Урок окружающий мир 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающий мир 4 класс

Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели и задачи урока

Образовательные

  1. Сформировать представление учащийся о луге,как о природном сообществе

  2. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества

Развивающие:

  1. Формирование умений:

Определить тему и цель урока;

Получать информацию из разных источников;

Обобщать и делать выводы;

Правильно формулировать ответы.

2. Развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать и сравнивать

3. развивать зрительное восприятие

Воспитательные

  1. Формулирование коммуникативных явлений; работать в паре, в группе

Слушать ответы учащихся; Слушать и воспринимать речь учителя.

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: календарь погоды, раздаточный материал, иллюстрации на доске «Лес»

«Луг» ,фильм, «луга России», гербарий, « Лекарственные растения», музыкальный диск, «Весна» «На лугу пасутся Ко..»

Стихи С.А. Есенина « Поэт зима»



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа с календарем погоды

Учитель: у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать,
дождь иль снег - любое время года, надо благодарно принимать.

(Дежурный комментирует состояние погоды)

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, о каком природном сообществе я говорю : «Дом для растений и животных, грибов, защитник воздуха, водоемов и почв.( Лес)

Учитель: А что такое лес? ( Сложное единство живой и не живой природы)

Учитель: А что еще вы знаете о роли леса в природе и жизни людей? (место отдыха, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины)

Учитель: Какое время года сейчас? (Зима) Лес очень красив зимой ( на доске иллюстрация) Послушайте как С.А. Есенин описывал жизнь зимнего леса

Поет зима - аукает;

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака….

И дремают пташки нежные

Под эти вихри снежные,

У мерзлого окна

И сниться им прекрасная

В улыбках солнца ясная

Красавица - весна.

Учитель: о чем это стихотворение? ( Зимой лес засыпает и ждет теплого весеннего солнца, а птицы прилетают ближе к жилью людей. Не забудем их кормить т.к для птиц страшнее голод, чем холод.

Жизнь леса лучше изучать весной и летом.

В какой сказке зима уступила место весне, а весна - лету? (С Маршак

« Двенадцать месяцев») Скоро, скоро Новогодние праздники начнутся и все мы верим в чудеса. Вот сейчас мы пофантазируем и представим, что наступила весна. ( Дети закрывают глаза)

Звучит музыка « Весенние голоса»

Учитель читает отрывок из стихотворения « Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи. Вылезайте муравьи после зимней стужи…)

Учитель: Ребята, а что вы знаете о живых организмов в лесу? ( Они связаны между собой)

Сейчас мы проверим, как вы составили модель цепи питания для лесного сообщества

Сегодня мы будем работать сообща: в парах и командами. Желаю вам работать дружно и другу помогать. В конце урока мы определим какая команда работала активно и добросовестно.

Взаимопроверка в парах цепи питания.

( Если есть ошибки, исправляйте)

Дети читают вслух

Ком. №1 №2 №3

Учитель: Какие нарушения могут произойти в экологической связи по вине человека ( Дети дома составили правила - как вести себя в лесу)

Учитель : Я показываю рисунки, таблицы, а вы вспоминайте, что вредит лесному сообществу

  1. Не рвите весенние цветы!

  2. Не разоряйте муравьиные кучи!

  3. Не разжигайте костры в лесу!

Учитель: Давайте пожелаем здоровья лесу ( Дети читают стихотворение

« Будь здоров, зеленый лес» Е. Агранович ( по группам)).

Учитель: Передавайте тетради с д/з

  1. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с основным природным сообществом. Подумайте с каким?

Учитель: Там растет ромашка,

Лютик едкий, клевер кашка!

Что еще: гвоздика, смолка!

Колокольчик, хвощ как елка

А еще кошачьи лапки

Одуванчиковы шапки, подорожник, васильки,

Громофончики вьюнки, еще много разных травок у тропинок

У канавок. И красивых и пушистых. Разноцветных и душистых

( Г. Лагздынь « Луг»)

Учитель: Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно себя вести на лугу

Учитель : Посмотрите и послушайте, что такое луг ( Фильм «Луга России»)

Учитель : В чем же главное отличие леса от луга? ( В лесу деревья, а на лугу- травянистые растения, на лугу нет крупных животных.

Работа с учебником с 171- 174. ( Дети читают вслух )

Учитель : Что такое луг? ( Сложное единство живой и неживой природы.)

Учитель: Это общие признаки леса и луга. А почему крупные животные не живут на лугу? ( Им негде прятаться)

Фронтальный опрос

- Назовите травянистые растения луга ( с 170)

- Рассмотрите травянистые растения луга ( с 172,173)

Загадки: Угадай?

1 - Сидит на ветке он
на карнавал оделся

Весь в кружевах и пара шпор

Усы …Ну точно мушкетер! (Махаон)

2 - Кто постоянно потряхивает хвостиком? ( Трясогузка)

3 - Издает скрипучий крик «дерг-дерг» ( Коростель)

Учитель: Это очень быстрая птица)

4 - Выдает свое присутствие песенкой « пить-полоть» ( Перепел)

Учитель: Очень разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения

Как живут обитатели луга? ( Сообща)

Поэтому луг называют - природным сообществом

Сообщение « Насекомые санитары» (Готовят учащиеся)

Музыкальная физминутка « На лугу пасутся ко…»)

  1. Продолжение новой темы :

Учитель: А сейчас познакомимся со статьей « Луга и человек» А потом обсудим «Как вести себя на лугу!»

Чтение молча по учебнику

  1. Работа в группах по карточкам.

Ком. №1 а)насекомые

Б) лекарственные растения « ромашка»

Ком №2 а) птицы

Б)лекарственные растения «тысячелетник»

Ком №3 а) как вести себя на лугу?

Б)лекарственные растения «подорожник»

Выступление команд

Учитель: Я расскажу вам о лугах Донбасса ( « Красная книга»)

  1. Подведение итогов

- С каким природным сообществом вы познакомились? ( С лугом)

- Что общего у леса и луга ( Природные сообщества. Растения-животные-грибы-бактерии-единство живой и неживой природы.

Различие: Лес- деревья, луг - травянистые растения.

  1. Оценивание работы команд, отметки

  2. Д/з с 170-177, ответы и вопросы, цепь питания, « Луга» в тетрадь.



© 2010-2022