- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по кружку Почитайка (Айста лудына) по родной литературе 3 класс
Рабочая программа по кружку Почитайка (Айста лудына) по родной литературе 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яндимирова Г.Н. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР И.о директора МБОУ
учителей начальных классов «Елеевская СОШ»
_____/Яндимирова Г.Н./ ______/ Горохова А.Е../ ______/ Горохова А.Е../
Протокол №1 от 26.08.2015г 26.08.2015 г Приказ №138 от 29.08.2015 г.
Рабочая программа
по кружку «Айста лудына» (Почитай-ка) для 3 класса
учителя начальных классов
Яндимировой Галины Никандровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МБОУ «Елеевская СОШ»
( протокол № 1 от 27.08.2015 г.)
с. Елеево, 2015
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании документов: 1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. № 1/15)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Айста лудына» (Почитай-ка) разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Программа кружка «Почитай-ка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ценностные ориентиры содержания программы. Программа создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей республики и готового к восприятию культуры и литературы народов других республик и стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения и родной литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами произведений, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Главные цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
- развивать поэтический слух детей;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
- Формировать следующие универсальные учебные действия:
- прогнозировать содержание произведений до чтения, используя информацию из раздела книги;
- систематизировать произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
- формировать ценностное отношение к книге (чтению), семье, Отечеству, истории Отечества;
- расширять читательский кругозор ребенка (авторские и народные сказки, книги о детях и для детей, книги о защитниках Отечества);
- формировать читательские умения (определять сюжеты в сказках, находить образы и давать им краткую характеристику, находить главные слова, характеризующие персонажей) понимать замысел автора);
- развивать творческий потенциал
Место в учебном плане. Согласно плану внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год реализация программы «Айста лудына» («Почитай-ка») осуществляется в рамках внеурочной деятельности и планируется из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Особенности организации занятий по программе «Почитай-ка»
Организация занятий по программе «Почитай-ка» осуществляется в русле системно-деятельностного подхода, что выражается в самостоятельном (коллективном и индивидуальном) добывании знаний самими учениками на основе использования их опыта, результатов их практической деятельности, проведённых наблюдений, высказанных предположений.
В соответствии с этим на занятиях обучающиеся вовлекаются в различные виды внеурочной деятельности:
- игровую деятельность (дидактические игры, ролевые и сюжетные игры);
- познавательную деятельность (познавательные беседы,);
- проблемно-ценностное общение (этическая беседа);
- художественное творчество (иллюстрирование произведений, инсценирование).
- занятие- путешествие;
- занятие-игра;
- занятие-спектакль;
- занятие - викторина, конкурс;
- занятие- праздник и т.п.
Тематический план
№ п/п
№ занятия
Раздел и тема
Всего часов
1
1-2
Калык ойпого (Устное народное творчество)
2
2
3-4
Тыге ышташ ок йоро, а тыге лиеш да кулеш.( Что такое хорошо, что такое плохо)
2
3
5- 9
Элем пелен. (Моя Родина)
5
4
10-13
Паша - илыш негыз. (Труд - основа жизни.)
4
5
14-16
Марий калык пайрем-влак(Марийские народные праздники)
3
6
17-19
Пуртус муро. Кенеж да шыже.( Природа. Лето и осень.)
3
7
20
Юзо теле. (Природа. Зима)
1
8
21-24
Сылне шошо шыргыжеш.
( Природа. Весна.)
4
9
25-26
Аваем, аваем!( Мамочка, мамочка!)
2
10.
27-31
Тыныс лийже туня умбалне. (Пусть будет мир на земле)
5
11.
32-34
Лумло марий писатель-влак. (Известные марийские писатели и поэты)
3
Содержание программы 3 класс(34 ч)
Калык ойпого. Марий да моло калыкын ойпогышт: йомак, муро, тушто, калыкмут, калык пале да мыскара. Тыге ышташ ок йӧрӧ, а тыге лиеш да кўлеш. Сайым да удам ойыркалаш полшышо сынан почеламут ден ойлымаш-влак. Йоча-влакын тунеммаштышт, ваш-ваш келшымаштышт, пайдале тўшка паша ыштымаштышт, икте-весылан полшымаштышт сай да удам ончыктымаш. Элем пелен. Марий Элын илышыж гыч странице-влак. Марий кундемын ошкылжо, пашам йӧратыше калыкше; лўмлӧ енже-влак нерген почеламут, ойлымаш да статья-влак. Паша - илыш негыз. Кугыен-влакын пашашт, тўрлӧ профессийышт, икшыве-влакын вий шутымо пашашке ушнымашышт нерген сьшнымут. Пўртўс муро. Идалык жап-влак, шочмо пўртўс, кундемыштына ашныме вольык да илыше янлык-влак нерген почеламут, ойлымаш, статья-влак. Аваем, аваем. Ныжыл кумылан ава-влак, нунын шке шочшышт верч тыршымышт да тургыжланымышт нерген почеламут, ойлымаш ден калыкмут-влак. Ешыште да пашаште тыршыше ўдырамашлан пӧлеклыме моктеммут. Тыныс лийже тўнямбалне. Армий, кугу cap годым фронтышто, тылыште калык-влакын патырлыкым ончыктымышт, кызьггсе жапыште тыныслык верч шогымаш нерген сылнымут. Лўмлӧ марий писатель-влак. М.Шкетанын, О.Шабдарын, К.Беляевын, М.Казаков ден И.Осминын сылнымут аршашышт.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы «Почитай-ка» формируются следующие предметные умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание произведений до чтения, используя информацию из заголовка темы;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять краткие аннотации к прочитанным произведениям;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанном рассказе и стихотворении, выражать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Критерии эффективности реализуемой программы:
- сохранение контингента обучающихся к концу учебного года;
- систематичность посещения библиотеки школьной (городской);
- увеличение % качественного участия детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- удовлетворительные результаты контроля осознанности чтения по предмету литературное чтение;
Оборудование Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, экран, проектор,
Литература для учителя Марий йылме да литератур лудмаш дене примерный программе: С.Д. Дмитриев, А.М. Ефремов, «Уста туныктышо» лабораторийын членже -влак ямдыленыт - Йошкар-Ола:Марий туныктыш институт, 2011
Литература для ученика
Учебник "Лудшаш книга" 3класс С.Д.Дмитриев Йошкар - Ола: Марий книга савыктыш, 2006.
Календарно-тематическое планирование.
№
занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
Фактическая
1
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. (Алёнушка акаже ден Иванушка шольыжо.Руш калык йомак)
1
2
Шарль Перро «Красная Шапочка» (Йошкар Упш.)
1
3
Н.Носов «Огурцы» (Кияр)
1
4
Н.Новиков «Начинать только трудно»
(Туналаш веле йосо)
Р.Петрова «Два вида поведения» (Кок койыш)
1
5
Б.Данилов «Наша деревня» (Мемнан ялна)С.Вишневский «Родная земля» (Шочмо мланде)
1
6
К.Васин «Йошкар-Ола» В.Иванов «Песня про Йошкар-Олу»(Йошкар-Ола нерген муро)
1
7
Я.Ялкайн «Чорай» К.Васин «В.А.Мухин-Сави»
1
8
В.Сави «Летнее утро» (Кенеж йуд), «На лоне красивой природы» (Сылне пуртус лонгаште)
1
9
Р.Беляйкина «Знаменитая учительница» (Лумло туныктышо)
1
10
К.Мелихан «Счастье» (Пиал)
1
11
А.Фёдоров «Муравьи» (Кутко-влак) сказка
1
12
С.Чавайн «Пасеха» (Мукшотар)
1
13
Л.Воронкова «Душа радуется труду» (Паша чоным куандара)
Дим.Орай «На Буйской поляне» (Буй олыкышто)
1
14
В.Акцорин «В каждом марийском доме» (Кажне марий портышто) (Шорыкйол пайремым модын ончыктымаш)
1
15
А. Волков «Масленица» (Уарня пайрем)
1
16
М.Шкетан «Праздник цветов» (Йошкар Пеледыш пайрем)
1
17
Ю.Чавайн «Птицы осенью» (Кайык-влак шыжым)
1
18
М.Колосов «Маленький ёжик» (Изи шоншо)
1
19
В.Бианки « Заяц, тетерев, медведьи Дед Мороз» (Меран, Кудыр, маска да Йушто Кугыза)(йомак)
1
20
В.Даль «Годовалый дед» (Икияш кугыза)(сказка-загадка)
И.Крылов «Кузнечик и муравей» (Шудошырчык ден кутко)(басне)
1
21
Ю.Чавайн « Май» В.Бианки «Когда наступает весна» (Шошо кунам туналеш)
1
22
Б.Данилов «108 минут»
1
23
Мужик и медведь(Марий ден маска) (руш калык йомак)
1
24
В.Дмитриев «День Победы» (Сеныме кече) Ю.Артамонов «Мир»
1
25.
С.Николаев «Маме» (Авамлан) Ю.Артамонов «Мама»(Ава)
1
26
«Кукушка» (Куку) (ненец калык йомак)
1
27
Б.Данилов «Очередь» М.Емельянов «Самое дорогое слово» (Эн шерге мут)
1
28
Б.Данилов «Навеки останемся в памяти»(Курымешлан чапнаже кодеш) А.Мичурин-Азмекей «Кыраш гын, кыраш!»
1
29
Ю.Корольков «Лёня Голиков».
1
30
Г.Набатов «Подвиг девушки» (Удырын патырлыкше)
1
31
К.Курашкевич «Три сына» (Кум эрге)
1
32
Миклай Казаков «Берёза»(Куэ)
1
33
Иван Осмин «Расцвела калина» (Ошын койын, полан пеледалын)
1
34
Константин Беляев «В огороде» (Пакчаште)
1