Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Юный краевед»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО НачМИФТеХ

Протокол № 1

от 30 августа 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по ВР

_____________ Шарина И.Б.

УТВЕРЖДАЮ

директор МКОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2»

________________________Дитрих Л.А.

Приказ № ___ от «___» _______ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Кружок

«Юный краевед»







Программа составлена

учителем начальных классов

МКОУ «Шайковская средняя

общеобразовательная школа №2»

Хлыбовой Н.С.

Пояснительная записка
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 - 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего края, своей школы. Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей. Учебно-проектная деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • целеполагание, выдвижение гипотез;

  • ознакомление с литературой по данной проблематике;

  • овладение методами проектной деятельности

  • сбор собственного материала, его анализ;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Цели и задачи:

  1. Углубить и расширить знания учащихся по истории Калужской области, Кировского района, посёлка Шайковка, школы.
  2. Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
  3. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
  4. Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
  5. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
  6. Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена для детского объединения учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Программа рассчитана на 33 часа в год, в неделю 1 час.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини-сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники: Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания Составлять доклады, рефераты Оформлять дневник экскурсии (похода) Применять полученные знания на практике Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний Практиковаться в умении проводить экскурсии

Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Юный краевед» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Моя родословная

11

6

5

2

Малая родина - мой посёлок, район

8



3

Начальные навыки туризма

5

2

3

4

Охрана природы

4

3

1

5

Поиск

5

4

1

Итого:

33 часа


Содержание программы

1. Моя родословная. Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы. Краеведение - всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Родительский дом - начало - начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области. Семейный альбом Практические занятия: 1. Конкурс презентаций "Моя родословная", "Мой класс - вторая семья»" 2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи. 3. Герб семьи 2 . «Малая родина - мой посёлок, район»- 8 часов Моя школа, мой класс, мои учителя Мой дом. История школы. Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. 3. Начальные навыки туризма - 5 ч. Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре. Умей оказать первую медицинскую помощь Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу Что должен помнить турист Правила техники безопасности Практические занятия: 1. Поход в лес. 4. Охрана природы - 4ч. Растительность нашего края Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения Животный мир нашей местности Охрана окружающей среды, «Красная книга» Практические занятия: 1.Проект «Наша экологическая тропа» 5. Поиск - 5ч. Война - глазами очевидцев Оформление записей, фотоматериалов Практические занятия: Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков. Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Список литературы

  1. Журнал "Классный руководитель", № 2, 2005 год.
  2. Журнал "Классный руководитель", № 1, 2006 год.
  3. Журнал "Воспитание школьников", № 3,2008год.
  4. Журнал "Воспитание школьников", № 2, 2006 год.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
  6. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
  7. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Федоров, 2007
  9. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
10. Учительская газета, № 15, 2006 год. 11. Учительская газета, № 21, 2006 год. 12. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей 13. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12.


Календарно - тематическое планирование

Раздел 1. «Моя родословная»

№п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Вводная беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1


2

Имя твое

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

1


3

Фамилия - флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.

1


4,5

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

2


6,7

Семейные гербы

Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

2


8,9

Летопись семьи

Составление генеалогического древа семьи.

2


10,11

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи - история моего народа»

Работа по изучению биографии своих предков.

2


Раздел 2 «Малая родина - мой поселок, район»

12,13

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2


14,15

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы

2


16,17

Реставрация церкви в посёлке

Изучение истории церкви

2


18,19

Мой посёлок, район. За что люблю.

Беседа. Составление небольших рассказов о своей малой родине

2


Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

20,21

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.

Беседа. Практическая работа: укладывание рюкзака.

2


22,23

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.

Практическая работа

2


24

Поход в лес

Экскурсия.

1


Раздел 4 «Охрана природы»

25,26

Растительность нашего края.

Беседа. Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

2


27

Животный мир нашей местности.

Сбор информации о животных местности.

1


28

Защита проекта «Наша экологическая тропа»

1


Раздел 5 «Поиск»

29,30

Война глазами очевидцев.

Оформление записей, фотоматериалов.

2


31,32

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

Конкурс презентаций

2


33

Фотовыставка "Живи, родной край!" Сбор фотографий с видами посёлка. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. «Мой посёлок, район».

1


11



© 2010-2022