Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»





Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».


Информационно-творческий проект


«Сезонные изменения в природе зимой»






Авторы проекта: обучающиеся 3Г класса

МОУ СОШ №9.

Руководитель проекта: Асланова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №9.



г.Надым, 2013 г.

Паспорт проектной работы.


1. Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

2. Руководитель проекта: Асланова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №9.

3. Авторы проекта: обучающиеся 3Г класса.

4. Консультант проекта: Хажина Венера Гафуровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества».

5. Возраст обучающихся: 9-10 лет.

6. Тип проекта:

  • по целевой установке - познавательный;
  • по доминирующему методу - информационный (ознакомительно-ориентировочный);
  • по содержательному аспекту - экологический;
  • по характеру контактов - внутренний;
  • по количеству участников - групповой;
  • по продолжительности выполнения - месяц (декабрь).
  • по характеру координации - с открытой, явной координацией;
  • межпредметный - интеграция русского языка, литературного чтения, окружающего мира, экологии и изобразительного искусства;
  • инициативный.

7. Заказчик проекта: МОУ СОШ №9.

8. Цели и задачи проекта.

Цели: расширить знания обучающихся о зимних изменениях в окружающей природе; привлечь внимание детей к проблеме сохранения живых организмов зимой.

Задачи:

  • провести мероприятия в классе в рамках проекта;

  • обучающимся подготовить сочинения, рисунки, стихи по данной теме;

  • информировать родителей о проекте на родительском собрании;

  • оформить сам проект для участия на научно-практической конференции «Ведай неведомое»;

  • подготовить электронную презентацию проекта;

  • участникам конференции подготовиться для представления проекта на конференции;

  • научить обучающихся умениям и навыкам проектно - исследовательской деятельности;

  • способствовать формированию у детей ценностных ориентаций, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

9. Необходимое оборудование: компьютер, фотоаппарат, бинокль, лупа, дополнительная литература, доступ к Интернет, лабораторное оборудование для проведения мини-исследования, расходный материал для оформления продуктов проектной деятельности.

10. Предполагаемые продукты: проект «Сезонные изменения в природе зимой», рисунки обучающихся, сочинения, серия фотографий, стенгазета «Сезонные изменения в природе зимой».

11. Этапы работы над проектом:

  • организационно-подготовительный;
  • практический (творческий);
  • отчётно-презентационный.






Введение.

Огромную роль в экологическом образовании детей младшего школьного возраста играет практическая, проектно-исследовательская деятельность. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многочисленные наблюдения и опросы показали, что обучающиеся неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, птиц, закатов и рассветов. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и неживой природы: деревья, травы, насекомых, птиц, сезонные изменения в природе, снег. Изучать их можно в процессе проектно - исследовательской деятельности.

Проект «Сезонные изменения в природе зимой» в соответствии с доминирующим методом деятельности является информационным и направлен на изучение изменений в природе, происходящих в зимнее время года, и предполагающий анализ и обобщение выявленных фактов. В соответствии с предметно - содержательной областью и по продолжительности данный проект является межпредметным и средней продолжительности, выполнялся как в урочное, так и во внеурочное время и требовал знаний по нескольким предметам: по окружающему миру, экологии и т.д. Проект носит коллективный характер, так как в его осуществлении принимали участие все обучающиеся из 3Г класса (возраст детей - 9-10 лет).





1. Организационно-подготовительный этап.

Задачи этапа:

  • сообщить обучающимся о планах в рамках реализации проекта;

  • дать задания обучающимся по проекту;

  • информировать родителей о проекте на родительском собрании;

На первом организационно-подготовительном этапе мы, обучающиеся 3Г класса, получили задания по нескольким предметам:

1.Литературное чтение:

- подобрать и выучить стихи о зиме;

- подготовиться к конкурсу чтецов.

2.Русский язык:

-подобрать материал о зиме и подготовиться к сочинению.

В сочинении отразить:

-За каким временем года следует зима?

-Приметы, признаки зимы.

-Какие изменения происходят только зимой?

-Какое значение имеет снег для растений, деревьев, животных зимой?

-Твоё отношение к зиме.

-За что ты любишь это время года?

3.Окружающий мир:

-подготовиться к познавательной викторине «Зимняя».

4.Изобразительное искусство:

-нарисовать рисунок.

5.Экология:

-подготовиться к тестированию «Как ты относишься к окружающей среде?».

6.Собрать материал для стенгазеты: фотоматериалы, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д.

2. Практический (творческий) этап.

Задачи этапа:

  • провести конкурс чтецов;

  • написать сочинение о зиме;

  • провести познавательную викторину «Зимняя»;

  • оформить выставку рисунков «Пришла веселая зима - кругом снежинок кутерьма»;

  • провести тестирование «Как ты относишься к окружающей среде?»;

  • оформить стенгазету «Сезонные изменения в природе города зимой»;

  • провести мини-исследование «Изучение снегового покрова вокруг нашей школы».

На этом этапе на уроке литературного чтения мы провели конкурс чтецов. Все ребята подготовили стихи о зиме, новогоднем празднике.

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

По русскому языку наш классный руководитель Ирина Викторовна задала нам домашнее задание: написать сочинение о зиме. Сочинение написали не все наши одноклассники, так как многие ребята из класса в то время болели и не ходили в школу.

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».


Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

На занятии по экологии педагог Венера Гафуровна провела познавательную викторину «Зимняя» (Приложение 1). Во время викторины класс разделили на три команды. Работать в команде у нас не сразу получилось, так как каждый хотел быть лидером. Но в ходе викторины мы все же привыкли друг другу и команды работали слаженно. В викторине отличились Костюхин Роман, Валиева Азалия, Низамиева Эвелина, Фаттахова Алсу, Павлюк Таня, Исазаде Эмилия, Чупров Александр.

Также на данном этапе мы подготовили рисунки на тему: Сезонные изменения в природе города зимой и оформили выставку рисунков «Пришла веселая зима - кругом снежинок кутерьма».

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Венера Гафуровна провела с нами тестирование «Как ты относишься к окружающей среде?» (Приложение 2).

Ирина Викторовна познакомила нас на уроке окружающего мира с электронной презентацией «Зимние изменения в природе». После ознакомления с презентацией, мы узнали много интересных сведений о зиме: о признаках зимних месяцев, природных явлениях, интересных сведениях из жизни растений и животных в зимний период и т.д.

Родители помогли нам оформить стенгазету «Сезонные изменения в природе зимой».

Под руководством Ирины Викторовны и Венеры Гафуровны Костюхин Роман, Шранк Наташа, Синячкина Таня, Исазаде Эмилия провели мини-исследование.

Мини-исследование «Изучение снегового покрова вокруг нашей школы».

Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу, так как в течение зимы неоднократно меняется погода, направление ветров, переносящих загрязнение, интенсивность и характер выбросов предприятий и т.д. Это свойство снегового покрова позволило нам провести настоящее экологическое мини-исследование: определение запыленности атмосферы вокруг нашей школы в зимний период по данным снегового покрова.

Оборудование, которым мы пользовались: лопатка, деревянная линейка, весы, воронка, фильтр бумажный, мерный стакан на 50 мл (10 шт.), стеклянная палочка.

Методика проведения мини-исследования:

  1. Провели замеры толщины снегового покрова в пяти пробных площадках вокруг школы. Пробы снега брали на всю глубину сугроба, чтобы захватить разные слои снегового покрова. Отбор проводили специальной лопаткой. При отборе проб снег тщательно утрамбовывали.
  2. Пробы снега принесли в классную комнату и оставили на сутки для оттаивания.
  3. После того, как температура талой воды сравняется с комнатной, провели анализ на содержание твёрдых осадков.
  4. Оттаявшую снеговую воду фильтровали через предварительно взвешенные бумажные фильтры. Использовали фильтры округлой формы, который вставляется поверх стеклянной воронки, в которую периодически подливали талую снеговую воду.
  5. Воду перемешали в мерных стаканах, чтобы не осталось осадка на дне.
  6. На электронных весах взвесили чистый бумажный фильтр.
  7. Влажные фильтры с осадками положили сушить на сутки на радиаторы.
  8. Осадки, осевшие на фильтре, высушили и взвесили. Вес осадка вычисляется как разница веса бумажного фильтра до и после взвешивания. Полученный результат характеризует валовое (то есть общее) накопление пылевой фракции в снеговом покрове за зимний сезон (Приложение 3, таблица 1).
  9. Результаты мини-исследования мы занесли в общую таблицу (Приложение 3, 4).
  10. Сделали выводы по итогам мини-исследования: полученные результаты в пяти пробных площадках показали разное накопление пыли в снеговом покрове за зимний сезон, самым загрязненным участком явился участок возле дороги, наиболее чистым участком - возле МПСИ.

На этом задачи практического (творческого) этапа мы выполнили.

3. Отчётно-презентационный этап.

Задачи этапа:

  • оформить сам проект для участия на научно-практической конференции «Ведай неведомое»;

  • подготовить электронную презентацию проекта;

  • участникам конференции подготовиться для представления проекта на конференции.

На этом этапе мы с одноклассниками готовились к участию на научно-практической конференции «Ведай неведомое»: оформили проект, репетировали. Родители оформили стенгазету.

Список литературы:


  1. Грехова Л. И., Баранник М. М. и др. В союзе с природой. Учебно - методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. - М.: «Илекса», «Сервисшкола», 2001.- С.366.

  2. Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Титова Е. Л. Ресурсосбережение в школе: Как организовать проект по экономии энергии. СПб.: РОО «АсЭкО», 2002.- С.80.

  3. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. - Гидрометиоиздат, 2004.

  4. Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. и др. Детский экологический проект. Шаг в 21 век (Материалы для организаторов). - СПб.: НМЦ, 2002.- С.30.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. - С.112.

  6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С.272.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся - М.: АРКТИ, 2005. - С.80.





























Приложение 1.

ЗИМНЯЯ ВИКТОРИНА.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз. (Мороз)

Загадка эта не легка:

Пишусь всегда через два «к»

И мяч, и шайбой клюшкой бей,

А называюсь я ……………….. хоккей.

Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых …… лыжах,

Здравствуй зимушка……зима.

Каждый вечер я иду рисовать,

Круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими…………..коньками.

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег)

Что за дерево такое -

Вся макушка в серебре.

Расцвело у нас зимою

В день морозный в декабре. (Ёлка)

Идет, а ног нет,

Легкий, а крыши ломает. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

С неба - звездой

В ладошку - водой. (Снежинки)

Все ломаю,

Все срываю,

Ничему пощады нет. (Вихрь)

Старик-шутник

На улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Мороз)

Без рук, без ног в избу лезет. (Холод)

Проявляю интерес:

Что спускается с небес

Звёздочкой лучистой,

Мягкий и пушистый?

Крепость из него построят,

Пирамиду установят.

"Осторожней!" - слышен клич:

С неба падает …(снег)


БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШАРАДА

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук)

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк)

С «Л» - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С» - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказкой, отгадайте слово и название северного животного, которое «убежало» от этого слова.

◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы).

«ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

◘ Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

◘ Кто без глаз, а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча)


ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА

◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый.

(Заяц)

◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби.

(Волк)

◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

(Лиса)

◘ Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

(Белка)

◘ Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.

(Поползень)

◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой.

(Дятел)

ВЕСЁЛАЯ ВИКТОРИНА "САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ..."

Самый большой хищный зверь?

(Белый медведь.)

Самый большой медведь?

(Белый медведь.)

Самый небесный цвет?

(Голубой)

Самый большой кусок льда?

(Айсберг.)

УМНЫЕ ВОПРОСЫ

- Для чего на зиму вставляют вторые окна?

(Вторые рамы вставляют для предохранения комнаты от быстрого остывания. Неподвижный воздух, заключенный между двумя рамами, является плохим проводником тепла).

- Зачем зимой посыпают тротуары песком?

(Тротуары посыпают песком затем, чтобы сила трения была больше и пешеходы не падали).

-Верно ли, что при безоблачном небе морозы бывают сильнее?

(Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остывать земле).

-Почему зимнюю одежду стараются делать из меха или шерсти?

(Мех и шерсть - плохие проводники тепла, поэтому они лучше всего предохраняют тело от холода от потери тепла).

-Почему рыхлый снег предохраняет от промерзания лучше, чем утрамбованный?

(Снег порист: между снежинками и даже внутри них много воздуха, который является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, и задерживает тепло, излучаемое землей в атмосферу. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже).


НОВОГОДНИЕ ВОПРОСЫ «СНЕЖНЫЙ КОМ»

- Кто является самым главным сказочным персонажем на всех новогодних праздниках? (Дед Мороз)

- А где живет Дед Мороз? (В Великом Устюге)

-Кто является внучкой Деда Мороза? (Снегурочка)

-Какого числа все россияне провожают Старый год? (31 декабря)

-Когда наступает Новый год у нас в России? (1 января)

Приложение 2.

Тест «Как ты относишься к окружающей среде?»

Цель: выявить уровень сформированности у обучающихся представления об окружающей среде.

Бесспорно, ты знаешь об окружающей среде, о взаимосвязях, которые в ней существуют, и тебе известны проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов. Хочешь ли ты узнать о своем собственном отношении к природе, своих возможностях, о том, как повлиять на свое будущее? В этом тебе поможет тест.

Инструкция:

  1. Выполняй задания по порядку.
  2. На каждый вопрос выбери один из предложенных вариантов ответа: многие вопросы не предполагают правильного или неправильного ответа - просто вырази свое собственное мнение.
  3. В каждом пункте выбери правильный ответ и обведи букву правильного ответа в кружочек или выдели чертой. Например, 1. - С.

Вопросы:

  1. Слышал ли ты о проблемах окружающей среды?
  1. Нет, не слышал, не обращал внимание.
  2. Да, что-то говорили в школе.
  3. Да, я стараюсь узнать об этом больше.
  1. В твоей квартире экономят электроэнергию?
  1. Родители.
  2. Ты сам.
  3. Никто.
  1. Покупая товар в магазине, ты обращаешь внимание на:
  1. Страну - производителя.
  2. Цену и качество.
  3. Информацию о влиянии товара на окружающую среду и здоровье человека.
  1. Нужны ли в твоем городе специальные места для мытья автомобилей?
  1. Нет, так как есть возможность вымыть автомобиль на окраине города, где протекает река.
  2. Да, так как это удобно.
  3. Да, так как в этом случае использованная вода фильтруется.
  1. Окружающая среда - это:
  1. Источник необходимых ресурсов.
  2. Все, что окружает тебя.
  3. Ты не думал об этом.
  1. Какими природными ресурсами богат Ямал?
  1. Энергетическими ресурсами.
  2. Энергетическими, лесными и речными ресурсами.
  3. Цветными металлами.
  1. Главный источник загрязнения атмосферы на Ямале?
  1. Нефтегазодобывающие компании.
  2. Теплоэлектростанции.
  3. Автотранспорт.
  1. Как ты считаешь, что является самым главным для жизни?
  1. Высокая заработная плата.
  2. Возможность получить образование и работу.
  3. Состояние окружающей среды и здоровья.
  1. Как ты считаешь, как относились бы твои родители к тому, что предприятие, на котором они работают, хотели бы закрыть по причине опасности загрязнения окружающей среды?
  1. Согласились бы.
  2. С возмущением.
  3. Предложили бы свои варианты решения.
  1. Твое общение с природой определяет:
  1. Желание чаще бывать на природе и бережно относиться ко всему живому.
  2. Необходимость пользоваться её дарами.
  3. Интерес к происходящим в природе явлениям.
  1. Если ты видишь, как кто - то совершает поступки в ущерб природе, то ты:
  1. Сообщишь в комитет по охране окружающей среды.
  2. Пройдешь мимо.
  3. Сделаешь замечание.
  1. Что ты выберешь, если тебе предложат:
  1. Проведешь занятие по экологии для младших школьников.
  2. Изучишь сложную экологическую проблему.
  3. Разработаешь и реализуешь с друзьями экологический проект.

Обработка и интерпретация результатов:

Оценочная шкала:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

А.

0

1

1

0

1

1

0

1

1

2

1

1

В.

1

2

1

1

2

2

2

1

1

0

0

1

С.

2

0

2

2

0

0

1

2

2

2

2

2

Если ты набрал менее 12 баллов, то ты знаешь о существовании окружающей среды, зависимости человека от природы. Тебе надо определиться в своем отношении к ней, осмыслить свою роль в сохранении окружающей среды.

Если ты набрал от 12 до 18 баллов, то ты ощущаешь себя частью природы, задумываешься над происходящими в природе и обществе процессами и явлениями. Выполнив задания этого теста, ты сможешь принимать осознанные решения в отношении окружающей среды.

Если ты набрал более 18 баллов, это значит, что твои знания и опыт могут быть полезны другим людям, чтобы они смогли определиться в выборе своих поступков в отношении окружающей среды.



















Протокол.

Цель: выявить уровень сформированности у обучающихся представления об окружающей среде.

Методика: тест «Как ты относишься к окружающей среде?».

Количество участников теста: 24 обучающихся.

Количество обучающихся, набравших менее 12 баллов: 1 (4,2%).

Количество обучающихся, набравших от 12 до 18 баллов: 16 (67%).

Количество обучающихся, набравших более 18 баллов: 7 (29,2%).

Выводы:


  1. 4,2% обучающихся знают о существовании окружающей среды, зависимости человека от природы, но им надо определиться в своем отношении к ней, осмыслить свою роль в сохранении окружающей среды.
  2. 67% обучающихся задумываются над происходящими в природе и обществе процессами и явлениями.
  3. 29,2% обучающихся уже определились в выборе своих поступков в отношении окружающей среды.
  4. В ходе тестирования выявлена положительная динамика сформированности у обучающихся представления об окружающей среде.



Приложение 3.

Таблица 1.

Валовое (то есть общее) накопление пылевой фракции в снеговом покрове за зимний сезон

в районе нашей школы.


Место сбора пробы снега

Глубина снегового покрова,

в см.

Кол-во

отобранного снега, в мл

Кол-во

оттаявшего снега (талой воды), в мл

Вес фильтра с осадками, в граммах*

Вес осадков,

в граммах

1.

Возле автодороги

34

65

33

0, 0180

0,0033

2.

Возле катка

15

65

32

0, 0167

0,002

3.

Напротив дома №8

по ул. Заводская

39

65

40

0, 0167

0,002

4.

Возле МПСИ

19

65

24

0, 0150

0,0003

5.

На игровой площадке

6

65

41

0, 0170

0,0023


* Вес чистого бумажного фильтра - 0, 0147г

Пояснение: 0, 0180 - 0, 0147 = 0, 0033 г - вес осадков, в граммах.





























Приложение 4.


Как мы проводили мини-исследование. Фотодайджест.


Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Костюхин Роман Шранк Наташа и Ирина Викторовна

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Исазаде Эмилия и Синячкина Таня проводят замеры толщины снегового покрова и берут пробы снега

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Пробы снега

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Юные исследователи проводят фильтрацию талой снеговой воды

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Наташа и Эмилия взвешивают бумажный фильтр Девочки и Ирина Викторовна демонстрируют

фильтры с осадками

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Исследователи рассматривают осадки на фильтре

Фильтры с осадками

Информационно-творческий проект «Сезонные изменения в природе зимой».

Подготовка участников конференции для предоставления проекта

© 2010-2022