Урок «Распространённые и нераспространённые предложения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Распространённые и нераспространённые предложения. (4 класс) Учитель КГУ «ОСШ № 21 г. Темиртау» Синицына Елена Борисовна Задачи:
  1. Создать условия для изучения и первичного закрепления знаний о распространённых и нераспространённых предложениях.
  2. Способствовать развитию интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: работать с опорными схемами.
  3. Воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА: I. Оргмомент. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? А теперь улыбнитесь друг другу. И пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло и уютно на душе, и пусть хорошее настроение останется у вас на весь день! II. Пальчиковая гимнастика: Готовим руку к письму «Замок»

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения паль­цев от себя),

Постучали (основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы). После того, как открыли замок, руки надо помыть и встряхнуть кисти рук. III. Минутка чистописания: Кк Ккк Кккк Ккккк Кн Нк Кн Нк Корень учения горек, да плод его сладок. - Как вы понимаете пословицу? Какую ещё похожую по смыслу пословицу вы знаете? (Тяжело в ученье, легко в бою) - Сегодня вы тоже на уроке научитесь новому, и приложите к этому все свои старания. А сейчас мы отправляемся с вами в музей. Что мы там видим? IV. Словарная работа: Составьте слово: ААИКНРТ (картина) - Что такое картина? (1. Это произведение живописи; 2. То же, что фильм; 3. То, что можно видеть или представлять в конкретных образах, т.е. картина природы, мне картина событий ясна.) Существует две версии происхождения слова в русском языке: 1. Образовано с помощью суффикса «ина» от итальянского слова «карта», т.е. бумага. 2. Заимствовано из итальянского языка "cartina" - тонкая, красивая бумага. - Запишите слово в тетрадь. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Какую безударную гласную в слове надо запомнить? - Составьте предложение со словом «картина». Запишите. (У доски один ребёнок). - Разберите предложение по членам предложения. V. Повторение. - Мы с вами сейчас говорили о предложениях. Какой раздел русского языка изучает предложения? (синтаксис) - Из чего состоят предложения? (из связанных между собой слов) - Что важно в предложении? (смысл и порядок слов) - Какие предложения по интонации вы знаете? (восклицательные и невосклицательные) - Какие предложения по цели высказывания бывают? (повествовательные, побудительные и вопросительные) - Дайте характеристику предложению. (По цели высказывания, по интонации, по количеству основ) - Составьте со словом «картина» вопросительное предложение, восклицательное предложение, побудительное предложение. VI. Индивидуальные карточки (пока идёт словарная работа): 1. Прочитайте текст. Сделайте синтаксический разбор предложений. Весна заглянула в наш сад. Побежали весёлые ручейки. На деревьях набухли почки. В скворечник вернулся из тёплых стран хозяин. 2. Расставь в предложениях правильно знаки препинания. Дай характеристику предложениям. Какое время года сейчас ( ) Скоро наступит долгожданная весна ( ) Посмотри в окно ( ) Как я люблю весну ( ) VII. Знакомство с новой темой: - На доске текст по картине. Прочитайте его. Представили ли вы, что изобразил на картине художник? Послушайте второй текст. Чем он отличается от первого? Какой из них наиболее точно описывает картину? Изображена весна. Лежит снег. Светит солнце. Цвет придаёт. Задремала лошадка. Дверь открыта. Выйдет хозяин. Предстаёт лес. Зелень отбрасывает. Царит холод. Лучи не успели обогреть. Наступил март. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но уже ярко светит солнце. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. Озарённая солнцем лошадка задремала под тёплыми весенними лучами. Дверь дома открыта. С минуты на минуту выйдет хозяин. Слева от нас предстаёт лес. Хвойные лапы отбрасывают тёмные тени. В лесу царит зимний холод. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели. Но это произойдёт очень скоро, ведь наступил март. - Перед вами картина великого русского художника Исаака Левитана «Март». Такой ли вы её представили по описанию? - Запишите в тетрадь первый текст. Подчеркните основу в предложениях. - Как вы думаете, почему второй текст более точный? (Там есть второстепенные члены предложения, а в первом предложении только главные члены предложения) Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое). Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). VIII. Физминутка:

Солнце спит и небо спит. (Сложение ладоней к левой и к правой щеке).

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками).

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, подтянулись).

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми руками).

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сторону руками).

Небо тучей заволок, (Закрываем лицо руками). IХ. Закрепление: - Повторите, как называются предложения, которые состоят только из главных членов предложения? Как называются предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть ещё и второстепенные? Работа по карточкам:

1 уровень: Прочитайте рассказ. Что значит выражение: Заря запылала пожаром? Выпишите из рассказа сначала нераспространённые, а потом распространённые предложения.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Наступает вечер. Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. От деревьев и от кустов побежали длинные тени. Появилась луна.

2 уровень: Распространите следующие предложения, добавляя новые слова, какие подойдут. Запишите эти предложения.

(Какая?) … туча пронеслась ( как?) …. . Затих (какой?) … ветер. Повеселели деревья (где?) … . (Как?) … зазеленела трава. Запели (какие?) … птицы. Х. Подведение итога: - Как называются предложения, которые состоят только из главных членов предложения? - Как называются предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть ещё и второстепенные? - Что такое главные члены предложения? - Какие второстепенные члены предложения вы знаете? ХI. Домашнее задание. С. 229 упр. 582 Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения.


© 2010-2022