Программа внеурочной деятельности Хочу все знать

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа кружка во 2 классе «Хочу всё знать»

Пояснительная записка Программа реализует общеинтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских и познавательных способностей школьников, расширения знаний детей о мире, включения в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Программа составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова; программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Программа предназначена для реализации в отдельно взятых начальных классах и рассчитана на детей в возрасте 6,5 - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игр с ролевым акцентом, игр-исследований, логических игр, экскурсий, круглых столов, научно-практических мини-конференций. Программа состоит из модуля: «Умники и умницы», 34 часа в год. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, побывать в роли учёного-исследователя. Ее актуальность основывается на удовлетворении интереса, потребности в познании окружающего мира детей младшего школьного возраста. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, учит использовать собственный жизненный опыт для решения задач, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной и старшей школе, колледжах и вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время деятельностный и личностно - ориентированный подходы к обучению. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы «Хочу всё знать» - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, развитие творческих способностей и самостоятельности мышления. В соответствии с целью поставлены задачи:

  • формировать представле­ния об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развивать коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в коллективе, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
В результате изучения программы ребята научатся извлекать информацию и добывать новые знания из различных источников, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, доносить свою позицию до других, определять основные правила сотрудничества. Программа предусматривает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • решать нестандартные задачи; видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
  • наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату.

Познавательные УУД

  • приобретут навыки решения творческих задач; поиска, анализа и интерпретации информации;
  • научатся добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения заданий с использованием учебной литера­туры и сети Интернет;
  • научатся основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделению существенной информации из текс­тов разных видов.

Коммуникативные УУД

  • научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы;
  • приобретут опыт публичных выступлений.
Учащиеся будут знать:
  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.
Учащиеся будут уметь:
  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  • переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять план действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль;
  • презентовать свою работу.
Учащиеся будут способны проявлять следующее:
  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу перед аудиторией.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: оформление мыслей в письменной форме, составление докладов;
  • с уроками литературного чтения: работа с художественными текстами;
  • с уроками окружающего мира: работа с научными текстами;
  • с уроками риторики: публичная защита собственных исследований;
  • с уроками изобразительного искусства и технологии: оформление собственных исследовательских работ, в том числе в электронном виде, участие в выставках рисунков.

Тематическое планирование во 2а классе

№ п/п

Тема

всего

теория

практика

1

Модуль «Умники и умницы»

34

6

21

2

Познаём себя

3

-

3

3

Развиваем свои способности

14

4

10

4

Научные исследования и наша жизнь

8

1

7

5

Наблюдение и экспериментирование

7

2

5

6

Заключительное занятие «Мини-конференции по итогам собственных изысканий».

2

-

2


Итого

34

13

27

Содержание программы

Модуль «Умники и умницы» - 28 ч.

  1. Познаём себя (3 ч.) В практической части: Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти. Графический диктант.
  2. Развиваем свои способности (14 ч.) В теоретической части: Развитие концентрации внимания. Слуховая память. Аналитические способности. Воображение. Логическое мышление. В практической части: Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
  3. Научные исследования и наша жизнь (8 ч.) В теоретической части: Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. В практической части: проект «Мои домашние питомцы», проект «Какие мы». Практические задания: "Давайте вместе подумаем", "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?". Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей" и др. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Коллективная игра-исследование «Прогулка по зоопарку».
  4. Наблюдение и экспериментирование (7 ч.) В теоретической части: Искусство задавать вопросы. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Ассоциации и аналогии. Суждения, умозаключения, выводы. В практической части: проект «Моя родословная. История возникновения фамилии».
  5. Заключительное занятие (2 ч.) В практической части: Мини-конференция по итогам собственных изысканий.

Модуль «Умники и умницы» - 34 ч.


Познаём себя -3 ч.

1

1.9

Моё внимание. Моё воображение. Моя память.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Совершенствование мыслительных операций.

П-3

2

8.9

Развиваем внимание.

3

15.9 Тренировка внимания.

Развиваем свои способности - 14 ч.

4

22.9 Виды памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Т-1

5

29.9 Развитие слуховой и зрительной памяти.

П-3

6

6.10 Развитие логического мышления.

7

13.10 Наше воображение.

8

20.10 Мыслительные операции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать.

Т- 1

9

27.10 Развитие быстроты реакции, внимания, слуховой и зрительной памяти.

10

10.11 Мыслительные операции.

11

17.11 Развитие быстроты реакции, внимания. Логическое мышление. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать.

П-1

12

24.11 Развитие слуховой и зрительной памяти.

13

1.12 Развитие быстроты реакции, внимания.

Т- 1

14

8.12 Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

П-4


15

15.12 Моё воображение. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

16

22.12 Моё воображение

17

29.12 Учимся думать. Выявление уровня развития мыслительных операций. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

П-5

Научные исследования и наша жизнь - 8 ч.


18

12.01

Методы исследования.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Практические задания: "Давайте вместе подумаем", "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?", "Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей" и др. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей» Коллективная игра-исследование «Прогулка по зоопарку».

Т-2

П-2


19

19.01

Методы исследования.

20

26.01

Наблюдение и наблюдательность.

21

02.02

Наблюдение и наблюдательность.

22

09.02 Проект «Мои домашние питомцы».

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Оценка процесса и корректировка результатов работы. Представление готового проекта.

П-5

23

16.02 Проект «Мои домашние питомцы».

24

01.03 Социальный проект «Какие мы?»

25

15.03 Социальный проект «Какие мы?»

Наблюдение и экспериментирование-7 ч.


26

05.04

Искусство задавать вопросы.


Дискуссии.

Т-2

П-5

27

12.04

Учимся оценивать идеи.

28

19.04

Учимся выделять главное и второстепенное

29

26.04 Ассоциации и аналогии.

30

03.05 Суждения, умозаключения, выводы.

31

10.05 Проект «Моя родословная. История возникновения фамилии»

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Оценка процесса и корректировка результатов работы. Представление готового проекта.

П-7

32

17.05 Проект «Моя родословная. История возникновения фамилии»

Заключительное занятие


33

24.05

«Я - исследователь».

Мини-конференция по итогам собственных изысканий.

П






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Литература для учителя А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. - 34 с. - (Серия «Умники и умницы»)

Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. (1 - 4 классы) Методическое пособие, Москва: РОСТ книга, 2012 г.

М.К. Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно - исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Литература для учащихся А.И. Савенков «Я - исследователь».- Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2012.

О. Холодова «Юным умникам и умницам» 2 класс- М.: РОСТ, 2013

Словари, справочники, энциклопедии.

Технические средства обучения

Ноутбук или компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска или проекционный экран.

Фотокамера цифровая.

Сканер.

Принтер.

Видеокамера.

Электронный микроскоп.

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: school-collection.edu.ru/

7


© 2010-2022