- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по внеурочной деятельности для 1 класса по курсу Умелые ручки
Планирование по внеурочной деятельности для 1 класса по курсу Умелые ручки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шумских Н.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание:
-
Пояснительная записка…………………………… 2 -4
-
Общая характеристика курса………………………5
-
Личностные и метапредметные результаты……………………………………………6 - 10
-
Содержание курса…………………………………....10 - 14
-
Тематическое планирование…………………………15 - 18
-
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение…………………………………………..19 - 21
-
Нормативная база…………………………………….22
-
Пояснительная записка
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи программы:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Новизна, отличительные особенности
Новизной и отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Педагогические принципы:
-
принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
-
принцип наглядности (познание школьников нуждается в наглядном подтверждении);
-
принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
-
принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
-
принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой);
-
принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
-
принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
-
принцип вариативности (предполагает использование различных технологий развития младшего школьника в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды и т. д.)
-
Общая характеристика курса, сроки реализации
Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 1класса рассчитана на 33 часа (33 учебные недели), проводится 1раз в неделю.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
-
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
задавать вопросы по существу;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
владеть монологической и диалогической формой речи.
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-
высказываться в устной и письменной форме;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез (целое из частей);
-
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения об объекте;
-
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-
подводить под понятие;
-
устанавливать аналогии;
-
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
-
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
-
Сформировать систему универсальных учебных действий;
-
Сформировать навыки работы с информацией.
-
Содержание курса
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
-
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
-
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
-
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Формы и виды контроля
-
выставки, презентации
-
коллективные проекты
-
работа в парах, малых группах
-
индивидуальные работы
-
коллективные игры и праздники
-
Тематические планирование занятий курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» 1класс.
№,
Дата
Тема занятия
Элементы содержания УУД
Кол-во часов
Кол-во часов
теория
практика
1
Вводное занятие.
1
2
Работа с бумагой и пластилином (10ч)
Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные:
планировать свою деятельность, работать по плану.
Коммуникативные: работа в паре.
Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Познавательные: умение устанавливать причинно - следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.
Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности.
Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Весёлый поросёнок (лепка)
0.5
0.5
Ёжик с яблоками
0.5
0.5
Бабочки
0.5
0.5
Собачка
0.5
0.5
Зайчонок
0.5
0.5
Снеговик с метлой
0.5
0.5
Приглашаем на ёлку «Открытка»
0.5
0.5
Игрушки на елку: птичка, кошечка, рыбка
0.5
0.5
Гирлянды на ёлку: «Кольца»
0.5
0.5
Гирлянды на ёлку: «Бусы»
0.5
0.5
3
Конструирование (22ч)
Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности
Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Медвежонок
0.5
0.5
Гусеница
0.5
0.5
Папе к 23 февраля «Военная техника»
0.5
1.5
Подснежники в вазе
0.5
0.5
Для любимой мамочки
0.5
1.5
Ветка рябины
0.5
0.5
Деревенский домик
0.5
1.5
Озеро
0.5
1.5
На прогулке
0.5
0.5
Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.
Познавательные: формировать умения рассматривать, сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа.
решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Лягушка и кувшинка
0.5
0.5
Овечки
0.5
0.5
Открытка «Бантик»
0.5
0.5
Обережная кукла «Веснянка»
0.5
1.5
Сова
0.5
1.5
Зайчик
0.5
0.5
Итоговое занятие. Выставка работ
1
Итого 33 часа
-
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение.
Учебно - методическое обеспечение
Методическое обеспечение учителя
Методическое обеспечение учащихся
-
Корнева В.В. Издание для досуга «Оригами» - Минск, 2011г.
-
Литвинчик К. Коваленко О. «Забавные зверюшки из носков»- Питер; 2015г.
-
Васина Н. «Бумажные чудеса» - Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2015г.
-
Зайцева А. «Бумажное кружево» - Москва, ЭКСМО , 2012г.
-
Моргуновская Ю. «Обережные народные куклы» - Москва, ЭКСМО , 2015г.
-
Юртакова Алина «Квиллинг» - Москва, ЭКСМО, 2012
-
Снигерев И.М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» - Москва, Кучково поле
-
Сайт Страна Мастеров stranamasterov.ru.
-
Сайт Всё для детей allforchildren.ru.
Материально-техническое обеспечение
Аудиторная магнитная доска с набором приспособлений для крепления.
Экспозиционный экран. Размер не менее 150х150см. Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. В соответствии с санитарно - гигиеническими нормами Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
21