Литературно-музыкальная композиция: Как память, как набат пусть песни о войне звучат

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Литературно-музыкальная композиция « Как память, как набат, пусть песни о войне звучат».

Цели и задачи: воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников; введение учащихся в ситуацию исторического действия посредством воспроизведения стихотворений, а также подобранных музыкальных фрагментов и фотоматериалов по истории Великой Отечественной войны; формирование уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне; развитие творческих способностей детей; воспитание любви к своим семьям, посредством общего дела.

Оборудование: слайдовая презентация, сопровождающая повествование; музыкальный фон; портреты героев Великой Отечественной войны; военная форма современная и тех лет; военные головные уборы; воздушные шары с привязанными к ним картинками голубей; необходимые музыкальные инструменты для выступлений родителей с детьми; свечи в подставках.

На сцене группа детей, одетых в белые балахоны, под которыми военные камуфляжи, с игрушками в руках застыла, изображая памятники. Начинает звучать мелодия песни « Я сегодня на заре встану…». Дети «оживают», начинают играть, весело смеясь. Мелодия сменяется тревожной песней «Вставай, страна огромная». В зале гаснет свет, включается подсветка сцены. Дети оставляют игрушки, надевают военные головные уборы, маршируя, подходят к краю сцены и читают стихи.

1 ученик:

- Я в дом вошёл, темнело за окном, Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло, Дом был оставлен, пусто было в нём, Но всё о тех, кто жил здесь говорило. Валялся разный мусор на полу, Мурлыкал кот на вспоротой подушке, И разноцветной грудою в углу Лежали мирно детские игрушки.

2 ученик:

- Там был верблюд, и выкрашенный слон, И два утёнка с длинными носами. И Дед Мороз - весь запылился он, И кукла с чуть раскрытыми глазами.

3 ученик:

- И даже пушка с пробкою в стволе, Свисток, что воздух оглашает звонко, А рядом, в белой рамке, на столе, Стояла фотография ребёнка.

4 ученик:

- Ребёнок был с кудряшками как лён, Из белой рамки здесь, со мною рядом, В моё лицо смотрел пытливо он Своим спокойным, ясным синим взглядом. Стоял я долго, каску наклоня, А за окном скрипели ставни тонко. И родина смотрела на меня Глазами белокурого ребёнка.

5 ученик:

- Зажав сурово автомат в руке, Упрямым шагом вышел я из дома Туда, где мост взорвали на реке И где снаряды ухали знакомо.

6 ученик:

- Я шёл в атаку, твёрдо шёл туда, Где непрерывно выстрелы звучали, Чтоб на земле фашисты никогда С игрушками детей не разлучали.

Дети опускаются на колени, наклонив головы вниз. Из-за кулис звучит голос ведущего учителя.

Учитель:

- Война! Она страшна и жестока. Когда война начинается, взрослые, прежде всего, стремятся оградить от неё детей. Страшно, когда дети идут на смерть. Они ещё не жили. И для этого взрослые готовы на всё. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой… Сегодня вместе с нами те, что ходили в атаку, закрывали собой амбразуры пулемётов, бросались с гранатой под вражеские танки. Прошу в знак уважения, стоя, встретить Парад Победителей.

Все в зале встают, дети на сцене тоже поднимаются с колен. Звучит мелодия песни «Журавли». От входа в зал строем выходят оставшиеся дети, в руках держа портреты участников войны. Выстраивают их на столы возле стен и садятся на места.

Из-за кулис на сцену выходят учитель с ведущей ученицей. На них военная форма тех лет. На экране идёт показ видеороликов эпизодов войны. Учитель с ученицей исполняют песню « А закаты алые».

Ведущая ученица:

- Спасибо, милые, родные, Нас защищавшие тогда И отстоявшие Россию Ценою ратного труда.

Все дети и родители из зала подходят к столам с портретами героев и кладут к ним гвоздики.

Учитель:

- И пусть сегодня в этом зале « Как память, как набат вновь песни о войне звучат».

На сцену поднимается первая семья и исполняют песню « На позицию девушка провожала бойца...».

Ведущая ученица:

- Когда на смерть идут - поют, А перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою - Час ожидания атаки.

Учитель:

- Снег минами изрыт вокруг И почернел от пыли минной. Разрыв - и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо.

На сцену поднимается вторая семья и исполняет песню « Твой дружок неживой лежит…».

Ведущая ученица:

- Если хочешь узнать о войне И о майской победной весне, Попроси солдатскую мать Письма сына её прочитать.

Учитель:

- На страницах застыли года 22 ему будет всегда: «Мама! Я здоров и живой!» А на утро последний бой.

На сцене третья семья исполняет песню « На безымянной высоте».

На экране памятник советскому солдату с ребёнком на руках. Выходят 5 детей и читают стихи.

1.

- Да, это было всё со мной, я помню - было: Тяжёлой пулей разрывной меня накрыло, Но на поверхности земной я здесь упрямо И только не иду домой - прости мне, мама!

2.

- Взревут моторы в тишине, надсадно воя, Рванутся полчища вперёд в смертельном строе, Пройдут вот здесь, мимо меня, топча живое, Поля засеют не пшеницей, а бедою!

3.

-Нет, мама, не могу я этот пост оставить: Где есть солдат из камня - есть и память. О том, что мы погибли не напрасно, Что жизнь без войн - привольна и прекрасна.

4.

- Не плачь и не скорби! - Ведь я с тобою: В ночи горю немеркнущей звездою. И с шаловливым солнечным лучом Хоть на мгновенье проскользну в наш дом.

На сцене следующая семья с песней « Полем, вдоль берега крутого, мимо хат…».

Учитель:

- Мы помним, помним и не забываем О подвиге: ни я , ни ты. И в благодарность возлагаем К подножию всегда цветы.

На экране под песню « Ты же выжил солдат…» идёт показ слайдов возложения цветов каждым ребёнком к военным памятникам.

Ведущая ученица:

- Сон короткий после боя В переполненной избе Я укрылся с головою Нежной мыслью о тебе. Положил я в изголовье Сумку верную свою, Оборвав на полуслове Пережитое в бою.

Учитель:

- И уже через мгновенье - Ни войны, ни маеты: В лёгких тканях сновиденья Надо мною только ты. Отступает всё куда-то Только ты и никого! Перед крепким сном солдата, Крепким, как любовь его!

На сцену поднимается из зала родитель, переодетый в военную форму и вместе с учителем исполняет романтический танец.

Ведущая ученица:

- Мы здесь не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и в будни приходи.

Учитель:

- Он защитил тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат.

Двое детей на сцене натягивают верёвку с прикреплёнными к ней письмами-треугольниками.

Учитель:

- Посмотрите на эти письма. Это ваши обращения со словами скорби, благодарности неизвестному солдату. Несколько строчек из каждого вашего письма превратились в одно « живое» послание.

Учитель зачитывает текст.

Письмо Неизвестному солдату. Здравствуй, Неизвестный мне солдат! Здравствуй, герой, чью юность опалила война, и на чью долю выпало нелёгкое военное время. Обращаюсь к тебе, как к живому, потому что верю в бессмертие души, а ещё больше - в человеческую память. Пока мы помним - ты жив! Вот почему я чувствую твоё незримое присутствие рядом, а ещё чувствую, что между нами существует связь - тоненькая ниточка, которая переплетает наши судьбы, заставляя по-новому посмотреть на действительность, дать оценку многим поступкам, совершённым мною. Мне бы очень хотелось хоть на мгновение побывать с тобой там, на передовой в 41 или в 43. Встретиться с тобой, поближе узнать и понять тебя, попробовать проявить себя. Ведь когда-то и ты, как и я, сидел за школьной партой, мечтая о будущей жизненной дороге, о большой светлой любви. Наверное, жизнь твоя должна была быть тихой, размеренной, как мечталось. Но вмешалась война и укоротила твой жизненный путь - путь от жизни к смерти, от смерти к бессмертию. Ты выполнил свой долг перед Родиной, не задумываясь. Отдал самое дорогое, что есть у человека - свою жизнь. Потому что безгранично верил в победу. Как бы я повела себя на твоём месте? Всё время спрашиваю себя об этом. Не знаю. Но ещё не раз мысленно буду возвращаться к тебе, чтобы сверять свои дела, мысли, поступки. Ты ушёл в бессмертие, чтобы мы - будущие поколения могли жить и творить. Низкий поклон тебе до земли, Неизвестный солдат! На сцене ещё одна семья с песней. Выходит ведущая ученица с зажжённой свечой. Ведущая ученица:

- Горит дрожащая свеча. Не дунь на пламя сгоряча. А ты, волшебный огонёк, О чём бы нам поведать мог?

Учитель:

- Посмотрите на горящую свечу. На что похож огонёк пламени?

Ответы детей.

- Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это - Вечный огонь. Он никогда не гаснет в знак того, что люди всегда должны помнить о погибших солдатах, защищавших Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков. Пожалуйста, зажгите свои огоньки и минутой молчания почтите память всех, кто отдал в борьбе с врагом самое дорогое - свои жизни.

Под звуки метронома дети и родители зажигают свечи, свет в зале гаснет. Минута молчания.

Ведущая ученица:

- Война закончилась, Но песней опалённой Над каждым домом до сих пор кружит. И не забудем мы, что 20 миллионов Ушли в бессмертие, чтоб вечно жить.

На сцене следующая семья выступает с песней.

Ведущая ученица:

- Над головою пуля просвистела; Шальная иль прицельная она? Но, как струна натянутая, пела Пронизанная ею тишина.

Учитель:

- Меня сегодня пуля миновала, Сердцебиенье успокоив мне, И в тот же час в лесу закуковала Весёлая кукушка на сосне. Хорошая, народная примета: Нам жить столетья, пополам деля Всю ярость бурь и солнечного света. Всё, чем богата русская земля.

- Вы видите, что над каждым из вас на шарике привязан белый голубь. Он - символ мира во всём мире. И сейчас я хочу, чтобы каждый из вас напечатал на обратной стороне своего голубка одну из фраз: « Нет войне!», « Мы за мир!» И мы все вместе отпустим наших голубей в небо.

Дети пишут на голубках фразы, затем все вместе выходят из зала на улицу и со словами: «Пусть всегда будет мир» отпускают воздушные шары с привязанными к ним голубками.

На этом мероприятие заканчивается.



© 2010-2022