- Преподавателю
- Начальные классы
- Символы России и Воронежской области
Символы России и Воронежской области
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Кабанова И.А. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
14
Районный конкурс на тему: «Символы России и Воронежской области».
Номинация конкурса
Классный час.
НА тему: «Символы России и Воронежской области».
Подготовила учитель начальных классов
МОУ Бобровской СОШ №1 Кабанова И.А.
Тема классного часа «Символы России и Воронежской области»
Цель:
1.Формировать познавательный интерес к родной стране; создавать положительную основу для развития чувств; любви и преданности к Родине.
2.Познакомить с символикой Российской Федерации; «герб», «гимн», «флаг», «геральдика».
3.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
4.Содействовать становлению целостной гармоничной личности.
Оборудование: плакат современной России; изображение Герба, Флага России; изображение областной символики.
Ход урока:
1.Организация урока
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
2.Сообщение темы урока
Разгадывание ребуса:
Р 1 А(Р- Один- А)
3.Актуализация знаний
1) Чтение стихотворения Д. Кедрина. Это стихотворение было написано в тяжелые военные годы. 1942 году, когда фашисты оккупировали большую часть земли.
Ученик: Родина
Весь край этот ,милый навеки,
В стволах белокурых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос,
И тёмная роща где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,
И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.
И ливни- такие косые,
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: всё это- Россия,
Которую топчут враги.
2.Создание ассоциативного ряда.
-Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну ,в которой живёт; дом ,где родился; берёзку у родного порога; место где жили его предки? Наверное ,все это и есть родина, то есть родное место .Давайте послушаем стихотворение русского поэта о Родине. С. Есенин.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
3)Совместное формирование понятий
-Откуда произошло слово Родина?
Ученик: Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян РОДА. Главный город племени россов назывался РОДЕНЬ(РОДНЯ).Он был посвящён богу РОДУ.
РОДИТЬ-произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ- отец и мать ,у которой рождаются дети.
РОДИЧ- родственник, член рода.
РОДОСЛОВНАЯ-перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучая её.
РОДИНА-это и отечество, страна ,и место рождения человека.
НАРОД- нация, жители страны.
(просмотр слайда №1 Родина).
-Да ,действительно ,Родина-это место, где человек родился, вырос, г де живут его родные и близкие.
4.Формирование новых понятий
1.)Сообщение «Тайна имени».
-Как называется наша РОДИНА?
-Откуда появилось такое название - «РОССИЯ»?
-В старину РОССИЮ называли РУСЬЮ. Некоторые исследователи полагают, что слово»РУСЬ» происходит от слова «русло»-углубление, по которому течет река.
-Есть также предположение, что слово «Русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось»,поэтому русских называли россами ,а страну ,где они живут,- РОССИЕЙ.
Ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали РОССИЯ.
РОССИЯ…
РОССИЯ…
Раздолье …
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
-Как теперь полностью называется наша страна?
(РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ).
2.)Работа с физической картой РОССИИ.
-РОССИЯ- самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой территории и такой длинной границы.
В большой стране у каждого человека есть его маленький уголок- улица ,деревня, город, край, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множества таких мест и состоит наша великая РОДИНА.
Покажите на карте месторасположения нашего Воронежского края .
3)Знакомство С государственной символикой.
А)Игра «Убери лишнее».
-Как и все государства в мире, Россия имеет государственные символы .Слово «символ» в переводе означает сигнал, пароль, знак.
Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?
Герб, Гимн, Берёза, Флаг.
Имеют флаг ,и гимн ,и герб
РОССИЙСКАЯ держава,
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Б)Словесное рисование « Герб России».
-Слово « герб» происходит от немецкого слова «Эрбе»- наследство. Гербом называют изображение ,которое в условной форме показывает исторические традиции или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.
Давайте послушаем рассказы ребят :
- Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним - символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава - символы государственной власти.
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну -
Могучий величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла?
( Святой Георгий Победоносец).
В) « Легенда о святом Георгии».
- Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.
Г) Устное сообщение « История флага».
- А о каком символе государственной власти эта загадка?
Гордо я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный…
( флаг).
- Самые первые флаги были военные . Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.
У древних римлян флагов ещё не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима - легионов были свои значки, изображающие орлов нВ высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий. Интересно, что ещё в начале XX века почти такие же знамёна существовали у горных общин в Грузии, только изображали не дракона, а льва. Но надутые флаги всё же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале средних веков в Европе каждый рыцарь имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикреплённом к копью.
Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный - самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств - членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.
Д) Диспут« Что обозначают цвета Российского флага».
Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором - Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трёх основных сословий: белый - духовенство, синий - дворянство, красный - трудовой народ.
Позднее эти цвета стали истолковываться по-другому. Какую версию вы слышали, и какая вам наиболее близка?
( Учащиеся высказывают своё мнение).
А флаг России - триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
И даже девица красна.
Ведь красный - это красота,
Цвет крови, и цвет жизни,
И верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат ещё цвета два.
Цвет белый - это чистота,
России белые снега.
А благородство - синий цвет,
Синее рек российских нет!
***
Белый цвет - берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Е)Игра « Найди Российский флаг».
( На доске - изображения флагов разных стран, имеющих в своём составе три цвета: красный, синий, белый. Это - Россия, Франция, Югославия, Великобритания, Нидерланды. Учащиеся должны отыскать среди них российский флаг).
Ж) Конкурс « Допиши гимн России».
Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российской есть слова:
« Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил.
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
(Просмотр слайда №2 Символы России).
V. Физкультминутка.
Посмотрите, посмотрите,
Вот какой флажок у Мити.
Гордо он его поднял,
Влево, вправо помахал.
Он шагает на парад,
Митя - будущий солдат.
VI. Продолжение работы над темой урока.
1. Изучение областной символики.
А) Герб Воронежской области.
На красном щите - золотая гора.
Струится всегда по горе той вода.
Её изливает кувшин серебристый -
И льётся родник этот чистый-пречистый.
Дубовой листвою увит красный щит.
Вверху же корона златая горит.
Корону венчает вензель Петра
Прославил он край наш родной на века.
Б) Флаг области.
С полоскою синей
Наш флаг ярко-красный,
А в центре красуется
Герб наш прекрасный.
2. Знакомство с гербами городов Воронежской области.
( На доске - рисунки различных гербов Воронежской области).
А) « О каком гербе загадка?»
Щит пшеницею увит,
На щите кувшин лежит.
В нём всегда воды полно,
А вода как серебро.
С золотой горы журчит,
Изобилие сулит.
( Герб Воронежа).
Б) « О чём говорят гербы?»
Гербы ты эти рассмотри,
Что говорят они о городе - скажи.
-Давайте посмотри слайд об истории и символах города Боброва Воронежской области.
(просмотр слайда№3 Символы родного города).
VII. Коллективная творческая работа « Герб дружбы».
- Давайте придумаем герб нашего класса.
Выбираем:
1. Форму герба.
2. Символы.
3. Цветовые сочетания.
VIII. Подведение итога урока.
- Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля, людей, с которыми он живёт, любит свою великую страну, имя которой - Россия.
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
IX. Домашнее задание.
Оформление тематической классной выставки « Россия - Родина моя
Литература:
-
Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 9. - С.45-49.
-
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. - М., 2006.