Применение дидактических игр при обучении русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65»

Применение дидактических игр при обучении русскому языку.

работу подготовила

учитель начальных классов

Антонова Инна Геннадьевна




















Кемерово


Применение игр при обучении русскому языку. Многократность повторения особо важна на уроках русского языка, т.к. для прочности навыков в правописании трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в практику учащихся на уроке не менее восьми раз. Любой учитель знает, чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Занимательность, создание проблемной ситуации, неожиданная постановка вопроса, необычная форма ведения урока делают письмо лёгким, захватывающим, осознанным. Часто русский язык даётся ребятам труднее, чем остальные предметы, т.к. основывается на речевом развитии ребят, которые закладываются в период от двух до пяти лет. И если в этот период были проблемы, то восполняются они медленно и не легко. Но в русском языке всегда можно отыскать много интересного и увлекательного. Нужно только подать его детям. Что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Игровые ситуации, элементы занимательности и дидактические игры можно использовать при обучении русскому языку на протяжении всего периода обучения в начальной школе, при изучении различных тем и на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, проведении словарной работы, при подготовке к изучению нового материала и при изучении нового материала. Но особенно распространены дидактические игры и приносят хорошие результаты на этапах повторения и закрепления изученного.

  • «Грамматическая сказка». Много - много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в больное красивое слово». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть! Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали! От неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

  • «Вырастим деревья». Игра проводится по рядам. Дети каждого ряда выходят по одному к доске и записывают на веточках свои слова с данным корнем (деревья нарисованы цветным мелом на доске).

  • «Вертолина» .К доске крепится вертушка с корнями слов. Ученик вращает вертушку и выбирает слова, которые являются родственными с данным корнем. Он показывает слово классу и объясняет выбор. Если ученик выбрал верно - класс аплодирует, если нет - то все молчат, ученику даётся возможность выбрать слово ещё раз, исправить ошибку.

  • «Полминутки для шутки». У ребят на столах цветные фишки. Учитель читает стихотворения, а ребята откладывают фишки каждый раз, как услышат родственное слово. Потом фишки подсчитывают, вспоминают родственные слова и сверяют ответ.
а) Проплясали по снега Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки.

б) Мы построили скворечню

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Всё семейство вчетвером Проживает в доме том. Мать, отец и скворушки - Чёрненькие пёрышки. Кормит матушка скворчат, Целый день птенцы кричат: -Мы хотим добавку - Муху и козявку!
в) Жило было слово ход В слове выход, в слове вход, В слове ходики стучало И в походе вдаль шагало.
г) Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым, был он только словом. Это слово, слово - корень, разрастаться стало вскоре И плоды нам приносило - стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, с ним садовник идёт. Очень интересно гулять в саду словесном.
  • «Где чья семья».Учитель читает шуточное стихотворение. Дети собирают карточки - семьи, которые вразброс прикреплены к доске и находят ошибку, чья семья не встретилась?

На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ - Все водили хоровод Перепуталась родня, Не поймут, где чья семья. Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела. И сказала: «Я, друзья, Расскажу, где чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Грач, грачонок и грачиха, Лис, лисёнок и лисица, тигр, тигрёнок и тигрица, Гусь, гусёнок, гусеница». Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, ребятки, Чья не встретилась семья?
  • «Найди родственников». На доске нарисована осина и написано название дерева. Учитель читает слова и просит ребят, как только они услышат слово-родственник делать хлопок (или встать, или поднять руку).

  • «Разведчики». Учитель говорит детям, что сейчас они будут расшифровывать зашифрованные слова и записывать их. К шифру есть ключ - слова на одной карточке - родственные. Кто правильней расшифрует, запишет и выделит корень?

  • «Иду в гости». В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные - это «гости», жёлтые - это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают гостю задание, записанное на карточке. «Хозяева проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают «нового» гостя. (пересаживаются)

карточка с примерным заданием


Ф.И. гостя

Подбери однокоренные слова, выдели корень

Оценка

1.

2.

3.

Вода - ….., ………..

Цветы - ….,……….

Заяц - ……, ………..



  • «Горка». У ребят на столах карточки. Учитель говорит: «В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах, но оказалось, что горка волшебная и прокатиться может не каждый, а только тот, кто подберёт родственные слова, впишет недостающие буквы в пустые клетки». Начало, которое является для всех общим указано, надо найти только конец.
  • «Лото». Работа с лото проходит в парах. Один лист кладётся на каждую парту, и дети, сидящие за одной партой закрывают клетки лото, совещаясь друг с другом. Вместо фишек они используют разрезанные старые открытки. У ведущего (у учителя) карточки со словами. Учитель читает слово, а дети закрывают на своих карточках лото однокоренные слова.





Список литературы.
  • Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 1997
  • Бочек Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» //Начальная школа №1, 1999, стр.39
  • Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997
  • Минскин В.И. От игры к занятиям. М., 1988
  • Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987
  • Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под. ред. Л.П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995-383с.



© 2010-2022