Статья «Занимательная словарная работа»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Занимательная словарная работа» В начальной школе на уроках русского языка мною используются различные виды работ со словарными словами. Составь предложение со словарным словом (словами) Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например: _______ ______ __ _____. (Сорока сидит на суку) Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы. Например: Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь 1)безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением; 2)буква д, обозначающая парный согласный [д], который можно проверить.

«Немой» словарик Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

«Толковый» словарь Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формируется навык грамотного построения предложений.

«Этимологический» словарик Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.

«Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.

Выборочный диктант Учитель читает предложение или текст. Ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

Схемы-угадайки На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. __О__О___(воробей, молоко,…) ______СС__(касса, масса,…) __Е____ДЬ(медведь, тетрадь,…)

Копилка-минутка На доске или на экране записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично - удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы)

«Лишнее» слово Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или при подведении к новому материалу. Например, тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: сорока, ворона, петух, корова, дорога. Далее идут рассуждения: 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух - всего 5. 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2. 3……… слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово - на согласную. 4…… слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а слово дорога - на вопрос что? И так далее. Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!

«Мнемонический» словарик Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. МЕБЕЛЬ из ели ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. КОСТЮМ. Костя носит костюм. ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть. ПЕНАЛ. У Пети пенал. БЕРЁЗА. У берёзы белый ствол. ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи. ПАЛЬТО. Пальто носит папа.

«Шифровки» Эту работу лучше давать вне урока, так как для его выполнения требуется немало времени, ведь важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Самое интересное при этом сам процесс работы. Ученики могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными. Шифровка «Слоговое сложение» Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА +ГО РОД=НАРОД ТРА ВА + У ГОН= ВАГОН ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН= ТЕЛЕФОН

Шифровка «Алфавит» Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 123456789… абвгдеёжз… В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова 1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) - в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «Убери лишнее» Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-либо определённому признаку. Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т,З, К, А, Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные)

Шифровка «Части слова» Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ Корень - как у слова МОРОЗИЛКА Суффикс - как у слова БЕРЁЗКА Окончание - как у слова КОНЬКИ В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ.

Шифровка «добавь гласные» (или «Испорченная печатная машинка») Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например, КПСТ (КАПУСТА) Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённых каким-то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК); это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА), РХ (ОРЕХ).

Кроссворды Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеурочной деятельности или в качестве домашнего задания.

«Проба пера» Этот вид работы практикуется в 3-4 классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
  1. На одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву)
  2. На наличие в словарных словах буквосочетаний -оро-, -оло-.
  3. Словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)
  4. Можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру(комнату), используя как можно больше словарных слов.


«Мудрый словарик» При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому языку, обогащает словарный запас. Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку______________(ГОРОХ) Береги но в большой_________(МОРОЗ) _______ не волк, в лес не убежит. (РАБОТА)
© 2010-2022