Урок обучения грамоте по теме Заглавная буква Ш (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда»









Урок обучения грамоте по теме:

«Заглавная буква Ш»


(Программа «Школа 2100»)

















Автор материала:

Жабина Елена Сергеевна, учитель начальных классов






2015 г


Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш»



Цели: - продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш]; - познакомить с заглавной буквой Ш; - формировать навык чтения по слогам и целыми словами; - расширять словарный запас учащихся; - воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: схемы человечков букв р, м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! - Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Повторим наши знания.

  • Звуки бывают … гласные и согласные.

  • Звуки мы слышим, а буквы … пишем.

  • Гласный звук образует … слог.

  • Гласные звуки бывают … ударными и безударными.

  • Сколько в слове гласных, … столько и слогов.

  • Согласные звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

  • После твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы

  • После мягких согласных пишется … и.

III. Ознакомление с новым материалом.
1. Характеристика и завершение схем-человечков.
- Откройте Букварь на с.82. - Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими) - Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный звук, всегда твёрдый). - Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).
2. Определение темы урока, постановка целей.
-Урок обучения грамоте по теме Заглавная буква Ш (1 класс) Отгадайте загадку:
Всё узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Дорога ей только крыска, С длинным именем Лариска.
- Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? ("Крокодил Гена и его друзья») Кто автор сказки? (Э.Успенский)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
- Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])
- Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)
- Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).
- Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ …с заглавной буквой Ш
УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш 3. Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной буквы.
  1. Работа в тетради для печатания с.26.

- Чем отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)
- Обведите по светлым линиям буквы на первой строке, допишите до конца строки самостоятельно.
  1. Работа в прописи. С. 0

- Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями, элементами с закруглением). (образец на доске)
Учитель показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».
- Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.
- Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)
- Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).
- Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это имена)
- Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.
  1. Физминутка.

V. Первичное закрепление материала.
1. Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием буквосочетания ши.
- Прочитайте столбики слов.
- Отгадайте загадку.
Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет. (Школа)
- Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.
- Выполним звуко-буквенный анализ слова школа. Ученик работает у доски (слово записано на доске)
- А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «ш».
Однажды решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша. Походила буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо. Хорошо ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу. ДУрок обучения грамоте по теме Заглавная буква Ш (1 класс)олго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и! А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
На доске: ША ШО ШУ ШИ
2. Работа в тетради для печатания с. 26.
- Обведите по светлым линиям слог ши. - Добавьте слог ши в окошки. Прочитайте слова, которые получились. - Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог "иш". (Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)
VI. Физминутка.
VII. Знакомство со стихотворением Д.Хармса «Кораблик».
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения. - Предположите, о чём будем читать? - Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице») - Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле мышата).
Чтение 1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух) - Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете? (Храбрые, плывут издалека, их четверо, друзья)
- Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)
Чтение 2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
- Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и котов) - Что значит «ушки на макушке»? - Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались? Как? (по описаниям)
Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чтение вслух.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание - нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.
IX. Подведение итогов урока.
- Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?

6

© 2010-2022