Технологическая карта урока по теоретическим основам обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по МДК в рамках ПМ


Преподаватель Канаева Т.Н. ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»


Предмет. МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальной школе (ПМ. 01«Преподавание по программам начального общего образования»)

Группа, дата проведения урока. 2 «А», 6.Х., 2014

Тема урока. Учебники, учебные пособия. Требования к учебникам.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • раскрыть сущность предъявления содержания образования на уровне учебного материала;

  • продолжить формирование умения анализировать нормативные документы по организации учебного процесса в начальной школе;

  • создать условия для организации деятельности студентов по решению профессиональных задач;

  • продолжить работу по формированию навыка формирующего и критериального оценивания;

  • в процессе групповой работы осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития студентов.

Основные ресурсы

Педагогика. /Крившенко Л.П. и [др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 432 с. С. 273-274

Сластенин В.А. и др. Пелагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений //В.А. Сластенин. - 2-е изд., стнрнотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576с. С. 243-245;

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.: илл. С. 327-328;

Учебники для начальной школы (УМК «Начальная школа ХХI века», «Школа России», «Перспектива»)

Эталоны для оценивания (на слайдах)

Кейс-задача (для домашнего задания)

Дополнительные ресурсы:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО от « 6 » октября 2009 г. № 373

Место учебника в дидактической системе. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования «Эйдос», г.Москва.

Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] URL: pedlib.ru/Books/katalog. Этап урока Цель этапа Деятельность студентов Деятельность преподавателя Формируемые ОК и ПК Актуализация знаний. Раскрытие сущности базовых знаний по проблеме «Содержание образования» на основе знаний теоретического материала, законов и нормативных документов. На основе знаний ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, учебного плана МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №45», УМК «Перспектива» раскрывают базовые знания по проблеме. Для актуализации знаний проводится письменный опрос по проблеме «Содержание образования». Каждому студенту предлагается блок заданий из 6 вопросов.

  1. Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. На основании ФЗ «Об образовании в РФ» определите сущность современного подхода к отбору содержания образования.
  2. Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Назовите отличительные особенности известных Вам теорий формирования содержания образования.
  3. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Раскройте сущность причин стандартизации.
  4. ФГОС НОО - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает… Продолжите и раскройте сущность системно-деятельностного подхода на основе уроков наблюдения на производственной практике.
  5. Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. На уровне общего теоретического представления ФГОС НОО находит отражение в учебном плане школы. Каковы особенности учебного плана базы производственной практики. В какой части учебного плана эти особенности нашли отражение?
  6. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных программах. Раскройте содержательные линии УМК, который реализуется базой Вашей производственной практики.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. Рефлексия. Оценивание индивидуальной деятельности по предложенному эталону. Определение индивидуальных затруднений. Студенты оценивают собственные ответы по предложенному эталону по пятибалльной системе. Вскрываются индивидуальные затруднения. Какие задания вызвали у вас затруднения и почему? Формирующее оценивание. Оцените Ваши ответы по предложенному эталону (на слайде). Подводятся итоги этапа актуализации.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. Постановка целей и задач. Целеполагание.

Постановка цели урока.

Определение путей ее достижения. Выделяют новое. Намечают пути решения учебной задачи. Учебная задача. Прием «Яркое пятно». Среди понятий удалите уже известные вам. Выделите новое. Определите, что необходимо сделать, чтобы раскрыть сущность нового понятия. Наметьте пути решения учебной задачи.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Работа по изучению нового знания.

Раскрытие требований к содержанию учебника. Работа малыми группами. Составление информационной справки об учебнике.
Дается учебное задание малым группам по составлению информационной справки об учебнике. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету

  1. Найдите подтверждение в Стандарте, что данный учебник раскрывает содержание предметной области и направлен на решение конкретных задач реализации содержания образования.
  2. Учебник в рамках УМК должен иметь заключение экспертной комиссии.
  3. В структуре учебника выделяются главные и вспомогательные компоненты. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели. Дайте характеристику структурных компонентов учебника.
  4. На основе изучения теоретического материала составьте информационную справку об учебнике.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. Первичное закрепление полученных знаний. Закрепление новых знаний на основе анализа современного учебника с позиции дидактической системы.

Сообщения: история создания учебников «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Азбука» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского. Оценивают современные учебники с учетом подходов («Место учебника в дидактической системе». Хуторской А. В.)

История образования знает много хороших и в то же время разных учебников. Например, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Азбука» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского.

На основе сообщений попробуйте оценить современные учебники с учетом следующих подходов. «Прежде чем проектировать технологию создания современного учебника, следует определиться с целями и направлениями, по которых мы предполагаем идти. В настоящей момент в теории и практике создания учебников имеются, по крайней мере, три пути: Первый - дополнение и усовершенствование известных теоретических положений об учебниках, правка на этой основе имеющихся учебников, приспособление их к сегодняшним условиям и задачам. Второй - разработка наилучшей для данного времени теории учебника, единой для всех случаев. Третий - отказ от общей теории учебника и создание учебников с опорой на те или иные образовательные концепции, каждая из которых предъявляет к ним свои требования».

Как вы думаете, какие ошибки могут допустить авторы, следуя одним из выбранных путей?

Для справки используются материалы «Место учебника в дидактической системе». Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования «Эйдос», г.Москва.

Резюме. Согласно третьему пути теорий учебников существует столько, сколько существует педагогических систем. Каковы отличительные особенности построения учебников в УМК «Перспектива». Докажите на примере вашего учебника.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. Рефлексия.

Оценивание индивидуальной деятельности по предложенному эталону.

Определение индивидуальных затруднений. Студенты оценивают собственные ответы по предложенному эталону по пятибалльной системе. Вскрываются индивидуальные затруднения. Оцените Ваши ответы по предложенному эталону (на слайде).

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. Задание для самостоятельной работы студентов.

Осмысление содержания задания для самостоятельной работы.

Выявление индивидуальных затруднений. Студенты обращаются к учебникам, внимательно рассматривают обложки и форзац. Содержание кейс-задачи дается на слайде. Задают вопросы, вызванные индивидуальными затруднениями.

  1. Предлагается разработать макет обложки собственного учебника (по выбору студента).
  2. Решение кейс-задачи.
Традиционно учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников. Докажите реализацию данных функций на примере любого учебника для начальной школы или представленного вами макета.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. Рефлексия. Итоги урока.

Оценивание индивидуальной и коллективной деятельности.

Выявление затруднений.

Сообщают результаты формирующего оценивания по этапу актуализации, называют индивидуальные затруднения, оценивают индивидуальную деятельность в процессе всего урока.

Оценивает деятельность группы и отдельных студентов.

Выставляет отметки (критериальное оценивание).

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.



© 2010-2022