Рабочая программа по кружку Почитайка (Айста лудына) по родной литературе 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР И.о директора МБОУ

учителей начальных классов «Елеевская СОШ»

_____/Яндимирова Г.Н./ ______/ Горохова А.Е../ ______/ Горохова А.Е../

Протокол №1 от 26.08.2015г 26.08.2015 г Приказ №138 от 29.08.2015 г.








Рабочая программа

по кружку «Айста лудына» (Почитай-ка) для 3 класса

учителя начальных классов

Яндимировой Галины Никандровны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБОУ «Елеевская СОШ»

( протокол № 1 от 27.08.2015 г.)















с. Елеево, 2015

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании документов: 1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. № 1/15)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Айста лудына» (Почитай-ка) разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
  • письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";



Программа кружка «Почитай-ка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Ценностные ориентиры содержания программы. Программа создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей республики и готового к восприятию культуры и литературы народов других республик и стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения и родной литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами произведений, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Главные цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развивать поэтический слух детей;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Программа курса рассчитана на 4 года реализации. Данная программа «Айста лудына» (Почитай-ка) ориентирована на третий год обучения по программе родной литературы и рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-10 лет. Задачи программы «Айста лудына» (Почитай-ка)
  1. Формировать следующие универсальные учебные действия:
  • прогнозировать содержание произведений до чтения, используя информацию из раздела книги;
  • систематизировать произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
  1. формировать ценностное отношение к книге (чтению), семье, Отечеству, истории Отечества;
  2. расширять читательский кругозор ребенка (авторские и народные сказки, книги о детях и для детей, книги о защитниках Отечества);
  3. формировать читательские умения (определять сюжеты в сказках, находить образы и давать им краткую характеристику, находить главные слова, характеризующие персонажей) понимать замысел автора);
  4. развивать творческий потенциал

Место в учебном плане. Согласно плану внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год реализация программы «Айста лудына» («Почитай-ка») осуществляется в рамках внеурочной деятельности и планируется из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.

Особенности организации занятий по программе «Почитай-ка»

Организация занятий по программе «Почитай-ка» осуществляется в русле системно-деятельностного подхода, что выражается в самостоятельном (коллективном и индивидуальном) добывании знаний самими учениками на основе использования их опыта, результатов их практической деятельности, проведённых наблюдений, высказанных предположений.
В соответствии с этим на занятиях обучающиеся вовлекаются в различные виды внеурочной деятельности:

  • игровую деятельность (дидактические игры, ролевые и сюжетные игры);
  • познавательную деятельность (познавательные беседы,);
  • проблемно-ценностное общение (этическая беседа);
  • художественное творчество (иллюстрирование произведений, инсценирование).
Формы проведения занятий могут быть различны:
  • занятие- путешествие;
  • занятие-игра;
  • занятие-спектакль;
  • занятие - викторина, конкурс;
  • занятие- праздник и т.п.
Для проведения занятий используются помещения игровой комнаты, библиотеки. Главное условие любого занятия - непохожесть на урок. Привитие интереса к чтению, к книге должно идти ненавязчиво и увлекательно. Использование мультимедийных ресурсов при организации викторин, конкурсов, познавательных бесед так же позволяют повысить интерес обучающихся к теме. Организация выполнения заданий в парах и группах позволяет решить ряд коммуникативных задач: обучающиеся учатся взаимодействию в коллективе, умению договариваться, распределять обязанности среди членов группы для достижения общего результата. В конце учебного года проводится образовательное событие, где все обучающиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения в рамках программы «Почитай-ка».

Тематический план

№ п/п

№ занятия

Раздел и тема

Всего часов

1

1-2

Калык ойпого (Устное народное творчество)

2

2

3-4

Тыге ышташ ок йоро, а тыге лиеш да кулеш.( Что такое хорошо, что такое плохо)

2

3

5- 9

Элем пелен. (Моя Родина)

5

4

10-13

Паша - илыш негыз. (Труд - основа жизни.)

4

5

14-16

Марий калык пайрем-влак(Марийские народные праздники)

3

6

17-19

Пуртус муро. Кенеж да шыже.( Природа. Лето и осень.)

3

7

20

Юзо теле. (Природа. Зима)

1

8

21-24

Сылне шошо шыргыжеш.

( Природа. Весна.)

4

9

25-26

Аваем, аваем!( Мамочка, мамочка!)

2

10.

27-31

Тыныс лийже туня умбалне. (Пусть будет мир на земле)

5

11.

32-34

Лумло марий писатель-влак. (Известные марийские писатели и поэты)

3

Содержание программы 3 класс(34 ч)


Калык ойпого. Марий да моло калыкын ойпогышт: йомак, муро, тушто, калыкмут, калык пале да мыскара. Тыге ышташ ок йӧрӧ, а тыге лиеш да кўлеш. Сайым да удам ойыркалаш полшышо сынан почеламут ден ойлымаш-влак. Йоча-влакын тунеммаштышт, ваш-ваш келшымаштышт, пайдале тўшка паша ыштымаштышт, икте-весылан полшымаштышт сай да удам ончыктымаш. Элем пелен. Марий Элын илышыж гыч странице-влак. Марий кундемын ошкылжо, пашам йӧратыше калыкше; лўмлӧ енже-влак нерген почеламут, ойлымаш да статья-влак. Паша - илыш негыз. Кугыен-влакын пашашт, тўрлӧ профессийышт, икшыве-влакын вий шутымо пашашке ушнымашышт нерген сьшнымут. Пўртўс муро. Идалык жап-влак, шочмо пўртўс, кундемыштына ашныме вольык да илыше янлык-влак нерген почеламут, ойлымаш, статья-влак. Аваем, аваем. Ныжыл кумылан ава-влак, нунын шке шочшышт верч тыршымышт да тургыжланымышт нерген почеламут, ойлымаш ден калыкмут-влак. Ешыште да пашаште тыршыше ўдырамашлан пӧлеклыме моктеммут. Тыныс лийже тўнямбалне. Армий, кугу cap годым фронтышто, тылыште калык-влакын патырлыкым ончыктымышт, кызьггсе жапыште тыныслык верч шогымаш нерген сылнымут. Лўмлӧ марий писатель-влак. М.Шкетанын, О.Шабдарын, К.Беляевын, М.Казаков ден И.Осминын сылнымут аршашышт.

Планируемые результаты:

В результате освоения программы «Почитай-ка» формируются следующие предметные умения, соответствующие

требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание произведений до чтения, используя информацию из заголовка темы;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- составлять краткие аннотации к прочитанным произведениям;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанном рассказе и стихотворении, выражать своѐ мнение

и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Критерии эффективности реализуемой программы:

  • сохранение контингента обучающихся к концу учебного года;
  • систематичность посещения библиотеки школьной (городской);
  • увеличение % качественного участия детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  • удовлетворительные результаты контроля осознанности чтения по предмету литературное чтение;

Оборудование Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, экран, проектор,

Литература для учителя Марий йылме да литератур лудмаш дене примерный программе: С.Д. Дмитриев, А.М. Ефремов, «Уста туныктышо» лабораторийын членже -влак ямдыленыт - Йошкар-Ола:Марий туныктыш институт, 2011

Литература для ученика

Учебник "Лудшаш книга" 3класс С.Д.Дмитриев Йошкар - Ола: Марий книга савыктыш, 2006.

Календарно-тематическое планирование.


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактическая

1

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. (Алёнушка акаже ден Иванушка шольыжо.Руш калык йомак)

1

2

Шарль Перро «Красная Шапочка» (Йошкар Упш.)

1

3

Н.Носов «Огурцы» (Кияр)

1

4

Н.Новиков «Начинать только трудно»

(Туналаш веле йосо)

Р.Петрова «Два вида поведения» (Кок койыш)

1

5

Б.Данилов «Наша деревня» (Мемнан ялна)С.Вишневский «Родная земля» (Шочмо мланде)

1

6

К.Васин «Йошкар-Ола» В.Иванов «Песня про Йошкар-Олу»(Йошкар-Ола нерген муро)

1

7

Я.Ялкайн «Чорай» К.Васин «В.А.Мухин-Сави»

1

8

В.Сави «Летнее утро» (Кенеж йуд), «На лоне красивой природы» (Сылне пуртус лонгаште)

1

9

Р.Беляйкина «Знаменитая учительница» (Лумло туныктышо)

1

10

К.Мелихан «Счастье» (Пиал)

1

11

А.Фёдоров «Муравьи» (Кутко-влак) сказка

1

12

С.Чавайн «Пасеха» (Мукшотар)

1

13

Л.Воронкова «Душа радуется труду» (Паша чоным куандара)

Дим.Орай «На Буйской поляне» (Буй олыкышто)

1

14

В.Акцорин «В каждом марийском доме» (Кажне марий портышто) (Шорыкйол пайремым модын ончыктымаш)

1

15

А. Волков «Масленица» (Уарня пайрем)

1

16

М.Шкетан «Праздник цветов» (Йошкар Пеледыш пайрем)

1

17

Ю.Чавайн «Птицы осенью» (Кайык-влак шыжым)

1

18

М.Колосов «Маленький ёжик» (Изи шоншо)

1

19

В.Бианки « Заяц, тетерев, медведьи Дед Мороз» (Меран, Кудыр, маска да Йушто Кугыза)(йомак)

1

20

В.Даль «Годовалый дед» (Икияш кугыза)(сказка-загадка)

И.Крылов «Кузнечик и муравей» (Шудошырчык ден кутко)(басне)

1

21

Ю.Чавайн « Май» В.Бианки «Когда наступает весна» (Шошо кунам туналеш)

1

22

Б.Данилов «108 минут»

1

23

Мужик и медведь(Марий ден маска) (руш калык йомак)

1

24

В.Дмитриев «День Победы» (Сеныме кече) Ю.Артамонов «Мир»

1

25.

С.Николаев «Маме» (Авамлан) Ю.Артамонов «Мама»(Ава)

1

26

«Кукушка» (Куку) (ненец калык йомак)

1

27

Б.Данилов «Очередь» М.Емельянов «Самое дорогое слово» (Эн шерге мут)

1

28

Б.Данилов «Навеки останемся в памяти»(Курымешлан чапнаже кодеш) А.Мичурин-Азмекей «Кыраш гын, кыраш!»

1

29

Ю.Корольков «Лёня Голиков».

1

30

Г.Набатов «Подвиг девушки» (Удырын патырлыкше)

1

31

К.Курашкевич «Три сына» (Кум эрге)

1

32

Миклай Казаков «Берёза»(Куэ)

1

33

Иван Осмин «Расцвела калина» (Ошын койын, полан пеледалын)

1

34

Константин Беляев «В огороде» (Пакчаште)

1







© 2010-2022