 классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
- Личностные результаты
- 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- 2) развитие мотивов учебной деятельности;
- 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Метапредметные результаты
- 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Предметные результаты
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе знать/понимать
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге - составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2-3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать моделинесложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по информатике.
Содержание тем учебного курса
Учебно - тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: уроки Контрольные работы 1 Виды информации. Человек и компьютер 10 ч. 9 1 2 Кодирование информации 7ч. 6 1 3 Информация и данные 8ч. 7 1 4 Документ и способы его создания 9 9
5 Промежуточная аттестация 1 ч.
1
Итого: 35 31 4
Содержание курса информатики
Виды информации. Человек и компьютер (10 ч) Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Кодирование информации (7 ч) Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером. Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования Информация и данные (8ч) Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. - для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Документ и способы его создания (9ч) Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики: • выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.); • называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики; • выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели; • сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.); • формулирование суждения и умозаключения. Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики: • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.); • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения; • создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира; • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе; • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)! • обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте; • осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skyре; • поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Календарно - тематический план по информатике во 2 классе
(35 часа)
№ урока
Дата план.
Дата факт.
Раздел, тема урока
Коли
чество часов
Характеристика основных видов деятельности
Виды информации. Человек и компьютер
10
Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Умение ориентироваться в элементах УМК.
Поиск нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
Отображение учебного материала; выделение существенного; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний. Работа с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, знаком
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
Работа в группах во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
Работа над учебным проектом
Проектная деятельность (индивидуальная или групповая)
Человек и информация. Правила поведения и безопасности в компьютерном классе
1
Какая бывает информация? 1
Источники информации 1
Приёмники информации 1
Компьютер как инструмент
1
Компьютер и его части
Знакомство с клавиатурой 1
Работа с новыми словами 1
Повторение темы: «Виды информации. Человек и компьютер» 1
Контрольная работа № 1 по теме: «Виды информации. Человек и компьютер» 1
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
Кодирование информации 7
Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Умение ориентироваться в элементах УМК.
Поиск нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
Отображение учебного материала; выделение существенного; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний. Работа с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, знаком
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
Работа в группах во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
Работа над учебным проектом
Проектная деятельность (индивидуальная или групповая)
Носители информации
1
Кодирование информации
1
Декодирование информации
1
Письменные источники информации 1
Языки людей и языки программирования 1
Работа с новыми словами 1
Контрольная работа № 2 по теме: «Кодирование информации» 1
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
Информация и данные 8
Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Умение ориентироваться в элементах УМК.
Поиск нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
Отображение учебного материала; выделение существенного; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
Работа в группах во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
Работа над учебным проектом
Проектная деятельность (индивидуальная или групповая)
Работа с разными видами информации: текстом, таблицей, чертежом, рисунком, знаком
Анализ информации из повседневной деятельности, в том числе связи с окружающим миром, математикой.
Умение находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах
Текстовые данные 1
Графические данные 1
Числовая информация
1
Десятичное кодирование
1
Двоичное кодирование
1
Числовые данные
1
Работа с новыми словами
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Информация и данные»:
1
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
Документ и способы его создания
9
Преобразование одной формы представления информации в другую; создание комбинированных объектов
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Документ и его создание
1
Электронный документ и файл
1
Поиск документа
1
Создание текстового документа
1
Создание графического объекта
1
Создание комбинированных документов
1
Работа с новыми словами
1
Контрольная работа № 4по теме: «Документ и способы его создания»
1
Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.
Итоговое повторение
1
Промежуточная аттестация
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемых по курсу «Информатика» В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят: • учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс; • рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс; • тетрадь контрольных работ, 2 класс; • ЭОР Единой коллекции (school-collection.edu. ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс; • ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2-6»; • ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.;