Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути использования новых технологии

Русский язык

4 класс

Тема. Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель. 1. Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическое значение прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование. 1. Картина «Осенний лес». 2. Шкатулка «Сердце»- для работы по чистописанию. 3. Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организация урока.

Приветствие гостей кивком головы и улыбкой доброжелательности.

А) Психологическая установка.

-Дорогие ребята! Вы видели уже достаточно много картин, беседовали о чувствах, эмоциях, которые вызывает у вас та или иная картина. Но каждая из них не повторима, достойна удивления и восхищения.

Все эти картины пробуждения жизни написаны самым известным художником- природой. Когда отправляемся из дома ранним утром, чувства радости переполняют наши сердца, хочется петь.

Как прекрасен этот мир! Посмотри!

  • Необъятно пространство! Течет время бесконечно. Мир вокруг меня прекрасен. Красота его бездонна. Вот разгадка всей Вселенной!

  1. Минута чистописания. Словарная работа.

-Высокое чувство благодарности мы поместили в шкатулку «Сердце»

Учитель:-Прочитайте эти слова. Вставьте пропущенную букву.

Дети: - Чувстуво. Вставили букву «в». Ее нужно запомнить.

  • Здравствуй. Вставили букву «в». Ее нужно запомнить.

  • Спасибо. Вставили букву «аЭто безударная гласная, непроверяемая ударением. Ее нужно запомнить.

Учитель:- На минутке чистописания мы повторим написание строчных букв-«в», «а». (показываю написание этих букв, а также х в соединении. Дети пишут в тетради.)

Учитель:- Напишите слова: чувство, здравствуй. Подчеркните букву, которую вставили, запомните написание этих слов.

  1. Обобщение.

- А сейчас усаживайтесь поудобнее, послушайте сказку.

Давно это было.

Однажды собрались вечером все части речи, сели за большой стол, поставили самовар, стали пить чай с калачами да крендельками. Разговор завелся о друзьях- товарищах. Стали части речи друг дружке доказывать, у кого друзей больше, кто самый лучший.

  • У меня друзей больше всех!- кричит глагол.

  • Нет, братец, у меня,- говорит местоимение.

  • Все части речи- мои друзья!- говорит существительное.

Надолго затянулся их спор. Но тут к ним пришла еще одна часть речи.

  • Не спорьте, друзья! Ведь самая лучшая- это я!

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Мне вам надо знать, беречь.

Затихли все части речи. Ведь ничего красивее они не встречали еще.

  • Посмотрите на себя,

Когда с вами рядом я.

Я крашу

Листья на дереве- краской зеленой.

Краской коричневой- горные склоны.

Краской оранжевой- жаркое солнце.

Разно№ краской- свой дом и оконце.

Желтой- колосья созревшего хлеба.

Синею краской- прозрачное небо.

Белого голубя- белым оставлю.

Целый рассказ я из красок составлю.

Учитель:- вот так разрешили спор части речи. Я думаю, все поняли, что это за часть речи?

Дети:- Это прилагательное.

Учитель:- Что такое имя прилагательное? Давайте послушаем отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль».

Госпожа Простакова хочет показать, как учен их сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что выучен грамматике.

  • Что ты знаешь о грамматике?

  • Многа. Существительна да прилагательна.

  • Дверь, например, какое имя: существительное и прилагательное ?

  • Дверь? Котора дверь?

  • Котора дверь? Вот эта.

  • Эта?... Прилагательна.

  • Почему же?

  • Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит, не вешена, так та покамест существительна.

  • Так потому у тебя «Дурак» прилагательное, что прилагается к глупому человеку?

  • И ведомо...

  • Прав ли Митрофанушка? А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

  • Дети:- Прилагательное- это часть речи, слов акоторой отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» и обозначают признаки предметов.

Учитель:

  • Ах, андо же было такому случиться!

Семь перьев в пути обранила жар- птица.

А ветер нашел их, присвистнул: Откуда?

Кто здесь потерял семицветное чудо?

Собрал, разложил в вышине полукругом.

И вспыхнуло чудо ярко над лугом.

Учитель:- Что это за чудо? (Радуга). Какой цвет у семицветного чуда?

Дети записывают «цепочкой» слова: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Учитель:- На какой вопрос отвечают эти слова? Какую роль выполняют прилагательное в нашей речи?

Дети:- Обогащает, украшает, делает нашу речь богаче.

Учитель:- Докажите это на примере стихотворения Бунина «Лес»

Ученица читает стихотворение:

Сегодня так светло кругом

Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом.

  • У меня было задание прочитать это стихотворение без прилагательных (читает без прилагательных).

(В то время, когда идет работа идет работа по стихотворению, два ученика выполняют работу по карточкам.)

Составляются рассказы «Осень», «Зима».

Наступило утор.

Подул ветер.

Земля покрылась ковром.

(Распространить предложения прилагательными, определить род, число, падеж прилагательных)

Учитель:- Каким членом предложения является прилагательное?

Дети:- Второстепенным членом предложения. Определением.

Учитель:- Докажите.

На доске ученик записывает предложение.

А) На смену теплому лету идет хмурая осень. (Разбирает его по членам предложения. Определяет род, число, падеж прилагательных).

Б) С высокого холма открывается вид на море (Задание тот же).

Учитель:- С какой частью речи связано имя прилагательное? Что общего у существительного с прилагательным?

Выборочный диктант.

Выписать существительное с прилагательными. Определить род, число, падеж прилагательных. Работа по вариантам.

  1. Синицу легко узнать по желтой грудке и черной шапочке на голове.

  2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице.

А) Проверка. (Ученик читает словосочетание, указывает род, число, падеж стоит прилагательных)

Б) проверка работ по карточкам.

(Дети читают составленные рассказы « Осень», « Зима»)

Ученик дает задание всему классу:

  • Назовите прилагательные.

Дети дают задание ученику:

В каком роде, числе, падеже стоит прилагательное?

Учитель:- А сейчас послушайте задачу.

Дано 3 прилагательных: прекрасное, красивые, хорошая. Что их объединяет? (Изменяются по числам и падежам.) какое различие? (Множественное число рода не имеет)

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 234 с68. Прочитайте. Объясните написание окончаний прилагательных. Письмо по памяти.

  1. Итог.

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы стали чуть- чуть мудрее, умнее, находчивее.

Пусть каждый из вас подумает и скажет, как вы поняли, что такое имя прилагательное, а Митрофанушка запомнит эти правила на всю жизнь.

Дети:

  • Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны.

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

Солнечное утро ( ср.р.,ед.ч)

Праздничная ель (ж.р., ед.ч)

Вкусные конфеты ( мн.ч)

Машенькин портфель (м.р., ед.ч.)

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе, то в ответе.

Дню (какому?)- теплому(-ому-Д.п)

К лицу зеленый цвет.

(Какого?) Дня- веселого(-ого- Р.п)

Сияет в роще свет.

Прилагательное живет в согласии с существительным.

Белое небо.

Белые ночи.

Белое все, что увидеть захочешь.

Учитель:- молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Возможно, кто- то из вас узнал для себя что-то новое, открыл цвет своей эмоции, почувствовал многокрасочность своего настроения, а возможно нет.

В любом случае работали мы все вместе на память о нашем уроке попробуем свое настроение выразить на листе бумаги.

  1. Домашнее задание.

Выразить свое настроение об уроке рисунком «Мир полон красок»


© 2010-2022